Особенности педагогической работы с детьми с задержкой психического развития.
методическая разработка (3 класс) на тему

 Исаметова  Людмила   Семеновна

 В  данном  материале   предоставлены  краткие  описания, виды  и  формы  работы  с  детьми  с  задержкой  психического  развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Павловка

муниципального района  Нуримановский  район

Республики Башкортостан

 

Особенности  педагогической  работы  с детьми с задержкой  развития.

                                                                                                              Выполнила:

                                                                                  учитель  начальных  классов    

                                                                              Исаметова  Людмила  Семеновна                  

                                     

                                             2009  год

 Оглавление

  Введение…………………………………………………………………………...3

  Глава 1. Общая  характеристика  детей  с  задержкой психического  развития.

  1.  Факторы  риска  внутриутробной  патологии……………………………6

     1.2  Психологические  особенности  детей  с задержкой  психического  развития  дошкольного  возраста. ………………………………………..............8

     1.3 Методы  и  формы  работы  с детьми  с задержкой психического развития  дошкольного  возраста. Работа  над  речевым развитием ………….10

  Глава 2. Методы обучения и  воспитания  детей младшего школьного  возраста с задержкой психического  развития.  

2.1 Особенности  работы  педагога  с  детьми   младшего  школьного возраста , имеющими ЗПР. Из опыта  работ…………………………………12

2.2 Нарушение  письменной  речи у детей с ЗПР и их  преодоление у младших школьников…………………………………………………………15     2.3 Принципы  коррекционно- педагогической   работы  с  учащимися, имеющими ЗПР……………………………………………………………….18

Глава 3. Психолого- педагогическая коррекция  детской  агрессивности .

3.1Психолого – педагогическая  коррекция  агрессивности у детей, имеющих задержку  психического   развития………………………………21.

3.2 Рекомендации  для  педагогов  по  оптимизации   обучения  детей  с                ЗПР……………………………………………………………………………24

3.3 Организация и результаты педагогического эксперимент……………..26

Заключение…………………………………………………………………….28

     Список   литературы………………………………………………………..…29

ВВЕДЕНИ        Е                                                                                        Изучение  закономерностей аномалий  развития  психики является  необходимой  задачей  дефектологии и детской психиатрии.  «В условиях современной жизни у детей наблюдается   поляризац        ия  детей  по   уровню умственного и познавательного развития. Наряду  с ростом удельного веса  группы одаренных детей все больше число  ребят попадают  в категорию группы риска – детей   «со специальными нуждами»        , «часто болеющих», детей с «трудностями в обучении», и просто трудных и проблемных  детей. Российская   школа  претерпевает   сегодня  серъезные  изменения  в  образовании»-  так  пишет  в  своей  книге «Интегрированный   подход к развитию творческих способностей  младших школьников» С.С.Пичугин, заведующий  кафедрой ИРО РБ[  19, с. 46  ]  

     Повышенная уязвимость детей требует совершенствования образовательного процесса на ступени начального общего образования с учетом необходимости социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей  в  развитии.   Спектр нарушений психического развития  у  детей очень широкий,  но  значительно  чаще среди  них  встречается задержка психического  развития. Еще  в античности ученые  начали исследования связи психических  процессов с изменениями  в организме.  Психолого-педагогическое изучение  возможностей психического  развития, по  мнению В.И.Лубовского, «важнейшей своей целью должно  иметь не только установление  факта отставания  в развитии, но и раскрытие своеобразия проявлений  этого отставания».[  7]        

    В настоящее  время достигнуты большие успехи в  клиническом и  психолого-педагогическом изучении детей с задержкой  психического  развития. Однако проблема  обучения и воспитания детей с задержкой  психического развития, особенности педагогической работы выступают как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.                        По Международной классификации ЗПР определяется  как «общее расстройство психологического развития». Но каждая теория воспитания и обучения предъявляет  свои собственные требования к личности и деятельности учителя. Согласно Л.Н.Толстому возможности каждого ребенка следует объективно оценивать. Он с горечью пишет о печальных  результатах школьного  образования, убивающего всякую живую мысль, воображение и творческую фантазию ребенка.[25,с 178].                                                              Исходя из  выше сказанного, определим цель, задачи, предмет,  метод и структуру изучения данной  проблемы.                                                        

      Цель: теоретически изучить и проанализировать психологические особенности детей с задержкой психического развития; разработать рекомендации для  педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР.

