Проект "Лаборатория "Любознайка""
проект (4 класс) по теме

Дондокова Хандама Дашинимаевна

В проекте Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования  нового (второго) поколения  (ФГОС) вводится четкое различие двух фрагментов  единого фундаментального ядра содержания образования – предметного и метапредметного (деятельностного).  Предметное содержание может реализовываться через экологизацию содержания школьного образования.

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Лаборатория «Любознайка»»

В проекте Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования  нового (второго) поколения  (ФГОС) вводится четкое различие двух фрагментов  единого фундаментального ядра содержания образования – предметного и метапредметного (деятельностного).  Предметное содержание может реализовываться через экологизацию содержания школьного образования.

    На уровне начального образования педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды.  Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы. Это связано с тем,  что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их психологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность.

Ступень обучения

Задачи

Ключевые понятия

Ведущий вид деятельности

Начальная школа

Формирование опыта эмоционально-ценностных сопереживаний  проблемных экологических ситуаций, оперирования нравственными категориями, мотивации к действиям в интересах здоровья человека и безопасности жизни

Правила экологической безопасности.

 Экологическая культура. Связь здоровья человека и здоровья природы. Предосторожность. Бережное (экономное) отношение к любым природным ресурсам.

 Забота об окружающей среде.

Опыт применения УУД для  работы с необходимой информацией

«учусь экологическому мышлению»

       Наиболее актуальны сегодня проблемы развития самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития, самосовершенствования, умеющей находить способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически

мыслить, вступать в дискуссию.  В связи с этим встает проблема максимальной реализации группы поисковых, проектных и исследовательских  методов. Наиболее эффективными являются практические знания, которые строятся так, чтобы для ребенка это был постоянный процесс поиска решений и преодоления проблем. Такой подход развивает мыслительные способности (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), а нестандартность вызывает интерес к экологии, что в свою очередь повышает качество усвоения материала.

         В процессе экологического образования применение методик, развивающих дивергентное мышление, может оказаться очень эффективным. Экология как школьная дисциплина - чрезвычайно благодатная область для развития творческой личности. С другой стороны, изучение экологии без применения творческих алгоритмов вряд ли приведет к повышению уровня экологического образования. Это связано с интегративным характером самой экологии.  

       Исходя из этого, была выбрана цель проекта   саморазвитие младших школьников через экологизацию учебно-воспитательного  процесса.  

     Планируемые результаты освоения детьми младшего школьного возраста определены в соответствии с ФГОС НОО:

1.  Развитие учебной деятельности для достижения предметных и личностных результатов  через уроки и занятия по разным направлениям.

2. Развитие творческой, внеурочной, воспитательной и внешкольной деятельности для формирования личностных результатов и потребности непрерывного экологического образования и воспитания обучающихся.

  3. Развитие проектно-исследовательской деятельности для формирования у обучающихся метапредметных результатов.

 Новизна проекта заключается в определении структуры и направлений реализации     экологизации образовательного и воспитательного процесса:  

Урочная деятельность

Внеурочная и воспитательная деятельность

Экологическое образование в процессе изучения каждого предмета

Экологизация учебно-воспитательного процесса

1. Интеграция  экологии с разными

предметными      областями.  Практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках окружающего мира, литературного чтения, изо,технология. (сочинения по итогам экскурсий, акций, чтение художественной литературы о природе, животном мире родного края, художественное творчество, изготовление кормушек, выращивание цветов и т.д) На занятиях учащиеся занимаются изучением воды, воздуха, почвы, на пришкольной территории и экологической тропе. Информация, собранная  для проектов, имеет социальную значимость, акции, проводимые учащимися,  имеют практическую направленность.  Важно чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека.  Дети понимают, что нас окружает живое и в наших силах сохранить или отнять у него жизнь.

2. Введение регионального компонента «Забайкаловедение»

  • Экологические месячники, недели
  • Оформление кабинета
  • Олимпиады
  • Конференции
  • Родительские собрания (классные, общешкольные)
  • Пришкольные цветники
  • Праздники
  • Вечера
  • Акции.
  •   Конкурсы муниципального, регионального и всероссийского уровней.
  •   Практические работы, проектная деятельность учащихся
  •     Экскурсии
  •    Научные исследования школьников под руководством преподавателей
  •  Кружковая работа

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1 .Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Составить план мероприятий по экологическому обучению и воспитанию младших школьников на уроках, во внеклассной деятельности, способствующих саморазвитию личности младшего школьника.

