Учебное сотрудничество в начальной школе как способ формирования личностных УУД.
учебно-методический материал по теме

В работе говорится о применение групповой формы работы как одной из форм учебного сотрудничества учителя и ученика, а также между учениками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебное сотрудничество в начальной школе как способ формирования личностных УУД.

В современной теории и методике преподавания в начальной школе  утвердился личностно- деятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач.

Одной форм, основанной на учебном сотрудничестве младших школьников, являются групповые формы обучения,   потому что учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля, ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения вариантов решения задачи, различных точек зрения на одно и то же явление.

Сотрудничество детей друг с другом является основой для организации групповой (коллективной) формы обучения в начальной школе.

Варианты комплектования групп.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

  • По желанию
  • Случайным образом
  • . По определенному признаку
  • По выбору «лидера».
  • По выбору педагога.

Чаще  комплектую группы только тремя способами:

  • По желанию

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

  • Разделитесь на группы по ... человек.
  • Разделитесь на ... равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Видов групповой работы много. Например:

  • Работа в парах.
  • Игра «Продолжи».
  • Охота за сокровищами.
  • Снежный ком.
  • Мозаичная группа или Пазлы.
  • Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

Я использую лишь некоторые из них.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Принципы выбора заданий для групповой работы.

Очень важно подобрать задания правильно.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Слайд 12.

Правила совместной работы.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

На слайде показаны примерные правила совместной работы.

Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель создает, подмечает и поддерживает ситуацию успеха каждого ученика. На это и направлены те принципы оценивания групповой работы, которые были приведены выше.

При групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.

Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.

Примеры заданий для обучения в сотрудничестве на основе малых групп:

  • Выполнить задание по "цепочке" - прочитать, решить задачи и т.д.;
  • Выполнить микроисследование, например, изготовить памятку по различным случаям употребления мягкого знака;
  • Дать развернутый комментарий решенной на доске учителем задачи;
  • Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;
  • Подготовить доклад, реферат;
  • Придумать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам ("Что было, если бы:");
  • Составить к тексту расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы;
  • Составить загадки по какой-либо теме;
  • Составить кроссворды по темам или кроссворды - наоборот;
  • Составить тематические коллажи.

Интересно детям проводить исследовательскую и творческую работу в группах. Например, рассмотрим фрагмент урока "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" (3 кл.).

У.: Я хочу предложить поработать вам в группах. Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод, записав его схематично.

Алгоритм исследования

  1. Прочитайте слово.
  2. Определите часть речи.
  3. Определите род имен существительных.
  4. Какие звуки слышатся на конце слова?
  5. Определите, на какие группы можно распределить слова.
  6. Запишите слова, распределив их в группы.
  7. Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?
  8. Сделайте вывод. Сформулируйте правило.
  9. Сравните свой выводами с других групп.


Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночь.

Каждая группа выполняет задание на листах. Сравнивают свои работы. У доски рассказывают о своих исследованиях. Записывают схематично правило.

У.: Какова же работа мягкого знака в эти словах?

Д.: Грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.

У.: Какой вывод по нашей проблеме  сделаем?

На уроке окружающего мира при изучении природных зон класс делится на группы: ботаники, зоологи, географы и готовят материл. а потом обмениваются собранным материалом. При изучении темы Полезные ископаемые каждая группа  знакомится с отдельным ископаемым по карточке помогайке:

1.Название, условное обозначение

2. Свойства

3. Способ добычи

4. Значение и применение

5. Месторождения.

 В этом году мы начали изучение нового предмета «Основы светской этики» На этих уроках очень часто я использую групповую работу. Класс делится на группы по желанию и готовят либо доклад,  либо  презентация к зачетному уроку по теме.

Обучение в сотрудничестве помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал, более глубоко вникая в его содержание. Обучение в сотрудничестве дает каждому ученику возможность систематически проговаривать учебный материал, выражать свои мысли вслух, что способствует осознанному обобщению знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе

В работе даны :1.Теоретические  аспекты организации групповых форм учебно- воспитательного процесса в обучении младших школьников2.Практическая работа по использованию групповой формы организации...

Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе

В работе даны :1.Теоретические  аспекты организации групповых форм учебно- воспитательного процесса в обучении младших школьников2.Практическая работа по использованию групповой формы организации...

Использование информационно-коммуникативных технологий в рамках учебного сотрудничества в начальной школе

АннотацияИспользование информационно-коммуникационных технологий как одного из важных средств реализации такой комплексной педагогической технологии, как учебное сотрудничество, обеспечивает пол...

Принципы сотрудничества в начальной школе на основе гуманно-личностной техноогии Ш.А.Амонашвили .doc

Содержание: 1.Введение 2.Основные идеи педагогики сотрудничества 3.Исторические корни педагогики сотрудничества 4.Идея школы Амонашвили 5.Особенности образовательного пр...

Становление и развитие учебного сотрудничества в начальной школе,

Что такое учебное сотрудничество? Формы учебного сотрудничества. Групповые и парные формы учебного взаимодействия....

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...

«Проектирование универсальных учебных действий в условиях учебного сотрудничества в начальной школе»

Проектная работа по теме "Проектирование универсальных учебных действий в условиях учебного сотрудничества в начсальной школе"...