адаптация первоклассников в условиях ФГОС
статья на тему

Гольцова Евгения Николаевна

Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе. Результаты адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov_v_usloviyakh_fgos_noo.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Верхне – Ольшанская ООШ» Пристенского района Курской области

 Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе. Адаптация первоклассников в условиях ФГОС.

           Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому в школе мы стараемся создать психолого-педагогических условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению.

   Наблюдение за первоклассниками показало, что их социально-психологическая адаптация в течение первых двух месяцев обучения в школе прошла успешно.

   Дети относительно быстро освоились в новом коллективе, нашли себе друзей, у детей всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности и поручения. По словам родителей, дети с большим удовольствием ходят в школу.

 У детей сформировано адекватное поведение как на перемене, так и на уроке. Ребята овладели навыками учебной деятельности: самостоятельно готовятся к уроку, знают расписание уроков, правила поведения на уроке и в школе частности, умеют работать с учебником, научились ориентироваться в тетради и т.д.

Для успешной адаптации были выделены следующие условия:

    организация режима школьной жизни первоклассников;

    организация оздоровительно-профилактической работы;

    организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;

    организация внеурочной деятельности первоклассников;

    изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

         Для лучшей адаптации детей в 1-х классе введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели.

        Оздоровительно – профилактическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с учителем физкультуры, с родителями. Для родителей разработан цикл мероприятий (родительские собрания, беседы, памятки), направленные на просветительскую деятельность по предупреждению заболеваний в адаптационный период, укрепление здоровья детей и пропаганду здорового образа жизни.

          Одним из благоприятных факторов адаптации первоклассников к учебно-познавательной деятельности является функциональная готовность к школе. Подготовка проводилась в июне месяце. Она предусматривала решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести будущих первоклассников в новые учебные предметы. В это время происходило освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как   освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания. Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к адаптации учащихся в процессе всего периода обучения.

          Во время учебной деятельности для облегчения процесса адаптации учитываются особенности первоклассников. В уроке представлены несколько структурных элементов: орг. момент, актуализация знаний, постановка темы и цели урока, «открытие новых» знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классе осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС.          Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Для составления расписания занятий внеурочной деятельности были учтены все направления, предложенные базисным учебным планом.

        Тесное сотрудничество школы с родителями даёт ребёнку уверенность в своих силах, он не чувствует себя оторванным от дома, семьи, что положительно сказалось на адаптации ребёнка к школьной жизни. Родители моего класса являются частыми гостями в школе. Они участники линеек, праздников, конкурсов, помощники в проектной деятельности своих детей.

     Анкетирование родителей показало, что все учащиеся с большим удовольствием посещают школу. Все дети настроены на процесс учения положительно.

   

        Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Поэтому я считаю, что одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил. Сензитивным периодом для становления самооценки, как особого компонента самосознания, является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.

На протяжении всего учебного времени я провожу упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии. Вот некоторые из них:

 - выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях и прописи), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда, например, написания новой буквы.

- научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания я ставлю детей в роль учителя, для этого можно просто поменяться тетрадями, прописями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте;

 - выполнение самооценки на различных этапах урока, например, этап первичного закрепления, задание – вставить пропущенные слагаемые. Прежде чем дети приступят к выполнению данного задания, прошу каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием. Возможны два варианта такого само оценивания:

- ребенок оценивает себя до выполнения работы, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения;

- ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем еще раз – после учительской проверки. Причем, замечено, что дети не скрывают своего незнания, неумения. Это позволяет им по-новому взглянуть на свои способности, на свое старание или отсутствие его, а прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя.

        Предлагаемые способы оценивания позволяют:

 ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.

 учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию. (В сентябре была завышенной у 2 учащихся, заниженной у 2). Наблюдения показывают, что на втором месяце обучения практически все дети способны адекватно оценивать свои работы. Дети также видят свои слабые и сильные стороны. Начинают комментировать свою оценку. Стараются улучшить результат. Могут оценить работу своего товарища. Учатся работать в паре, группе. )

 родителям: своевременно помочь своему ребенку исправить положение.

       Таким образом, работа по созданию психолого-педагогических условий к обучению имеет широкий спектр мероприятий, которые обеспечат благоприятное течение приспособления первоклассников. Но в то же время говорить о конечном результате можно будет только в конце первого года обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников в условиях ФГОС

Благоприятные и неблагоприятные факторы адаптации учеников 1 класса. Результаты анкетирования родителей. Что такое самооценка? Способы самооценивания....

Адаптация первоклассников в условиях ФГОС.

Как проходит адаптация первоклассника в условиях реализации ФГОС НОО. Самооценка....

Адаптация первоклассников в условиях ФГОС

Выступление на РМО учителей начальных классов " Адаптация первоклассников в условиях ФГОС".Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условия...

Адаптация первоклассников в условиях ФГОС

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого ...

Адаптация первоклассников в условиях ФГОС

Приходя в школу, все дети  переживают и волнуются, выражается это по - разному: одни привлекают к себе внимание подвижностью и чрезмерной активностью. Другие, наоборот, как будто замирают, говоря...

Выступление на ШМО учителей начальной школы "Адаптация первоклассников у условиях ФГОС"

В данной работе рассказывается об адаптации первоклассников  школьной жизни....

Адаптация первоклассников в условиях ФГОС

         Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам...