Доклад на заседании МО "Современные технологии начального образования"
консультация на тему

Карданова Светлана Хасанбиевна

Доклад является одной их форм работы по самообразованию на главную тему МО в данном учебном году

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ №17»  г.о.Нальчик

ДОКЛАД

по самообразованию

«Современные технологии начального образования»

 (зачитан на заседании МО учителей начальных классов)

Учитель начальных классов

Карданова С.Х.

2014 - 2015 уч.год

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.    Сущность понятий «педагогическая технология», «образовательная технология».

Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). 
С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.
 
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» - более ёмкий, чем «технологии обучения», т.к.  он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть. Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую нагруженность образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином обозначают методологические инновации в образовании, которые получают все большее распространение в образовании.

Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса

2.    Технологии личностно-ориентированного образования.

В личностно-ориентированном образовании на первое место выходит признание самобытности и уникальности каждого ученика. При организации образовательного процесса педагог создает условия для развития и реализации способностей ребенка, его склонностей, интересов, особенностей психофизического развития. За каждым ребенком сохраняется право выбора собственного пути развития через организацию альтернативных форм обучения. В основе такого обучения лежит личностно - деятельностный подход, выражающий основной принцип гуманизации образования, и требующий качественно нового взаимодействия между участниками образовательного процесса. Личность включается в образовательный процесс как субъект, как активный его участник, ответственный за результаты.  При организации образовательного процесса создаются такие психолого-педагогические условия, при которых могут полнее всего проявиться и развиться уникальные потенции каждого ребенка через реализацию и построение соответствующих видов деятельности. 
Цели личностно-ориентированного образования

  • Саморазвитие, самосовершенствование личности учащегося в условиях образовательного процесса.
  • Формирование внутренней мотивации к учебной деятельности через систему творческих заданий и рефлексии.
  • Совместно-распределенная согласованная деятельность участников образовательного процесса на основе субъект-субъектных отношений.
  • Условия реализации личностно-ориентированного подхода
  • Направленность образовательного процесса на самоопределение, самосовершенствование личности учащегося.
  • Учет особенностей личностного развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.
  • Поиск лучших качеств личности.
  • Применение психолого-педагогической диагностики личности.
  • Прогнозирование развития личности.
  • Конструирование индивидуальных программ развития, их коррекция.

3.    Технология проблемного обучения

Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Обращаясь к истории проблемного обучения, можно выделить несколько периодов его становления. На протяжении нескольких столетий  проблему активизации обучения путем использования различных методов и средств  пытались решить такие педагоги как Сократ (основоположник математики), Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. В конце ХIХ – начале ХХ веков  формируется исследовательский метод обучения,   основанный на приемах развития познавательной самостоятельности учащихся, нашедший отражение в работах А.Я. Герда, А.П. Тинкевича, В.В. Половцева, Б.Е. Райкова.  В отечественной педагогике второй половины ХХ века различные подходы к организации проблемного обучения  освещены в работах А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, Т.И. Ильина, А.В. Брушлинского и др.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что  становится возможным при  разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. 

Цели технологии проблемного обучения

  • Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
  • Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
  • Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.

Этапы  постановки и решения проблемы

•    Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.

•    Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы. 

•    Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).

•    Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).

•    Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

4.    Технология проектного обучения

В основе технологии проблемного обучения лежит метод проектов, который зародился в 20-е годы прошлого столетия в США. Авторами данного метода считаются Дж. Дьюи и его ученик В. Килпатрик. Иначе этот метод называли  методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Главные  его идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др. В России сторонницей   идеи проектного обучения была Н.К. Крупская, которая определяла полезность использования данного метода в увязке теоретических знаний с практической деятельностью, считая возможным на его основе  построение системы учебно-воспитательной работы, в которую входят конкретные практические творческие дела учащихся.

 Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе,  деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через    систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий. 

Цели технологии проблемного обучения

Создание условий, при которых учащиеся: 

•    самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

•    учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 

•    приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; 

•    развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Особенности образовательного процесса:

•    интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;

•    интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;

•    индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется, исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей; 

•    образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению; 

•    индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; 

•    глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

•    необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы. 

Проекты могут быть различными по содержанию: 

•    монопредметные – выполняются в рамках учебного материала по одному предмету;

•    межпредметные – интегрируют содержание нескольких учебных предметов (наиболее целесообразны в начальной школе);

•    надпредметные - выполняются в рамках определенного факультатива или спецкурса.

По уровню усвоения учебного материала выделяют:

•    текущие – в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы;

•    итоговые проекты – по результатам оценивается уровень освоения учащимися определенного учебного материала; 

По формам организации:

•    индивидуальные – выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);

•    групповые – выполняются скоординированной группой учащихся.

