Компетентностный подход по формированию ууд обучающихся начальной школы.
статья на тему

Компетентностный подход по формированию УУД обучающихся еачальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентностный подход по формированию ууд обучающихся начальной школы

2слайд

В настоящее время, когда компетентностный подход становится не только способом, но и необходимым условием повышения качества российского образования, особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий (УУД).

        Одним из главных условий успешности на первой ступени образования является формирование компетентностной среды в начальной школе.

       Существует несколько определений термина компетентстного подхода. Для себя я определяю его как   подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

3 слайд

      Сегодня нам, учителям начальной школы,  необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом  "Чему учить?", мы должны  понимать, «Зачем учить?» и "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий.

    Мы должны научиться не  передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Все реже рассматриваем учение как простую  трансляцию знаний от учителя к учащимся, а  чаще организуем  сотрудничество  учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Также, в основе успешности обучения, согласно стандарту  лежат универсальные учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

4слайд

          Я напомню, что термин «универсальные учебные действия» подразумевают под собой совокупность действий, обеспечивающих «умение учиться», они могут быть сгруппированы в 4 блока.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

-Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

-Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию

ЛИЧНОСТНЫЕ

-Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности

КОММУНИКАТИВНЫЕ

-Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен.

        

5слайд

     Каким же образом формируется  УУД? Через

-практическую  направленность обучения

- ориентацию учебного процесса на развитие     самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности

-изменение методики преподавания, введение современных 

образовательных технологий

           Чем сегодня владеют учителя начальной школы и что необходимо для формирования компетентности. Во-первых, это элементы проблемного обучения.  Такие как:

6 слайд

  Проблемный диалог .

Вместо объяснения темы - постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками

 И Продуктивное чтение.

Вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации

- вычитывание всех видов текстовой информации – глубокое понимание текста.

            Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять и главным вопросом решения этого является поиск и открытие нового. Часто ли мы решаем проблемы и ищем новые решения? Очень редко. А это значит - задача учителя – создать условия для возникновения проблемной ситуации, в которой ребенок захотел бы мыслить. Возникает необходимость использования современных технологий. Варианты постановки проблемы могут быть различны, приведу несколько примеров.

7 слайд

 Из диалога

Проблемная ситуация  через противоречие двух мнений. ( урок окружающего мира 3 класс)

-Из диалога героев нашего учебника возникает вопрос-противоречие. Отсюда вытекает учебная проблема и в беседе, опираясь на текст учебника,  находится ее решение.

8 слайд

Проблемная ситуация  - задание с удивлением.

 На экране вы также видите диалог героев нашего учебника . Создается ситуация удивления, дети понимают, что  у них недостаточно знаний , чтобы объяснить возникшее противоречие.

9 слайд        

Проблемная ситуация - задание с затруднением.

При изучении темы сложение дробей предлагаю детям задание сложить дроби 214=114. При сложении ученики получают разные результаты 314 или 318. Возникает затруднение, ребята сами формулируют тему урока:  научиться складывать дроби. Совместно с учителем  дети составляют  алгоритм  и формулируют правило  сложения дробей.

Использование проблемного диалога способствует формированию универсальных учебных действий:

  1. Регулятивные – умение решать проблемы 
  2. Коммуникативные – вести диалог
  3. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
  4. Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

- Таким образом, использование проблемного диалога позволяет  учителю  давать не готовое решение, а находить его совместно с детьми.

Особое внимание на уроках отводится вопросам учеников. Если ребенок задает вопрос, это говорит о том, что ребенок думает, находится в поиске. Иногда поставленный вопрос остается без ответа, я предлагаю найти ответ на этот вопрос самостоятельно или обратиться к учителям-предметникам. Так на уроке русского языка при знакомстве с падежами мы задались вопросом:   сколько падежей в английском, немецком и других языках. Дети с нетерпением ждали встречи с учителем английского языка, чтобы найти ответ на заинтересовавший их вопрос.

           Проблемные ситуации можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Ведь как сказал Л . Н . Толстой «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»

10 слайд

Другая образовательная технология – технология  продуктивного чтения.

