Повышение качества образования
материал (4 класс) на тему

Титова Татьяна Петровна

Проблема повышения качества знаний, привития интереса к предмету тревожит учителей, является самой актуальной проблемой в образовании на сегодняшний день.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Титова Т.П.,

классный руководитель 4 класса

Повышение качества знаний

Повышение качества знаний - это постоянная работа. Наша память имеет обыкновение вытеснять ту информацию, которой мы долго не пользуемся. Это особенно касается русского языка, математики, окружающего мира, иностранного языка. Можно получить отличное образование, но не использовать это некоторое время  и в итоге быть неспособным применить эти полученные ранее знания. Забывается лексика, а потом и грамматика, вычислительные навыки. Чтобы избежать этого, и даже наоборот - чтобы расширить свой словарный запас, свои знания, необходимо по максимуму использовать изучаемые  предметы. Тем более, сейчас это не так сложно: можно использовать дополнительные задания по предмету, использовать дополнительные тексы для любознательных (окружающий мир), дидактические материалы, библиотека, интернет – ресурсы и т.д. Некоторые  дети не позволяют себе "выбросить" полученные знания на уроках  - занимаются дома дополнительно, т.е. повышают качество знаний  по тому или иному предмету.

3

Со временем забываются любые знания, особенно полученные "через силу". Известно, что ребёнку  легче запомнить то, что вызывало у него эмоции. Поэтому скучный урок или информацию из чрезмерно сухо и сложно написанного учебника вспомнить бывает чрезвычайно сложно. Выход из этой ситуации - сделать процесс изучения того или иного предмета интересным. Это может сделать как обучающий, так и сам обучающийся, хотя здесь, конечно, все больше зависит от первого, т.е УЧИТЕЛЯ!. Занятие, например, по чтению можно разнообразить показом фильма по изучаемому произведению, по окружающему миру  - походом в музей, конечно же это использование различных презентаций, интерактивной доски и т.д.

4

Особую роль в повышении качества знаний играет, конечно, самообразование. Ничто не мешает ребёнку  читать дополнительно книги по предметам, посещать внеурочную деятельность, где они могут обмениваться знаниями, принимать участие в различных конкурсах и предметных олимпиадах.  Однако самообразованием занимаются не все, для него нужна довольно сильная мотивация. С мотивации можно начинать - тот, кто имеет твердые цели и стремится к достижению определенных результатов, скорее всего, не остановится перед определенными трудностями и сможет постоянно повышать уровень своих знаний и развивать необходимые для учёбы  навыки.

Иными словами, проблема повышения качества знаний, привития интереса к предмету тревожит учителей, является самой актуальной проблемой в образовании на сегодняшний день. Преподаватели, обеспокоенные данной серьезной проблемой, ищут выход из создавшейся ситуации. Один из путей – проявление педагогами творческого подхода к урокам и программам, отказ от жесткой привязки всех учителей к единой схеме изложения учебного материала. Создание условий, при которых возможен профессиональный и методический рост учителей через информационное обеспечение (методические консультации на страницах предметных журналов по темам школьного курса, рекомендации по организации и проведению уроков), встречи (МО)  – обсуждения по повседневным проблемам в работе учителя и другим инновационным методическим формам. Создание условий для повышения интереса учащихся к предмету, для заинтересованности в ликвидации пробелов в знаниях. При проведении уроков, классных и внеклассных мероприятий,  предоставление максимальных возможностей для проявления самостоятельности, инициативы учащихся, привлечение большего количества школьников, включение интересных дополнительных тем, развлечений, игр, задач, рассказов, связанных с изучаемым предметом, вызывающих познавательный, живой интерес к этому предмету, желание изучать его. 

«Повышение качества знаний по математике в современной школе»


Пояснительная записка. 

Математика – царица всех наук. Но за последние годы этот предмет значительно снизил свой статус. Качество знаний по математике у выпускников школ, как показывает ЕНТ, снижается. Преподаватели ВУЗов РК отмечают, что нынешние первокурсники намного слабее по знаниям, чем их предшественники за прошлые годы. Причин этому много:

- введение тестов по математике заменило методы решения математических 

заданий, как доказательство. Учителя в школах мало уделяют этому 

внимания, а ученики перестали думать, размышлять.

