Дифференциация учебных заданий по математике для учащихся начальных классов
статья на тему
способы дифференциации учедных заданий по уровню сложности, самостоятельности, способу добывания иеформации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация
содержания учебных заданий по математике
Рассмотрим различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке математики на этапе закрепления изученного материала.
Предлагаемые способы предполагают дифференциацию содержания учебных заданий
- по уровню творчества,
- по уровню трудности,
- по объему изученного материала.
- Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значения выражений на основе изученных вычислительных приемов и т. п.
От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, поисковые, преобразующие), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т.п.).
В процессе выполнения творческих заданий школьники приобретают опыт творческой деятельности.
На уроке математики используются различные виды продуктивных заданий, например:
- поиск закономерностей;
- классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);
- преобразование математических объектов в новый вид (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
- задания с недостающими или лишними данными;
- выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
- самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.
- нестандартные и исследовательские задания.
Дифференцированная работа организуется различным образом.
Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1 группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости даются творческие задания.
Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.
Приведем примеры дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий из учебников математики Н.Б. Истоминой и И.И. Аргинской.
Пример №1. Даны выражения:
81 – 29 + 27 400 + 200 + 300 - 100
72 : 9 - 3 400 + 200 + 30 - 100
18 : 6 х 7 : 3 27 : 3 + 12 : 6 х 9
84 – 9 х 8 54 + 6 х 3 - 72 : 8
Задание для 1-й группы. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.
Задание для 2-й группы. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.
Задание для 3-й группы. Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.
Пример №2. Дана задача: «В вазе лежало 5 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»
Задание для 1-й группы. Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.
Задание для 2-й группы. Решите двумя способами.
Задание для 3-й группы. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.
Пример №3.
Задание для 1-й группы. Решите задачу: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?»
Задание для 2-й группы. Найдите в задаче лишние данные: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» Измените условие и решите задачу.
Задание для 3-й группы. Измените вопрос и условие задачи ) см. задание для 2 - й группы) так, чтобы общее количество конфет стало лишним данным. Запишите новую задачу и решите ее.
- Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
- усложнение математического материала (например, в задании для 1 - й и 2 - й групп используются однозначные числа, а для 3-й группы – двузначные);
- увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, 1 - й и 2 - й группам дается задача в 3 действия, а 3 – й группе – в 4 действия);
- выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3 - й группе дается задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите);
- использование обратного задания вместо прямого (например, 1 - й и 2 - й группам дается задание на замену крупных мер мелкими, а 3 - й группе – более трудное задание на замену мелких мер крупными);
- использование условных символов («сказочных цифр», букв и т.п.) вместо чисел или отдельных цифр (например, 3 - й группе предлагается задача не с числовыми, а с буквенными данными).
Приведем примеры дифференцированных работ.
Пример №1. Найдите значение выражений.
1-я группа. 2-я группа.
28 : 2 + 3 28 : 2 + 56 : 8
45 – 7 х 3 5 х 9 – 7 х 3
3-я группа
28 : 2 + (50 + 6) : 8 (35 - 30) х 9 – 7 х 3
Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.
Пример №2.
1-я и 2-я группы. Сравните числа:
54 и 7 63 и 64
9 и 26 52 и 32
3-я группа. Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы:
КС и Н К3 и К4
9 и РС 5Н и 3Н
Задание для 3 – й группы требует от учеников умений выйти на обобщение способа поразрядного сравнения чисел.
- Дифференциация учебных заданий по объему учебного материала.
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2 – й и 3 – й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.
Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.
Приведем примеры дифференцированных заданий.
Пример 1. Основное задание: «Найдите значения выражений».
15 – 7 12 - 6
13 - 8 16-9
14 – 9 11 – 8
Дополнительное задание: «Найдите сумму ответов в каждом столбике».
Пример 2. Основное задание: «Найдите площадь листа бумаги».
8 см
12 см
Дополнительное задание: «От данного листа бумаги отрезали часть:
4 см
4 см
- найдите площадь отрезанной части.
- найдите площадь оставшегося листа бумаги».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по математике для учащихся 3 классов
Олимпиада по математике для учащихся 3-х классов, районный уровень. Содержит критерии оценивания и правильные ответы....
Олимпиадные задания по математике для учащихся 4 классов
Олимпиада для 4 класса по математике. Районный уровень. Работа содержит критерии оценивания и правильные ответы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/23/picture-476246-1466706052.jpg)
Отчёт по проекту «Учебный комплекс по математике для учащихся начальной школы».
Данная презентация содержит отчёт по проекту "Учебный комплекс по математике для учащи хся начальной школы". Данная работа была проведена с учащимися 4 класса. Результат этой работы может использовать...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-384228-1389972633.jpg)
Неделя математики. Занимательные задания по математике для учащихся начальной школы.
Неделя математики.Занимательные задания по математике для учащихся начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-1064652-1538488707.jpg)
Сборник практических заданий и упражнений для учащихся начальных классов по региональному компоненту
Сборник содержит упражнения и задания национально-регионального компонента для учащихся 1-4 классов по Республике Хакасия....
Задания и упражнения по математике для учащихся начальных классов с ЗПР
Для развития познавательной активности учащихся на уроке математики используются разнообразные приемы и методы обучения, привлекая красочный наглядный и игровой материал, что позволяет вовлечь учащихс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1215370-1580890268.jpg)
"Разработки трёхуровневых заданий по математике для учащихся начальных классов по отслеживанию предметных результатов в контексте системно-деятельностного подхода"
Данный модуль имеет цель - познакомить педагогов с созданием, использованием трёхуровневых задач в начальной школе, а также интерпретацией их результатов для общеобразовательной практики....