Доклад по теме : Развитие способности учащихся к чтению.
методическая разработка по теме

Андреева Анастасия Геннадьевна

В докладе освещается проблема обучения школьников навыкам чтения, предлагается система работы по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Доклад

Развитие способности учащихся к чтению.

выполнила:

Учитель нач. классов

Андреева Анастасия Геннадьевна

     Навык чтения включает в себя 2 стороны: техническая и смысловая. В техническую сторону чтения включены следующие компоненты: способ чтения, темп чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. В смысловую сторону чтения входят: выразительность и понимание прочитанного.

     Рассмотрим цепочку становления технической стороны навыка чтения.

                     

    Способы чтения, приходящих в нашу школу, учеников разные. Некоторые читают послоговым способом, другие, по слогам и целыми словами, третьи целыми словами и лишь некоторые, наиболее трудные, прочитывают по слогам, четвёртые обладают беглым навыком чтения целыми словами и группами слов. И чем несовершеннее способ, тем медленнее читает ученик.

      Работаю с учеником на соответствующем его возможностям этапе, т.е. если он читает послоговым способом, то начитываю как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов. Конечно, читать тексты тоже нужно, но в небольшом объёме. Если ученик читает по слогам и целым словом, то с ним начитываю слова с простой и сложной слоговой структурой. Объём текстов увеличивается. Постепенно ученик начинает читать целым словом и группами слов. Это можно представить в виде лесенки.

                                                                         Целое слово

                                 (группы слов)

Слово + слог

                        Слог + слово

Слог + слог

Ни один из учеников не может перескочить через ступеньку, все проходят эти уровни.

       Сравнивая показатели скорости чтения за какой-либо промежуток времени, можно проследить за динамикой скорости чтения. У одних скорость увеличивается значительно, другие прибавляют мало. Скорость чтения и её динамика связаны между собой.

       Разберём понятие правильность чтения. Правильность – это чтение без ошибок: пропусков, замен или искажений букв, слогов, окончаний и т.д. На первом этапе (слоговом) ошибки могут возникнуть из-за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаружить, т.к. при чтении слогов (слов) с этими буквами ученик делает паузу перед прочтением слога. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве.

       На втором этапе, когда ученик читает по слогам и целыми словами, обнаруживаются ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Перестановки и пропуски слогов обусловлены недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Взгляд ученика хаотично скачет по строчкам, то забегая вперёд, то возвращаясь назад. На втором этапе ученик в основном читает орфографическим способом. На первых порах ученик читает только этим способом, но постепенно наряду с орфографическим чтением необходимо вводить в практику и орфоэпическое чтение.

       На третьем этапе, когда ученик читает целыми словами и только некоторые, наиболее сложные по структуре, прочитывает по слогам, для преодоления орфографического чтения наступает самое подходящее время. Ученику легче будет справиться с этой задачей, т. к. он уже читает целыми словами с достаточной скоростью, позволяющей угадывать последующее слово (или слог) по смыслу и произносить правильно. Замечу, что, начиная читать орфографическим способом, ученик увеличивает скорость. Чтение становится плавным, а не отрывистым, появляется интерес к смысловому содержанию, желание читать больше.

         

       Если навык чтения не формируется так быстро, как требует школьная программа, то необходимо вводить на уроках специальные упражнения. Процесс автоматизация навыка не произойдёт сам собой. В норме у разных детей его протяжённость длится от 1 года до 3 лет. А в случае возникновения трудностей он может растянуться до 5-8 лет.

       Организуя, работу по преодолению трудностей в чтении следует определить уровень сформированности навыка чтения у ученика, т. е. способ, которым он читает.

       Для этого предлагаю ученику прочитать текст.

       

       Ученик, читающий слоговым способом, будет читать слова медленно, делая паузы между слогами. В этот момент он вспоминает звук, который соответствует данной букве.

       Причиной  медленного чтения является многоэтапность процесса слогослияния: произнесение соответствующего звука, удержание его в памяти, слияние его со следующим звуком, который, как и предыдущий , был сначала «перекодирован» из буквы.

       Выявляю ошибки, которые возникли при чтении.

       Если  ученик нетвёрдо знает буквы, то он может делать ошибки в виде замен букв, имеющих одинаковые элементы. Например: вместо П читает Т, вместо Ш – Щ. В этом случае вместе с учеником анализировали, в чём сходство, а в чём различие этих букв, конструировали эти буквы, соотносили эти буквы с различными предметами, название которых начинаются с этой буквы или которые похожи на эту букву. Ш – нет пальчика: Щ – щекочет пальчиком.

             Ш                          Щ

 

       Бывают замены другого характера, когда ученик слабо различает не буквы, а звуки, т. е. звучание некоторых близких по произношению звуков. Это замены – по звонкости и глухости (вместо З-С, вместо П-Б) или по сходству звучания или произношения (Ч-ТЬ-Щ, Ж-З, Ш-С, Ч-Щ, Р-Л, Ц-С) и другие. Замены бывают связаны с неправильной артикуляцией отдельных звуков (вместо Р-Л, вместо Л-В). В этих случаях необходимы занятия у логопеда.

       Ученикам, которые часто пропускают слоги, переставляют буквы, «перескакивают» через строчку, даю лист с «окошечком». Это помогает избежать ошибок, связанных с невнимательностью ученика.

       Если окошко мешает ученику, требует от него дополнительных усилий и действий, отвлекает, то можно на строчку накладывать палец. Постепенно открывая слово, ученик читает последовательно появляющиеся слоги, что предотвращает перескакивание, перестановки букв.

      Постепенно, с увеличением скорости палец начинает тормозить чтение, т. к. мешает продвижению взора вперёд, поэтому сдвигаем его под строку.

      Если ученик теряет строчку, перескакивает через одну, этом случае используем закладку или линейку.

      В период послогового чтения развиваю поле зрения ученика. Поле зрения – это количество информации, которую фиксирует глаз за один взор. Нельзя сказать, что малое поле зрения мешает формированию слогового чтения, т. к. слоги коротки по написанию и умещаются целиком при однократной фиксации взора. Однако выполнение заданий на увеличение поля (бокового) зрения на данном этапе не являются для ученика трудоёмким, зато потом развитое боковое зрение поможет ему читать предложения.

      При формировании навыка чтения развиваю и личностные качества ученика: положительную мотивацию, самоконтроль и самооценку.

      Если ученик читает короткие слова быстро и целиком, а длинные по слогам, то он находится на переходном этапе чтения – от послогового чтения к чтению целым словом. Темп чтения при этом очень не ровный, то ускоряется то замедляется.

       Причина этого кроется в том, что отдельные слова ученик читает уже быстро, целым словом, а другие медленно, по слогам. Кроме того, ему приходится не просто читать, а еще и осознавать прочитанное. Осмысление может способствовать быстрому прочтению, когда ученик в процессе чтения по контексту догадывается о последующем слове и читает его быстро. Однако, когда догадка ученика ошибочна, он читает быстро но неправильно. Скорость чтения не поспевает за мыслью. Необходимо работать над технической и смысловой стороной чтения.

       Эту работу начинаю с упражнений на чтение и осмысления прочитанных слов, потом словосочетаний, потом предложений. Такое построение работы от простого к сложному обеспечивает плавный переход к новому способу чтения, т.к. объем и сложность текстовой информации нарастают постепенно и соответствуют возможностям ученика. В занятия включаю задания на развитие различных процессов, влияющих на качество чтения. Это упражнение на расширение поля зрения, на развитие внимания, на повышение темпа чтения, на совершенствование артикуляции, на развитие антиципации. Особое внимание уделяю переходу от орфографического способа к орфоэпическому.

       Для тренировки чтения коротких сов слитным способом ученику предлагается задание, на поиск какого либо слова в тексте. Это могут быть короткие и часто встречающиеся слова (он, она, все, или, так, и т.д.). Поиск может быть связан со смысловыми значениями слов. Например: «Прочитай слова и найди среди них название овощей» или «Правда ли, что четвертая по счету слово обозначает время года?». Такие задания учат ребенка «видеть» и читать короткие слова в тексте целиком.

       Постепенно ученик перейдет от чтения отдельных слов к чтению словосочетаний. Важно, что при чтении словосочетаний он должен не только правильно прочитать, понять прочитанное, но и осмыслить лексическую связь между словами, которая осуществляется через окончание слов. При чтении ученик допускает ошибки из-за того, что не «чувствует» эту связь. Для формирования этого навыка предлагаю упражнения, в которых встречаются слова с пропущенными окончаниями. Задача ученика дописать окончание, опираясь на второе слово. Например:

Хмур… небо, весел… песня, пожелтел… листья.

Эти упражнения помимо лексического чутья формируют у ученика антиципацию, он угадывает окончания до того, как его прочитал.

