Проектная деятельность в начальной школе.
статья на тему

Азизян Лариса Николаевна

В современном информационном обществе нужны не столько знания, сколько умения добывать их и применять во всевозможных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 

    Проектная деятельность в начальной школе.                        

Слайд 1      Практическая актуальность: Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в  образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.

      Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В современном информационном обществе нужны  не столько знания, сколько умения добывать их и применять во всевозможных ситуациях. Именно это является главной задачей, сформулированной в Новых образовательных стандартах.

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, на самостоятельное овладение знаниями, на творческий подход в обучении.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает организация проектно-исследовательской деятельности.

Слайд 2       Так что, же такое проект?

  Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед».

Проект – это одна из форм исследовательской работы.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д.

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Под учебным проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Слайд 3      Что такое проект для ученика?

Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе.

Слайд 4     Что такое проект для учителя?

Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать у учащихся умение проектирования. Работа над проектами позволяет учителю обучить детей поиску необходимой информации, приёмам самостоятельной работы, позволяет выйти за рамки привычной организации учебного процесса, разнообразить формы работы.  

Слайд 5      Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков.

  • Социальных - умение работать в группе; умение  выполнять роли лидера, исполнителя оппонента; умение пойти на компромисс.
  • Коммуникативных - слушать и слышать, принимать другое мнение,
  • высказывать свое мнение, презентовать результат работы.
  • Мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

Слайд 6      В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:

  • по доминирующему в проекте виду деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
  •  по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
  • по месту проведения: урочные, внеурочные;
  • по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения.
  • по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные

Слайд 7       Этапы подготовки проекта можно выразить в правиле  «пять П»!

  • Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.
  • Проектирование –процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме.
  • Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
  • Продукт проектной деятельности -  конечный результат разрешения поставленной проблемы.
  • Презентация – публичное предъявление результатов проекта.

Все сказанное справедливо и по отношению к учащимся начальной школы. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной  деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проекта, то нарушается преемственность между этапами развития учебно–познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается  впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

  Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную деятельность, должна быть в области познавательных интересов учащихся в зоне их ближнего развития.

  Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы впоследствии сможете применять такие умения?»

  Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.

   Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки- наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен проект.

  Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности- презентация  (защита) проекта. Защита проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Для этого они готовят небольшое выступление с рассказом о своём проекте.

  Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого–физиологические особенности младших школьников.

                            2. Результативность опыта

Слайд 8      Метод проектов я использую  в своей практике четыре года. Первые два года эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни нашего класса.  Попытки использовать метод проектов  на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными. В своей работе в начальных классах я использую различные виды проектов.

Слайд 9   Учащиеся первых и вторых классов еще только усваивают особенности работы над проектами, овладевают элементарными знаниями. Слайд 10    Свою работу над проектами  в данное время я строю на выполнении вместе с учащимися разноуровневых заданий, подбираю упражнения для совместной деятельности с ними.

Слайд11  В рамках урочных занятий в 1-2 классах использую специальные организационные формы и методы: проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценку, рефлексию.

Достаточно часто я использую в своей работе практико-ориентированные, исследовательские, информационные проекты в рамках одного предмета (монопроекты), чтобы по времени укладывались в один урок (минипроекты) или в несколько уроков (краткосрочные проекты). На этом этапе чаще появляется парная и групповая форма работы, в ходе которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах.

           В ходе этой работы я пришла к выводу, что  проектную деятельность необходимо использовать при работе с младшими школьниками, так как она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни.        

В Образовательной системе «Гармония», по которой работаю я, проектная деятельность рассматривается как  форма внеурочной деятельности.

Проектную деятельность предваряю необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагаю собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия служит одним из основных источников информации по теме. Дети знакомятся, как расположить материал и какими ссылками его  дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на возникающие вопросы.

В итоге внеурочная проектная деятельность состоит из двух компонентов: работа над темой и работа над проектом.

Слайд12    При этом, работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

А работа над проектами – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Слайд13   Основные этапы внеурочной проектной деятельности:

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4. Реализация проектов.

5. Презентация.

6. Самооценка процесса и результата деятельности.

Слайд14     Выбор темы.

Работа над темой мы начинаем с её выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она достаточно ёмкая, а в ней выделяется много разных подтем по интересам детей. Например, в теме «Новогодний праздник», проводимый мною в 3 классе с целью: расширить знания учащихся в области истории новогоднего праздника и выполнить групповую работу – Новогодняя ёлка, выделяются подтемы: «История возникновения праздника», «Новогодние традиции », «Николай Чудотворец»,  «Новогодние волшебники в разных странах», «Отличие внешнего вида Деда Мороза  от Санта Клауса» с использованием презентации, «Где живёт Дед Мороз?»

Сбор сведений.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. В качестве источников информации выступают книги, фильмы, экскурсии в музей, родители.

Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее.

Выбор проектов.

После завершения этапа сбора информации предлагаю детям принять участие в реализации проектов. При этом знакомлю детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя им возможность самим придумать свои проекты. В первом классе лучше не озадачивать детей придумыванием своих проектов, а предложить им на выбор доступные и реально выполнимые проекты.

Слайд15    Реализация проектов.

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (на некоторых уроках и после) и вне школы. Если есть опасение, что ребёнок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом, прихожу ему на помощь или советую обратиться к родителям.

Каждый ребёнок имеет право:

– не участвовать ни в одном из проектов;

– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

– выйти в любой момент из любого проекта;

– в любой момент начать свой, новый проект.

Презентации.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Самооценка.

Итоговым моментом в работе над любым проектом является самооценка процесса и результата собственной деятельности. Эту самооценку мы осуществляем с помощью самооценочных листов.

Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое.

Примерами проектов, созданных с учащимися могут служить:

  • Слайд16     Проект «Растения» (фото)
  • Слайд17   Конкурс стенгазет «Увлекательная математика»  (фото)
  • Слайд18     Проект, посвящённый празднованию Дня Победы 9 мая 1945 г. (фото)

Заключение.

Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Поэтому, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, а это необходимо для реализации стандартов второго поколения.

Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.

Слайд19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....