По срокам выполнения:

•    краткосрочные – обычно выполняются в рамках одного предмета или нескольких уроков по определенной теме  (2-6 часов);

•    среднесрочные –  носят интегрированный характер, могут объединять несколько учебных тем по различным предметам (12-15 часов);

•    долгосрочные – требующие значительного времени для поиска материала и его анализа, срок выполнения (более 15 часов).

По результату выполнения проекта выделяется два аспекта:

•    практический – непосредственно представляет реальную, практическую часть проекта, которая представлена конкретным продуктом деятельности (поделкой, плакатом, спектаклем и т. д.);

•    педагогический – приобретение коммуникативных, исследовательских умений, развитие положительной мотивации к учебной деятельности, развитие личностных качеств, усвоение базовых и дополнительных знаний.

Современные исследователи  определяют основные требования к использованию метода проектов  в начальной школе (Миронова И. 2004).:

  1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи), требующее интегративного знания, поиска ее решения.
  2. рактическая и познавательная значимость для участников результатов проекта.
  3. Возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта.
  4. Возможность выдвижения разных гипотез, существования разных мнений и точек зрения.

5.    Технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева и других ученых. В 50–60-х гг. в научных лабораториях, и прежде всего в лабораториях Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, были разработаны новые подходы к построению начального обучения, которые оказались настолько иными по своей педагогической сути и по достигаемым результатам (именно в развитии учащихся), что их нельзя было назвать иначе, как развивающими. Они и стали так называться в противовес традиционному обучению, которое, будучи ориентированным на формирование навыков, слабо решало задачу развития детей.
Под развивающим обучением понимается обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития ребенка. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль не объекта учения, а самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.  В технологии развивающего обучения в центре внимания находится способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

Одним из вариантов реализации идей развивающего обучения явилась система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, которая начала формироваться с конца 50-х годов прошлого столетия. Основное положение данной системы - формирование человека с теоретическим сознанием, способного выявлять и решать проблемы, учить, развивать и реализовывать себя, в отличие от существующего традиционного обучения, ориентированного на формирование эмпирического мышления. 
Усвоение теоретических понятий, которые и составляют содержание обучения возможно лишь в процессе осуществления учебной деятельности при решении учебных задач. Учебная задача является основным компонентом учебной деятельности. Главная особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении школьник ищет и находит общий способ (или принцип) подхода ко многим частным задачам определенного класса (В.В. Давыдов, 2000).

Цели развивающего обучения

  • Развитие теоретического сознания и мышления ребенка путем изменения построения содержания учебного материала (от абстрактного к конкретному).
  • Формирование у учащихся способов умственных действий посредством усвоения теоретических знаний и изменения взаимодействия между участниками образовательного процесса.
  • Воспроизведение в учебной деятельности детей всех этапов научного открытия (квазиисследовательская деятельность).

Особенности образовательного процесса

Внутренняя  мотивация к учению, идущая от познавательных потребностей.

Проблемное изложение учебного материала через постановку учебных задач.

Позиция ребенка как полноценного субъекта деятельности (творца - исследователя), осуществляющего самостоятельно все этапы учебной деятельности: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.

Направленность на усвоение общих способов решения учебных задач.

Рефлексивный характер учебной деятельности на всех ее этапах.

Изменение оценочной деятельности учителя и учащихся в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Одним из условий развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова является безотметочное обучение. Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей отметочной системы оценивания, способствовал бы  гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

6.    Использование ИКТ в начальной школе

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

•    использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность.

•    использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности.

•    рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения.

•    использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого.

•    использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.

•    организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы.

•    использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.

•    интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Таким образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.




СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / кол. авторов ; под ред. Бордовской Н.В. –– М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.

  1. Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности.//Начальная школа до и после. 2004, № 11.

  1.  Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – Ставрополь: СКИПКРО, 2006.-56 с.

  1. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Белкина В.В., Серебренников Л.Н., Гаибова В.Е. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, 2005.

  1. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М., 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии начального образования

Педагогические технологии начального образования...

Семинар «Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения».

Презентация к выступлению на семинаре "Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения"...

Доклад на заседании МО "Использование современных образовательных технологий в начальной школе"

Доклад зачитан на заседании методического объединения учителей начальных классов и описывает различные способы использования современных образовательных технологий на уроках в начальных классах...

презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития    проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...

Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по теме «Технология оценивания образовательных достижений как средство реализации ФГОС НОО»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования действует система оценки, ориентированная на выявление и оценивание образовательных...

Доклад на заседание ШМО учителей начальных классов.Тема: «Эффективность урока через применение современных образовательных технологий»

Современные образовательные технологии на уроках в школах применяются с учетом последних тенденций в образовании. Использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках по различн...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В учебном пособии представлены материалы по дисциплине «Современные технологии начального образования», которая реализуется в рамках Модуля 7 «Начальное образование»,...