Использование ИКТ при обучении младших школьников в рамках ФГОС (из опыта работы)
статья на тему

Нестерова Татьяна Вячеславовна

В данной статье говорится о формах и методах использования ИКТ при обучении младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_nach_klassakhdocx.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  ИКТ  при обучении младших школьников в рамках введения ФГОС

Из опыта работы учителя начальных классов Нестеровой Т.В.

   Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернет).

        Разработчики стандартов второго поколения во главу образования  ставят личность ученика,  её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся. Современные родители хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе,  т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться.

Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе. Это понимают сейчас все учителя, и я не исключение.

            Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

           Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий.

        Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциацииучебного процесса.

         В своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий.Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельностиучащихся.

При использовании ИКТ мне стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

       Применяя на своих уроках ИКТ, я, прежде всего, стараюсь заинтересовать  детей  предметом, сделать его необычно интересным и разнообразным. Во-первых, уроки становятся наиболее наглядными, а, как известно наглядность- это основной «конек» учителей начальной школы. В своих уроках я стараюсь применять максимум Интернет-ресурсов, энциклопедию «Кирилла и Мефодия», образовательные диски. В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, проекты . Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах. Я использую на уроках учебные и игровые программы.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании определяю, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ:

*для проверки домашнего задания,

*объяснения нового материала,

*закрепления темы, контроля за усвоением изученного,

*обобщения и систематизации пройденных тем,

*для уроков развития речи и т.д.

        При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте использую электронное учебное пособие «Азбука». Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко-буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку», способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии. Дифференциация процесса обучения по данному пособию достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности. При разработке плана урока продумываю те этапы урока, на которых целесообразно применение «Азбуки» для фронтальной, индивидуальной и групповой работы.

На уроках математики использую диск «Математика» (приложение к учебнику), «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.
При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения.

           На уроках окружающего мира применяю обучающий диск, который содержит разнообразные задания по новому материалу, тесты для проверки и контроля полученных знаний.

 Использование на уроке интерактивной доски повышает активность детей на уроке. У них появляется возможность экспериментировать, проявлять творчество.

        Ребятам нравится работать с программой «Фантазёры» (мультитворчество). Я использую её при изучении практически  всех предметов. Эта программа представляет собой творческую, познавательную, развивающую среду, в которой дети могут фантазировать, моделировать, задумывать и воплощать. Программа «Мир музыки» знакомит с основами музыкального искусства, разными жанрами музыки, развивает художественно-эстетический вкус, музыкальную культуру и творческие способности. Эту программу я использую и на уроках обучения грамоте.

           Часто для уроков  я  создаю  свой   материал.  Одним из таких инструментов является программа PowerPoint. Презентация даёт мне возможность  иллюстрировать свой рассказ. Это позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, учитель может вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылки.

         При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает  поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

                   Данный вид деятельности помогает  проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

         У 100%  детей в классе дома есть компьютер. У всех сформирован начальный навык работы с ним. Поэтому работа на уроке на ноутбуках способствует повышению активности, внимания, сосредоточенности. Ребята работают в парах, контролируют выполнение задания соседом, обсуждают варианты ответов.

            Отличным помощником на уроке для меня является документ-камера. С её помощью демонстрирую наглядный материал, карточки с изображением предметов, предлагаю учащимся сравнить изображение с реальным предметом. Документ-камера способствует организации совместной работы учащихся на уроке, позволяет комментировать последовательность действий. Так на уроках окружающего мира по темам «Что такое хвоинки?», «Что такое листья?», ребята смогли рассмотреть разницу между листом и хвоинкой, высказать свое мнение.

       В настоящее время разрабатываю тестовые задания по предметам для использования программы Proklass, которая обеспечивает полное видение выполнения работы всеми учащимися, осуществляет контроль выполненных заданий.

      В дальнейшем планирую использование на уроках окружающего мира программы Prolog. С её помощью ученики смогут выполнять практические и лабораторные занятия, записывать результаты исследований, строить графики, делать выводы.

При использовании современных ИК технологий с 1 класса  учащиеся  получат  прочные, глубокие знания по предметам, у них будут сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.
              Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Используя  в своей работе ИКТ, пришла к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
  Итак, с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже. 
В заключении хочу сделать такой вывод:
Педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.