       После чтения словосочетаний ученик переходит к чтению предложений. Это маленькие по объему скороговорки и чистоговорки. Скороговорки развивают артикуляцию, они легки для чтения т.к. состоят из коротких слов, доступны для понимания и эмоциональны по содержанию. Например: Шапка да шубка, вот и весь мишутка.

       В чистоговорках троекратное повторение слова в начале слова позволяет правильно предугадать и произнести этот же слог в конце. В чистоговорках используются короткие слова, доступные для понимания. Например: За – за – за, уходи домой коза.

       Опасные ошибки, которые ученик делает в окончании слов, тем самым нарушая связь слов в предложении. Необходимо снизить темп чтения. Слово или словосочетание, в котором допущена ошибка, необходимо прочитать еще раз правильно и обсудить вместе с учеником, почему это место читается именно так. Если ученик не может снизить темп, примените «окошечко» (прорезь в окошке находится слева).

       Окошко с прорезью справа применяется в том случае, если ученик читает слово дважды. В любом случае необходимо объяснить ученику, для чего вы используете такое окошко.

       Особое внимание уделяю формированию самоконтроля. Учу самостоятельно выделять «опасные» места в тексте, в которых он может ошибиться. Перед чтением слово или словосочетание ученик подчеркивает карандашом в словах те буквы, которые произносятся иначе чем пишутся. Неважно, будет ли он при этом проговаривать эти слова вслух или сможет выполнить задание молча. Главное, чтобы после этого ученик смог прочитать текст орфоэпическим способом, опираясь на сигналы, которые были им проставлены.

    Если ученик читает большинство слов целиком и лишь некоторые (1-2 слова в предложении) прочитывает по слогам, то он находится на этапе «целое слово + слог».

     Анализирую слова, которые ученик прочитал по слогам. Слова объединяю в группы.

  1. Слова, смысл которых не совсем понятен ученику: наедине, взбредет, процедур.
  2. Слова, которые понятны ученику, но редко употребляются им в повседневной речи: обитатели, головушку, целебным.
  3. Слова со стечением согласных: краешке, плескаться. Сюда можно включить слова из 1-ой и 2-ой групп: взбредет, головушку, целебным.
  4. Слова содержащие 4 слога: загорают, головушку.

Отмечаю, что почти все слова повторяются, т. к. содержат несколько трудностей. Т.о., большая группа слов по различным причинам не поддаётся прочтению целым словом.

Рассмотрим причины, из-за которых ученик продолжает читать отдельные слова послоговым способом:

  • Отсутствие этого слова в активном словаре ученика.
  • Недостаточно полное понимание значение слова.
  • Наличие четырех и более слогов в этом слове.
  • Наличие стечения согласных.

    Поскольку 1-е две причины имеют смысловой характер, а последние 2-е – технический, то работаю одновременно и над чтением трудного слова, и над пониманием его значения. Работаю следующим образом. Сначала находим и выделяем в тексте проблемные слова (которые ученик читает по слогам). После этого объясняю ученику почему эти слова трудные. Выясняю, понимает ли ученик значение слова. Ищем это слово в толковом словаре, подбираем слова, похожие по смыслу. Поработав над пониманием, переходим к технике чтения. Произношу сначала сама, а потом вместе с учеником слово в быстром темпе несколько раз. Это необходимо для того, чтобы он услышал, как правильно произносится слово, и потренировался в его произношении. При этом необходимо, чтобы графический образ слова был перед глазами ученика. Изготавливаем небольшие карточки. Ученик записывает слово печатными буквами на карточке. Потом читает слово несколько раз без пауз. Постепенно ученик начинает как бы «узнавать» слово с одного взгляда и читать его целиком. Если попросить ученика прочитать текст, в котором встречаются уже отработанные слова, он читает их синтетическим способом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения».

        СодержаниеВведениеГлава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников.1.1 Психолого-педагогическая сущность пон...

Доклад по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и на кружке Мастерилка".

В материале рассказывается об уроках технологии во 2 классе по программе "Перспектива", Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова и др. Ребенок усваивает содержание учебного предмета...

Доклад по теме: «Развитие способностей учащихся в процессе игровой деятельности на уроках математики в условиях введения новых ФГОС»

Доклад по теме:«Развитие способностей учащихся в процессе игровой деятельности  на уроках математики в условиях введения новых ФГОС»...

Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"

Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"...

Доклад на тему " Развитие способностей обучающихся в процессе игровой деятельности на уроках математики в условиях введения новых ФГОС"

Развитие способностей обучающихся в процессе игровой деятельности  на уроках математики в условиях введения новых ФГОС...