Главные вкладки

    Учебно-методический материал на тему:
    Методический анализ урока с точки требований ФГОС для начальной школы

    Миненкова Маргарита Вениаминовна

    Методический анализ урока поможет учителям при разборе открытых  уроков .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskiy_analiz_uroka.doc87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методический анализ урока

    с точки требований ФГОС для начальной школы

    Дата______Класс_____Предмет___________Учитель______________Кол-во уч-ся _____

    Цель посещения _____________________________________________________________

    Тема урока __________________________________________________________________

    Вывод о степени её соответствия рабочей программе _______________________________

    Цели урока, заявленные учителем _______________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    Анализ урока

    1. Организационное начало урока
    • Готовность уч-ся (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
    • Подготовленность классного помещения (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
    • Постановка целей и задач:
    • Тема урока сформулирована (четко и ясно, нечетко и неопределенно, не прозвучала)
    • Задачи поставлены перед уч-ся (четко и ясно, нечетко и неопределенно, не прозвучали)
    • Цели и задачи соответствуют теме урока (да / нет)

    1. Структура урока

    № п/п

    Этапы урока

    «+»

    « - »

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    Тип урока

    Урок первичного предъявления новых знаний (целевое назначение: первичное усвоение новых предметных результатов)

    Урок формирования первоначальных предметных навыков (целевое назначение: овладение предметными умениями, применение знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач)

    Урок применения предметных результатов (целевое назначение: применение предметных результатов в условиях решения учебных задач повышенной сложности)

    Урок обобщения и систематизации предметных результатов (целевое назначение: систематизация предметных результатов, УУД)

    Урок повторения предметных результатов (целевое назначение: закрепление предметных результатов, формирование УУД)

    Контрольный урок (целевое назначение: проверка предметных результатов, умения решать практические задачи)

    Коррекционный урок (целевое назначение: индивидуальная работа над ошибками)

    Комбинированный урок (целевое назначение: решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока)

    Учебная экскурсия (целевое назначение: непосредственное изучение явлений окружающего мира)

    Урок решения проектных задач (целевое назначение: практическая направленность изучения теоретических положений)

    Форма обучения

    Рассказ, самостоятельная работа, конференция, беседа, лабораторная работа, соревнование, лекция, контрольная работа, путешествие, семинар, зачёт, экскурсия, пересказ, анализ работы учащихся, консультация, проверка домашней работы, тест ___________________________________________________________________________

    Методы

    Объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, самостоятельная работа, описание ________________________________________________________________________________)

    Репродуктивный (пересказ, списывание с доски, работа с книгой _______________________________________________________________________________)

    Проблемный (объяснение с опорой на наглядность, ответ на проблемный вопрос, решение проблемных задач __________________________________________________________________)

    Исследовательский ( поиск информации, ____________________________________________)

    Частично-поисковый (коллективная беседа с выводом, _________________________________)

    Эвристический (открытие, _________________________________________________________)

    На уроке использованы необходимые средства обучения:

    Учебные книги, справочники, словари, тетради на печатной основе. Таблицы, карты, картины, муляжи, ТСО, интерактивное оборудование, инд.карточки, дид.материал _____________________________________________________________________________

    1. Работа над системой УУД

    УУД

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Личностные УУД, отражающие отношение к социальным ценностям

    проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

    различать основные нравственно-этические понятия;

    проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь

    проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

    различать основные нравственно-этические понятия;

    выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения

    идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

    соотносить поступок с моральной нормой;

    оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

    оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

    анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

    - оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

    мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,

    проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

    Личностные УУД, отражающие отношение к учебной деятельности

    воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся;

    выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

    воспринимать речь учителя и одноклассников, непосредственно не обращенную к учащемуся;

    применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

    воспринимать речь одноклассников, непосредственно не обращенную к учащемуся;

    оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность;

    оценивать инициативу, ответственность, причины неудач;

    применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

    проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

    Регулятивные УУД, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности

    планировать решение учебной задачи совместно с учителем

    планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

    удерживать цель деятельности до получения ее результата;

    оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);

    анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности,

    анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека;

    корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; 

    Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности

    оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

    осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); 

    анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

    оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)

    Познавательные УУД, отражающие методы познания окружающего мира

    выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

    воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

    анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

    фиксировать их результаты;

    проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

    различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, вычисление);

    выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

    применять таблицы, схемы для получения информации;

     применять модели для получения информации;

    презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

    Познавательные УУД, формирующие умственные операции

    сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

    приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

    сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;

    приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

    выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

    классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

    устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

     выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

    Познавательные УУД, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность

    выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

    выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

    высказывать предположения,

    обсуждать проблемные вопросы,

    преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

    моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

    исследовать собственные нестандартные способы решения;

    преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

    Коммуникативные УУД, отражающие умения работать с текстом

    воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

    находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи;

    составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану

    сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли;

    различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;

    сравнивать разные вида текста (учебный, художественный, научный);

    анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;

    Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания

    описывать объект: передавать его внешние характеристики,

    составлять небольшие устные монологические высказывания,

    описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

    составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

    писать сочинения, используя информацию, полученную из разных источников

    характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

    характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации);

    приводить доказательства истинности проведенной классификации;

    различать особенности диалогической и монологической речи;

    выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

    оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

    писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников

    1. Работа с классом
    • Формы работы с учащимися

    Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, групповая, коллективная, самостоятельная, ________________________________________________

    • Деятельность учащихся

    Слушают, пишут, читают, рассказывают, повторяют за учителем, составляют план, анализируют, работают с книгой, обобщают, сравнивают, отвечают ___________________________________________________________________________

    • Организация самостоятельной деятельности детей на уроке ______________
    • Опрошено на уроке ______________уч-ся
    • Оценка деятельности прокомментирована (да / нет)
    • Активность класса (активны все, активна группа уч-ся, большая часть класса пассивна)
    • Уровень усвоения знаний
    • 1 уровень – информация дана в готовом виде
    • 2 уровень – приобретены знания по образцу
    • 3 уровень – творческое применение знаний
    • Дисциплина учащихся: Отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная

    1. Проверка усвоения учебного материала

    Пересказ изложенного, тест, ответы на вопросы, самостоятельная работа,_________________________________________________________________________

    Самоконтроль, взаимоконтроль ________________________________________________

    Выборочно, интуитивно-визуально, содержательно, не проверялось________________________________________________________________________

    1. Домашнее задание
    • Объяснено и задано до звонка
    • Задано своевременно, но не объяснено
    • Задано после звонка
    • Не задано

    1. Итог урока
    • Подведён чётко и до звонка
    • Подведён, но после звонка
    • Подведён не чётко
    • Не подведён

    Психологическая атмосфера урока: положительная / отрицательная________________________

    Эстетическое оформление урока: да / нет _____________________________________________

    Соблюдение гигиенических условий: да / нет __________________________________________

    Соблюдение правил ТБ (по необходимости): да / нет ____________________________________

    Стиль отношения учителя и учащихся:

    • Активно-положительный (яркая педагогическая направленность, атмосфера доброжелательности)
    • Пассивно-положительный (сухость изложения, невыразительность, неэмоциональность)
    • Активно-отрицательный (грубость, невнимание к детям, напряжённая обстановка)
    • Пассивно-отрицательный (равнодушие, безразличие)

    Плотность урока (высокая, низкая, средняя)

    Урок был (яркий, живой, оригинальный, обычный, творческий, __________________________)

    Замечания по ходу урока____________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Проверяющий _________________________________

    Ознакомлен ___________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

    Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

    УУД и требования к уроку с точки зрения ФГОС НОО

    В работе представлен текстовый документ и презентация освещающие УУД и требования к уроку с точки зрения ФГОС НОО. Материал был представлен на выстеплении в рамках МО учителей начальных классов....

    Экспериментальное исследование (проект) "Современный урок с точки зрения ФГОС".

    Проект экспериментальное исследования "Современный урок с точкИ зрения ФГОС"....

    Проектирование учебных занятий с учетом требований ФГОС для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития

    Обобщение опыта работы с детьми с ОВЗ, имеющих задержку психического развития....

    контрольно-измерительные материалы по математике для 2 класса по окружающему миру . Все задания соответствуют программе общеобразовательных учреждений и требованиям ФГОС для начальной школы.

    Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру для 2 класса к учебнику  по программе " Школа России"(М.: Просвещение). Все задания соответствуют программе общеобразовательных уч...

    контрольно-измерительные материалы по математике для 2 класса по окружающему миру . Все задания соответствуют программе общеобразовательных учреждений и требованиям ФГОС для начальной школы.

    Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру для 2 класса к учебнику  по программе " Школа России"(М.: Просвещение). Все задания соответствуют программе общеобразовательных уч...

    контрольно-измерительные материалы по математике для 2 класса по окружающему миру . Все задания соответствуют программе общеобразовательных учреждений и требованиям ФГОС для начальной школы.

    Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру для 2 класса к учебнику  по программе " Школа России"(М.: Просвещение). Все задания соответствуют программе общеобразовательных уч...