- качество школьных учебников снизилось. 

- дополнительный 1 час в неделю по математике не может решить всей 

проблемы.

- факультативы, призванные удовлетворить повышенные запросы по 

математике заинтересованных учащихся, не выполняют свою функцию, 

сводятся к проведению дополнительных занятий к овладению базовыми 

знаниями, не вызывают интереса у школьников.

- многие школьники уверенны, что в любом случае они поступят на 

платное отделение, перестают учиться.

- существует проблема разорванности в образовании: учащиеся, имеющие 

проблемы при обучении родному языку (слабая техника чтения, не развито 

аналитическое мышление и др.), затрудняются в освоении математических 

навыков.

- переход учащихся из начальной школы на вторую ступень обучения предъявляет 

высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию ребенка, к 

степени сформированности у них определенных знаний и учебных действий, 

может сопровождаться появлением разного рода трудностей. ( В том числе – 

психологических). Эти дети по-другому усваивали содержание, они привыкли к 

другому построению процесса обучения, к другим отношениям и к другой оценке 

труда.

Иными словами, проблема преподавания математики, повышения качества знаний, привития интереса к предмету тревожит учителей, является самой актуальной проблемой в образовании на сегодняшний день. Преподаватели математики, обеспокоенные данной серьезной проблемой, ищут выход из создавшейся ситуации. Один из путей – проявление педагогами творческого подхода к урокам и программам, отказ от жесткой привязки всех учителей к единой схеме изложения учебного материала. Создание МС школы условий, при которых возможен профессиональный и методический рост учителей математики через информационное обеспечение (методические консультации на страницах предметных журналов по темам школьного курса математики, рекомендации по организации и проведению уроков), встречи – обсуждения по повседневным проблемам в работе учителя и другим инновационным методическим формам. Создание условий для повышения интереса учащихся к предмету, для заинтересованности в ликвидации пробелов в знаниях. При проведении классных и внеклассных мероприятий предоставление максимальных возможностей для проявления самостоятельности, инициативы учащихся, привлечение большего количества школьников, включение математических или историко-математических тем, математических софизмов, фокусов, развлечений, игр, задач, рассказов, связанных с математикой, вызывающих познавательный, живой интерес к предмету, желание изучать его. 

Данный проект программы является актуальным на сегодняшний день, способен решить многие проблемы в преподавании и обучении математике. 

Цель: 

^ Повысить профессиональный и методический уровень учителя математики, как залог повышения качества знаний учащихся по данному предмету.


Задачи:
Проводить конференции, круглый стол, семинары на тему «Повышение качества знаний по математике в современной школе».


  1. Обеспечить кратковременную стажировку учителей 5 классов в начальной школе.

  2. Обеспечить совместное проведение уроков математики в 4 – 5 класса.

  3. Проводить семинары с целью создания единой педагогической среды для учащихся, ликвидации разорванности в образовании.

  4. Обеспечить эффективную преемственность в обучении математике начального звена и среднего

  5. Обеспечить творческую свободу учителям математики в преподавании предмета.

  6. Обеспечить условия для исследовательской деятельности воспитанников по математике.

  7. Проводить внеклассные мероприятия по математике для учащихся всех классов с целью привития интереса к предмету, расширения кругозора, активизации позиции к данному предмету.

  8. Создать программы по подготовке учащихся к ЕНТ.

  9. Создать систему контрольных измерителей по отслеживанию успеваемости и качества знаний учащихся по математике. 

  10. Создать службу мониторинга по отслеживанию успешности в обучении математике.

  11. Обучить эталонов по апробации технологии БиС Ф.Я. Вассермана.

  12. Ввести новую систему контроля знаний: зачетную, балльно-рейтинговую, элементы тестовых технологий, общественный смотр знаний

    ^ Тематическое планирование работы с педагогами на 2010-2011 учебный год.


Направления 


Мероприятия


Дата 


Ответствен-ые


^Информационное обеспечение 

учителей математики


  1. Подписка на методическую газету «Математика». 