   Объект: работа с детьми, имеющими  ЗПР

    Предмет данной  работы: особенности работы педагога с детьми, имеющими ЗПР.         

      Задачи     данной   работы:                                                                

1) определить принципы коррекционно-педагогической  работы с учащимися, имеющими ЗПР        ;                                                                                    2) определить основные  направления коррекционно-педагогической  работы с учащимися, имеющими ЗПР;                                                                            3) разработать  рекомендации для  педагогов для оптимизации обучения  детей  с ЗПР.

 Книга «Учителю о детях с отклонениями в развитии», написанная М.С. Певзнером совместно с Т.А.Власовой[1996 год]является одним из  первых в ряду психолого-педагогических  публикаций, посвященных изучению и коррекции ЗПР. В своей  следующей работе М.С.Певзнер пишет, что хорошо бы внедрить такую модель обучения, чтобы дети группы риска занимались дополнительно художественным и гуманитарным циклом[18 ].      

        В младенческом возрасте задержка в психическом развитии проявляется в замедленном темпе развития сенсомоторных функций,  в повышенном беспокойстве ребенка. В дошкольном возрасте родители и педагоги нередко обращают внимание на недоразвитие речи детей, позднее  формирование навыков опрятности, самостоятельности, самопроверки . Однако обычно задержка психического развития диагностируется специалистами у детей к окончанию дошкольного возраста или при поступлении в школу.                        Наиболее многочисленную группу риска школьной  дезадаптации составляют школьники с так называемой задержкой психического развития . Данная категория была выделена в связи с резким повышением числа стойко неуспевающих детей, вызванным переходом школы на новые, усложненные программы обучения.  Системное   и глобальное  изучение задержки психического развития началось в отечественной дефектологии в 60-е годы XX века и связано с именами таких ученых,    как Т. А. Власова,   В. М. Астапов,  Н. С. Певзнер, В. М. Лубовский,   С. Выготский,   Т.А. Власова, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева и продолжается до сих пор. Однако успешному осуществлению коррекционной работы с учащимися данной категории зачастую препятствуют дефицит специально подготовленных кадров,  осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР, недостаточная осведомленность специалистов о механизмах возникновения и сущности задержки психического развития, а  диагноз «Задержка психического развития» определяется исключительно в результате обследования психолого-медико- педагогической комиссией (ПМПК), где, несмотря на комплексность этого процесса, решающее слово   остается за  врачом – психиатром.

Глава 1. Общая  характеристика детей с задержкой психического развития.

1.1 Факторы  риска  внутриутробной патологии.                                         «Современная  отечественная  психологическая  наука  решает проблему развития  психики, считая  человека существом биосоциальным, рассматривая действия двух  факторов в единстве, исходя из материалистического понимания психики как  свойства  мозга,         заключающегося в субъективном отражении объективого внешнего мира»- это отрывок из «Возрастная         и педагогическая психология»        ,автором которого является Е.А.Петрова в соавторстве с М.В.Гамезо, Л.М.Орлова[ 19 ].                                                         Задержка  психического  развития(ЗПР) – это  такое  нарушение нормального  развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу  дошкольных интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной(несоответствие уровня  развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания. Однако чем  раньше создаются адекватные условия обучения и воспитания, тем успешнее преодолевается проблема в обучении и воспитании. Отставание в развитии начинается уже с внутриутробного  развития ребенка.                                                        Факторы риска  внутриутробной патологии могут быть следующие:             - пожилой или очень юный  возраст матери, отягощенность матери                 хронической соматической или акушерской патологией  до или во  время беременности. Все это может проявляться в низкой  массе  тела ребенка  при рождении, в синдромах повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, в нарушениях  сна и бодрствования, в повышенном мышечном тонусе  в первые  недели жизни.                                        