  1. Разработать рабочие программы по окружающему миру, литературному чтению, изо, технологии, включающую материал экологического содержания.
  2. Осуществить мониторинг сформированности экологических представлений младших школьников.
  3.  Сделать выводы об эффективности своей работы.

Вид проекта: практико-ориентированный. Проект ориентирован на социальные интересы самих участников проекта (учитель-ученик-родители).

       По типу предметно-содержательной области проект представляет собой межпредметный проект, так как является продолжительным, предполагающим осуществление межпредметных связей, планирующим решить проблему экологического образования и воспитания.

     По продолжительности проведения он является проектом долгосрочным, так как срок его реализации составляет 4 года.

Объект исследования – экологическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования – самореализация младших школьников в процессе экологического образования и воспитания.

 Гипотеза – если осуществлять экологизацию учебно-воспитательного процесса, то сформируется потребность обучающихся к саморазвитию.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов:

Теоретических – анализ методической литературы, программ, материалов ФГОС НОО ;

Эмпирических – систематическое наблюдение в школьной практике, собеседование, анкетирование, обобщение полученных результатов.

Принципы и условия реализации проекта:

-Комплексность – создание дидактических и раздаточных материалов экологической направленности и внедрение в учебно-воспитательный процесс;

-Гуманизация – помощь обучающимся в осознании своей значимости в сохранении природы, а также в сотрудничестве для решения экологических проблем;

-Субъективность – признание ребѐнка как индивидуальной личности.

-Интеграция - формирование научно-познавательных отношений, установление целостно-нормативных ориентаций к окружающей среде, развитие практических умений по защите и улучшению природной среды, создание правил поведения в ней, а также способствует здоровому образу жизни.

Подходы к экологизации образования:

- Естественнонаучный- обучение через знания по предметам: окружающий мир

- Натуралистический- изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.

- Этнический- стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой.

Механизм реализации проекта:

Этапы

Содержание

Сроки

Примечание

Подготовительный

1 п/г 2013-2014 учебный год

Анализ литературы. Введение в тему. Создание рабочей программы и учебно-методического комплекса по предметам с элементами экологизации.

Основной

2 п/г 2013 – 2014 -   2016 г.г

Внедрение в учебный процесс дидактических материалов с элементами экологии на уроках  в 1 – 4 классах.  Реализация проектной деятельности обучающихся. Участие в экологических акциях, олимпиадах.

Распространение педагогического опыта на сайте школы, а также через участие во всероссийских дистанционных конкурсах «Педагогические инновации», «Познание и творчество», «Открытый урок», фестивале исследовательских работ «Я-исследователь»

Заключительный

2017 год

-мониторинг сформированности экологических представлений

-приобретение необходимого опыта в естественных условиях

-проявляет навыки экологической культуры в повседневной жизни

-способен управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений об окружающей среде

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.

Практическая значимость проекта
У
тверждать необходимость и целесообразность существования проектной деятельности по экологизации образовательного процесса не только с одаренными детьми, но и со всеми учащимися ОУ.
Механизмы выполнения проекта базируется на:

-опытно-экспериментальной, продуктивной, игровой и других видах детской деятельности непосредственно в природе
-
рефлексии учителя и детей    на каждом учебном занятии
Развитие на подготовительном этапе проходит через накопление эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества. Освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов.
На основном этапе идет применение освоенных эталонов и их преобразование в новых личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями.
На заключительном этапе происходит индивидуализация, гармонизация творческой индивидуальности.

 Ожидаемые результаты

- создание системной работы по экологизации содержания школьного образования через создание
-
 развитие способности детей к преобразованиям, к сотрудничеству, к своему видению предмета;
-повысится уровень знаний, экологической культуры родителей и учащихся;

-профилактика беспризорности и безнадзорности среди учащихся;

-формирование ЗОЖ;

-повышение самооценки детей;

-улучшение отношений между детьми внутри классов;

-формирование единых  экологических правил;

-активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы.;
- увлеченность процессом творческой проектной деятельности;
-увеличение численности детей, вовлеченных в проектную  деятельность