ИКТ
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему

 Программа кружка «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy.rar800.7 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Малиновский

«Рассмотрено

на методическом объединении»

протокол №  7

от «10» июня 2014 г.

«Рассмотрено

на Методическом Совете»

протокол № 7

от « 11 »  июня 2014 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

Казанцева Н.В.

«21»августа   2014 г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ СОШ п. Малиновский

Куклина И.В.

Приказ №  293

« 21 » августа 2014 г .

                                                                                 

                                                                                Программа

                                                  индивидуально – групповых занятий   « Эрудит»

                                                                                                                                   Составитель: Боревич С.В.,

                                                                                                                                                          учитель начальных классов

2014-2015 уч. год

Пояснительная записка

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и учебному плану МБОУ СОШ п. Малиновский

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

34 часа в год, 1 час в неделю.

Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

Цели программы:  создание условий для формирования интеллектуальной активности

Задачи программы:  

  • способствовать расширению кругозора
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству
  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
  • обучать  младших школьников работе с различными источниками информации
  • развивать коммуникативную  компетентность через парную и групповую работу

Актуальность индивидуально – групповых занятий: необходимость развития способностей детей  с учётом их индивидуальных  психологических особенностей и склонностей.

Система педагогических принципов

Концепция предлагаемого курса математики основывается на системе педагогических принципов, сформулированных академиком РАО А.А. Леонтьевым:

  1. Принцип обучения деятельности.
  2. Принцип адаптивности, психологической комфортности и развития.
  3. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
  4. Принцип целостности содержания образования.

 В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Основные виды деятельности:

  • решение логических задач по разным отраслям знаний
  • работа с различными источниками информации
  • составление собственных логических задач, ребусов, головоломок
  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

Предполагаемые результаты:  

  • повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
  • формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
  • развитие коммуникативной компетентности детей  

Данное планирование направлено на развитие логического мышления второклассников, формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков в пределах 1000, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблицы умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Большое внимание уделяется построению геометрических фигур, вычислению площади и периметра, внедрению занимательных геометрических заданий. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном интернет – конкурсе «Кенгуру».

          Виды универсальных учебных действий

 В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, формируются следующие блоки УУД:

  Личностные УУД.                        Метапредметные УУД.

  • Познавательные УУД.
  • Коммуникативные УУД.
  • Регулятивные УУД. 

Личностные УУД

  • действие смыслообразования (интерес, мотивация);
  • действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
  • формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
  • формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
  • эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
  • формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • формирование желания выполнять учебные действия;
  • использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника;
  • личностная мотивация учебной деятельности;
  • ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия 

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия

  • имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;
  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
  • составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

  • использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;
  • овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

Коммуникативные УУД

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
  • формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
  • формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
  • формирование умения работать в парах и малых группах;
  • формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут

  • учитывать позицию собеседника (партнера);
  • организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
  • адекватно передавать информацию;
  • отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • коррекция;
  • оценка;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут

  • овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Учебно-тематическое планирование

                                                                 индивидуально - групповых  занятий  «Эрудит».

Наименование тем курса

Кол-во часов

Виды  деятельности

Форма контроля

1.Логические цепочки

4

установление взаимосвязи между различными предметами и явлениями,  проверишь  смекалки и сообразительности

2.Магические квадраты

1

групповая работа,

3.Занимательная геометрия

1

конструирование фигур на плоскости из различного материала, создание мини-альбома «Узоры геометрии»

выставка альбомов «Узоры геометрии»

4.Задачи в стихах

1

запись геометрических понятий, решение геометрических заданий

5.Наглядная геометрия

1

практическая работа- мини-проект «Наша детская площадка»

выставка «Я – чертёжник!»

6. Математические игры.

7

Решение нестандартных математических  заданий

7. Математический тренажёр

1

составление суперпримеров

защита работ «Мой суперпример – самый лучший!»

8. Нестандартные задачи

3

решение нестандартных задач

9. Головоломки

1

Головоломки со спичками

10.Задачи повышенной сложности

2

Подготовка к олимпиаде

Выполнение олимпиадных заданий

11. Блиц - турнир по решению задач

1

решение нестандартных заданий на меры длины

12. Задания олимпиадного характера

1

решение заданий повышенной трудности

13. Забавная геометрия

1

вычерчивание геометрических фигур

14. Математический КВН

1

 Командное выполнение нестандартных    заданий

15. Весёлая геометрия

1

вычерчивание геометрических фигур

Конкурс  рисунков «Геометрия вокруг нас».

16. Блиц – турнир «Задачи на смекалку»

1

решение нестандартных заданий

Конкурс  знатоков

17. Занимательная геометрия

1

вычерчивание геометрических фигур

18. Волшебные превращения цифр.

1

Игра  «Зачеркнутая цифра»

19. В царстве смекалки

1

задачи на смекалку, подобранные из лучших образцов занимательной литературы

20. Тренажёр «Табличное умножение»

1

Приёмы запоминания таблицы умножения.

Конкурс «Знай таблицу наизусть – Будешь умницей, клянусь».

21. Графический диктант.

1

Рисование по клеточкам  под  диктовку  одноклассника

Конкурс  работ

22. Блиц – турнир по решению

задач.

1

Решение задач изученных видов

ИТОГО                                          34

                                               

                                             

Календарно – тематическое планирование индивидуально – групповых занятий.

Тема занятия

Дата

1

Логические цепочки

2

Магические квадраты

3

Занимательная геометрия

4

Задачи в стихах

5

Наглядная геометрия

6

Игра «На лесной полянке»

7

Математический тренажёр

8

Нестандартные задачи

9

Головоломки

10

Задачи повышенной сложности

11

Блиц - турнир по решению задач

12

Задания на логическое мышление

13

Задания олимпиадного характера

14

Игра «Сто к одному»

15

Логические задачи

16

Забавная геометрия

17

Математический КВН

18

Весёлая геометрия

19

Блиц – турнир «Задачи на смекалку»

20

Решение нестандартных задач

21

Логические задания

22

Занимательная геометрия

23

Волшебные превращения цифр

24

Математическая игра

25

В царстве смекалки

26

Задачи повышенной сложности

27

Тренажёр «Табличное умножение»

28

Игры с таблицей умножения

29

Графический диктант.

30

Блиц – турнир по решению задач

31

Игра «Кто хочет стать миллионером?»

32

Решение нестандартных задач

33

Игра «В гостях у Винни Пуха».

34

Математические игры с Колобком

                                                                                                              Литература:

Олимпиадные задания 3 класс А.М.Ситникова;

Учебное пособие «В царстве смекалки» Л.А. Князева.

О. Холодова: Юным умникам и умницам: Методическое пособие. 3  класс (1-4)

О. Холодова: Юным умникам и умницам.