                Нередко  ЗПР   может быть  обусловлена  инфекционными заболеваниями в  младенческом возрасте, черепно-мозговыми        травмами,        тяжелыми сложными соматическими заболеваниями. Ряд  авторов выделяют наследственные  факторы ЗПР, к которым относятся врожденная и наследственная неполноценность («Лекции по психологии» - автор Выготский Л.С[3  ]). В литературе  подчеркивается преобладание мальчиков среди больных с ЗПР, это можно объяснить рядом причин:                                        

- высокая уязвимость плода  мужского  пола по отношению к патологическим воздействиям в период беременности и родов;                                                      

- относительно        малой степенью функциональной межполушарной асимметрии у  девочек по сравнению с мальчиками. Это обусловлено тем, что большой резерв компенсаторных возможностей при поражении систем мозга, обеспечивающих высшую психическую  деятельность. Все отклонения у таких детей со стороны нервной  системы отличаются большой  изменчивостью и диффузностью и носят временный  характер, соматическими заболеваниями.

    Ряд  авторов выделяют наследственные факторы ЗПР, к которым относятся врожденная и в том числе наследственная неполноценность центральной нервной системы ребенка. Нередко она наблюдается у детей с задержкой церебрально-органического генеза, с минимальными мозговыми  дисфункциями. Например, по данным клиницистов, 37% больных с диагнозом ММД имеют братьев и сестер, двоюродных родственников, а также родителей с признаками ММД. Кроме того, 30% детей с локомоторными дефектами и 70% детей с речевыми дефектами имеют родственников с аналогичными нарушениями по женской или мужской линии. Все это подробно описано в научном труде у Марковской И.Ф[11 ]. На развитие любого  организма  может повлиять социальная  ситуация. Сама  постановка проблемы и подходы к ее решению были связаны с вопросами о роли и месте  человека  в  мире. Если жизнь маленького  человека будет насыщена яркими событиями, если  она будет  кому-то нужна, то можно  преодолеть все наследственные факторы и вырастить   достойного  человека. Возрастная и педагогическая  психология подрастающего человека очень  сложная, ребенок  рождается еще с «сырой», с несформировавшейся  психикой.  Следует  приложить максимум усилий, чтобы вырастить  и  воспитать.

1.2 Психологические  особенности  детей с задержкой  психического  развития  дошкольного  возраста.

       Дети         дошкольного  возраста с ЗПР характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных  признаках объектов. Причем память у таких детей  страдает больше, чем логика. Логическое  мышление у таких детей может быть более сохранным по  сравнению с памятью.         Конечно, отмечается отставание в  речевом развитии.  Представления об окружающем мире несколько снижены. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети не  только способны принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные и психологические  навыки в другие сходные ситуации. Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, низкая продуктивность деятельности. Такие дети отличаются эмоциональной  неустойчивостью и с трудом привыкают к  детскому  садику, но устранить данную  проблему можно  и нужно.

      Для  детей  дошкольного  возраста большое  значение  имеет речевое  развитие, так  так  выступает решающим фактором успешного  овладения  всеми видами игровой  и  речевой  деятельности. Поэтому следует  поработать с детьми дошкольного возраста  над  самовыражением  в речи, пробудить в них активное  восприятие к дидактическим  играм, формировать у детей  умения самостоятельно пополнять свои  знания. Важной  фигурой  для детей дошкольного  возраста  остаются  родители и воспитатель, если  он  посещает детское дошкольное учреждение. Задача подготовки к школе в дошкольных учреждениях является достаточно трудной для решения, однако ее значимость сложно переоценить. В особенности это относится к детям с задержкой и иными отклонениями в психическом развитии.

     Принято выделять следующие аспекты психологической готовности к школе:

· интеллектуальный ( сформированность  восприятия, мышления, внимания);

· эмоциональный  (возможность произвольности, уменьшение  импульсивных реакций);

· социальный  (принятие новой социальной роли ученика, сформированная потребность в общении со сверстниками).