       В настоящее время  большое значение уделяется  развитию критического мышления, умению анализировать, интерпретировать информацию. Эти умения необходимы при изучении многих предметов, они же подвергаются оценке в ходе государственной итоговой аттестации. Поэтому уже в начальной школе учителя работают по формированию продуктивного чтения, которое подразумевает под собой вычитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.

В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности  (технология продуктивного чтения),  которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

-просмотровое чтение (предвосхищение чтения, создание мотива для чтения.

- изучающее чтение (диалог с автором, интерпретация текста)

- рефлексивное чтение(как результат понимание авторского смысла, коррекция своей интерпретации)

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

11слайд

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

    Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют  цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.)Представлю работу с текстом на примере басни Толстого «Волк и белка»

1 этап. Работа с текстом до чтения.

 

Фрагмент урока № 1.

 12 слайд

- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

 Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)

1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.

 2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

(Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит.

2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)

- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)

13слайд

- Отгадайте, о ком будем читать?

            С ветки на ветку быстрый, как мяч,

            Скачет по лесу рыжий циркач.

            Вот на лету он шишку сорвал,

            Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

 

           Серовато, зубовато,

           По полю рыщет,

           Телят, ягнят ищет. (Волк)

14 слайд

- Прочитайте ключевые слова.

- Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло)

Проверим наши прогнозы.

15 слайд

 Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности. Читая, учащиеся снова комментируют текст, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают и сравнивают, аргументируя свой ответ, подтверждая его словами из произведения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Фрагмент урока №2

- Прочитайте текст про себя. (Слайд)

- А теперь прочитаем вслух по частям.

Вопросы по ходу чтения:

1ч. - Что делала белка? А волк? (Слайд)

2ч. – О чём стала просить белка? (Слайд)

      - Отпустил волк? С каким условием?

      - Как ответила белка на вопрос волка?

3ч. – Отчего же белки так веселы?

     - Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте. (Злость сердце жжёт). Что означают эти слова?

Много времени на уроке отвожу и самостоятельному чтению: «Читай самому себе». С этого начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребёнку увидеть, что ещё непонятно (тогда он задаёт вопрос классу или учителю), найти, что ему близко, и поделиться мыслями со всеми. В литературе главное – не информация, не знания, которые содержатся в художественном произведении, а эмоции, в которых уже заложено желание подражать тому, что нравится, и не делать того, что не нравится. В чувстве есть воля к поступку, а поступок всегда выше знаний и эмоций.

 16 слайд

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Фрагмент урока №3

- Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.) Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)

- Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)

- Кого осуждает автор?

17 слайд

1)- Составим модель – описание героев басни. 

Работа в группах. 1 группа – Белка. Какая она?

2 группа – Волк. Какой он? Проверим ваши работы

 

(На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)

- Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?

- А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? ( О людях)

- Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро))

18 слайд

2)- Что же такое добро? Работа в группах

1группа – записать ассоциации. Что такое добро?

2 группа – нарисовать. Что для вас добро?

Из наших ответов выросло Дерево доброты.

- Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре.

(Добро – 1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.

 2) Хорошее доброе дело.)

3) Игра «Добрые мысли, добрые чувства»

- Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.

- Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)

19 слайд

        Процесс работы с произведением –сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Как результат – высокий интерес учащихся к самостоятельному чтению книг из разных областей знаний.

 

Таким образом,  продуктивное чтение помогает

– формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора)

– извлекать информацию из текста

–  давать оценочные суждения,  в случае если  этого требует анализ текста

– умение работать по плану (алгоритму)

20 слайд

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход на уроках математики в начальной школе

Выступление на методическом объединении....

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Быть компетентным значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Смысл современного образования и воспитания заключается в развитии у обучающихся способности прежде всего:• адап...

Роль занятий в музее для формирования у обучающихся начальной школы познавательной активности.

В данной статье рассматривается важность музейной педагогики как науки. Занятия в музее очень важны для обучающихся начальной школы. Такие занятия способствуют развитию познавательного интереса, умени...

Приёмы работы с текстом на уроках как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.

Выступление на тему: Приёмы работы с текстом на уроках как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.Цель:  знакомство с приёмами работы с текстом как средство формирования УУД обучаю...