  2. Технологии, применяемые в процессе преподавания математики: информ. – коммуникативные, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие, адаптивные, проектная деятельность, игровое обучение, проблемное обучение.

  3. Формы обучения: групповая,, работа в парах, межпредметная связь, математические модели и творческие проекты, интеграция основного и дополнительного образования.

  4. Обеспечение современной методической литературой по математике. (Манвелов С.Г. «Конструирование современного урока математики» и др.).

  5. Информация по работе службы мониторинга


Август


Само

образование.




Организационно – методическое 

обеспечение


1.Конференция «Повышение качества знаний по математике в современной школе».

2. Анализ курсовой подготовки «Подготовка к ЕНТ».

2.Круглый стол «О преемственности преподавания математики в начальном и среднем звене»

3.Кратковременная стажировка учителей 5 классов в начальной школе.

4.Совместное проведение уроков в 4 -5 классах учителями начальных классов и среднего звена

6.Семинар - тренинг «Психологическая 

диагностика готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю ступень»

7.Обзорный семинар «Создание единой педагогической среды для учащихся с целью решения проблемы разорванности в образовании».

( По работам Н.В. Нечаевой, Л.С. Выготского)


Февраль – математ. месячник 



^ Создание методических, дидактических комплексов


1. Создание дидактического комплекса по классам 

«Летняя математическая школа»

2. Пересмотреть кал/тематич. планирование в 4 кл. 

Ввести элементы из программы по матем. 5 класса

3. Создание схемы – защиты пробелов в знаниях

4. Зачетная тетрадь по математике, 3 кл., (3 уровня)

5 Зачет – «Смотр знаний», 4 кл. (вопросник)

3. Зачет – консультации, 6,7 кл (темат. сборник)

4. Защита знаний по математике, 8,9 кл (карточки 

индивидуального опроса).

5. Создание модернизированной программы 4 класс, 

2 полугодие.

6. Создать индивидуальные журналы 

по познавательно-поисковой работе.


Сентябрь - октябрь


Образовательный мониторинг


1.Анализ зачетных тетрадей по математике, 3 кл., (3 уровня)

2. Анализ «Смотра знаний», 4 кл. 

3. Анализ зачета – консультации, 6,7 кл 

4. Анализ защита знаний по математике, 8,9 кл 

5. Отслеживание качества знаний, результатов 

защиты пробелов.


  1. Контрольные административные срезы, пробное


ЕНТ, ПГК. Четвертные оценки.

7. Диагностические карты по тематическим пробелам 

в знаниях.


  1. Анализ портфолио достижений учащихся на конкурс «Лучший математик».

  2. Адаптация технологии БиС (Ф.Вассермана). Внедрение технологических карт: алгоритм, биоинтернет, тренажер, устный 1,2

  3. В перспективе внедрение технологических карт: логика, лидер, СРВ, устный 3, ИСН, универсальный урок


Декабрь , апрель, в т.г, по 

четвертям


Служба мониторинга



Мероприятия


Классы


Дата


Ответственные


1.


Викторина «Час веселой математики»


1 – 4 кл


Февраль. Месячник 

математики


Учителя нач. классы


2.


Викторина «В мире занимательных чисел»


5-7 кл




3.


Конференция «Эта загадочная 

математика»


9-11 кл




4.


Олимпиада по математике.


2-10 кл


Учителя нач. классов, математики


5.


1.Конкурс знатоков «Юный 

математик»

2. Аукцион знаний


1-5 кл

6- 10 кл.


Учителя нач. классов. Математики.



6.


Анализ представленных ученических портфолио достижений «Лучший математик школы».


1 – 4 кл.


апрель


Служба мониторинга


7.


Защита по тематическим пробелам 

в знаниях. Подготовка к ЕНТ.


11 класс


В т.г.

Согласно плану


По плану учителей –математиков. 


8.


Тематическая познавательно-поисковая работа. Ведение поисковых журналов


3-10 кл


В т.г.


Учит. Нач. кл., математики.


9.


Смотр знаний среди классов двух параллелей.


1-10 кл


Раз в четверть


Уч. нач классов. Классные руководители.


10


Общественный смотр знаний


8 кл


Раз в плугодие


Учителя математики 8 классов