Дифференциация учебных заданий по математике для учащихся начальных классов
статья на тему

способы дифференциации учедных заданий по уровню сложности, самостоятельности, способу добывания иеформации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_soderzhaniya_uchebnykh_zadaniy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация

 содержания учебных заданий по математике

        Рассмотрим различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке математики на этапе закрепления изученного материала.

        Предлагаемые способы предполагают  дифференциацию содержания учебных заданий

  • по уровню творчества,
  • по уровню трудности,
  • по объему изученного материала.

  1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значения выражений на основе изученных вычислительных приемов и т. п.

От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных.  Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, поисковые, преобразующие), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т.п.).

В процессе выполнения творческих  заданий школьники приобретают опыт творческой деятельности.

На уроке математики используются различные виды продуктивных заданий, например:

  • поиск закономерностей;
  • классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);
  • преобразование математических объектов в новый вид (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
  • задания с недостающими или лишними данными;
  • выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  • самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.
  • нестандартные и исследовательские задания.

Дифференцированная работа организуется различным образом.

Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости  (1 группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости даются творческие задания.

Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Приведем примеры дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий из учебников математики Н.Б. Истоминой и И.И. Аргинской.

Пример №1.  Даны выражения:

81 – 29 + 27                      400 + 200 + 300 - 100

72 : 9 - 3                           400 + 200 + 30 - 100

18 : 6 х 7 : 3                         27 : 3 + 12 : 6 х 9

84 – 9 х 8                          54 + 6 х 3 - 72 : 8

Задание для 1-й группы. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.

Задание для 2-й группы. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения  выражений.

Задание для 3-й группы. Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.

Пример №2. Дана задача: «В вазе лежало 5 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»

Задание для 1-й группы. Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.

Задание для 2-й группы. Решите двумя способами.

Задание для 3-й группы. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.

Пример №3.

Задание для 1-й группы. Решите задачу: «Для новогодних подарков привезли  48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?»

Задание для 2-й группы. Найдите в задаче лишние данные: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» Измените условие и решите задачу.

Задание для 3-й группы. Измените вопрос и условие задачи ) см. задание для 2 - й группы) так, чтобы общее количество конфет стало лишним данным. Запишите новую задачу и решите ее.

  1. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

  • усложнение математического материала (например, в задании для 1 - й и 2 - й групп используются однозначные числа, а для 3-й группы – двузначные);
  • увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, 1 - й и 2 - й группам дается задача в 3 действия, а 3 – й группе – в 4 действия);
  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3 - й группе дается задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите);
  • использование обратного задания вместо прямого (например, 1 - й и 2 - й группам дается задание на замену крупных мер мелкими, а 3 - й группе – более трудное задание на замену мелких мер крупными);
  • использование условных символов («сказочных цифр», букв и т.п.) вместо чисел или отдельных цифр (например, 3 - й группе предлагается задача не с числовыми, а с буквенными данными).

Приведем примеры дифференцированных работ.

Пример №1. Найдите значение выражений.

1-я группа.                           2-я группа.

28 : 2 + 3                             28 : 2 + 56 : 8

45 – 7 х 3                            5 х 9 – 7 х 3

3-я группа

28 : 2 + (50 + 6) : 8          (35 - 30) х 9 – 7 х 3

Усложнение заданий в данном случае заключается  не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.

Пример №2.

1-я и 2-я группы. Сравните числа:

54 и 7                63 и 64

9 и 26                52 и 32

3-я группа. Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы:

КС и Н                    К3 и К4

9 и РС                     5Н и 3Н

Задание для 3 – й группы требует от учеников умений выйти на обобщение способа поразрядного сравнения чисел.

  1. Дифференциация учебных заданий по объему учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2 – й и 3 – й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.

Приведем примеры дифференцированных заданий.

Пример 1. Основное задание: «Найдите значения выражений».

15 – 7                         12 - 6

13 - 8                         16-9

14 – 9                        11 – 8

Дополнительное задание: «Найдите сумму ответов в каждом столбике».

Пример 2. Основное задание: «Найдите площадь листа бумаги».

                                                                           8 см

                                                     

                                               12 см

Дополнительное задание: «От данного листа бумаги отрезали часть:

                                                            4 см                

                                                 4 см

  1. найдите площадь отрезанной части.
  2. найдите площадь оставшегося листа бумаги».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по математике для учащихся 3 классов

Олимпиада по математике для учащихся 3-х классов, районный уровень. Содержит критерии оценивания и правильные ответы....

Олимпиадные задания по математике для учащихся 4 классов

Олимпиада для 4 класса по математике. Районный уровень. Работа содержит критерии оценивания и правильные ответы....

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ по математике для учащихся 2 классов

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ по математике  для учащихся 2 классов...

Отчёт по проекту «Учебный комплекс по математике для учащихся начальной школы».

Данная презентация содержит отчёт по проекту "Учебный комплекс по математике для учащи хся начальной школы". Данная работа была проведена с учащимися 4 класса. Результат этой работы может использовать...

Неделя математики. Занимательные задания по математике для учащихся начальной школы.

Неделя математики.Занимательные задания по математике для учащихся начальной школы....

Задания и упражнения по математике для учащихся начальных классов с ЗПР

Для развития познавательной активности учащихся на уроке математики используются разнообразные приемы и методы обучения, привлекая красочный наглядный и игровой материал, что позволяет вовлечь учащихс...

"Разработки трёхуровневых заданий по математике для учащихся начальных классов по отслеживанию предметных результатов в контексте системно-деятельностного подхода"

Данный модуль имеет цель - познакомить педагогов с созданием, использованием трёхуровневых задач в начальной школе, а также интерпретацией их результатов для общеобразовательной практики....