    Разработано множество методик, различных по трудоемкости и требованиям к условиям проведения, позволяющих оценить готовность к школе у ребенка от 6,5 лет и выявить детей группы риска. Однако при такой относительно поздней диагностике часто нет возможности коррекции обнаруженных трудностей. Соответственно, есть потребность более раннего выявления детей, которые  принадлежат   к группе риска, и сфер, в которых наблюдаются наибольшие трудности. Это позволило бы составлять специфические коррекционно-развивающие программы для детей-дошкольников с целью профилактики учебных проблем.  Дети – дошкольники особенно  чувствительны к  любым проявлениям  психической   агрессивности.  Используя  ролевые, дидактические подвижные  игры можно помочь ребенку  тренировать и развивать  речь и память, а главное – быть добрее к окружающим людям. А  добрый человек не может иметь недостатков, ни  физических, ни  умственных.  Игра – один из тех  видов  детской  деятельности, которые  используются взрослыми  в целях  воспитания  школьников и дошкольников, обучения их различным  действиям с  предметами, способами  и средствами  общения. Много  дидактических  игр и  развивающие  виды  игровых  занятий описано в  книге  Шевченко.С.Г «Коррекционно-развивающее  обучение»[25   ].

1.3Методы  и  формы  работы  с детьми  с задержкой психического развития  дошкольного  возраста. Работа  над  речевым  развитием                Практика современного  детского сада  выдвигает целый  ряд острых  проблем, связанных с увеличением числа детей, испытывающих  трудности в обучении. Причин  может быть несколько, но работа по коррекционно- развивающему обучению и воспитанию с каждым  годом усиливается. В детских  дошкольных образовательных  учреждениях основными задачами педагогического коллектива   являются:1) адаптация  ребенка; 2)коррекция  нарушений  его  речи; 3)реабилитация и подготовка к эффективному усвоению общеобразовательных  программ.                                                                         Организация логопедического процесса позволяет  устранить речевые и психофизические  нарушения. Доминирующей  целью в работе  должна стать  организация  коррекционно- развивающего процесса  здоровьесберегающей деятельности. Ролевые  игры, проводимые на  занятиях, помогают проследить за общением в повседневной  жизни. Удивительный мир сказок  способствует развитию воображения, фантазии. Следует проводить занятия  по полной дифференциации звуков. Чаще  всего дети нечетко произносят щипящие, свистящие и сонорные  звуки.

Различение  звуков[ш] и [ж].                                                        

   Луша –лужа                  шар-жар                                                

   шар-жар                          шить-жить

                      шаль- жаль          уши –ужи                        

В книге Подъячевой И.П «Коррекционно- развивающее обучение детей  старшего дошкольного возраста с ЗПР»[ 20] приводится  несколько примеров речевых занятий, скороговорок, игр для выработки правильной  речи.

    «Эхо»( дети повторяют 2-ую часть слова)                                раскладушка…..душка- душка                                                                прибаутка……..утка-утка                                                                        балалайка……..лайка-лайка                                                                

                незабудка……..будка- будка                                                                        канарейка……..рейка-рейка                                                                        погремушка…..мушка-мушка                                

Договори последний слог( можно с мячом)                                                        Я начну, а вы кончайте,                                                                        Часть  любую  добавляйте,                                                                         Можно сы», можно са»,

           Бу-, ве-,но-,ро-,ли-,ко-

Все  эти  задания  помогают развивать  фонематический слух, быстроту  мышления. Воспитание звуковой  культуры  речи является составной  частью системы  работы  по развитию  речи. Следующее задание позволяет выработать  навык деления  слов  на  слоги.                                                           Ши…на             вет……кА

                   Ти….на             сум……ка                                                                        Каждый возрастной   этап вносит что-то  новое в  речевое  развитие  ребенка. Для детей  с  задержкой психического  развития иногда  очень тяжело высказывать  свои мысли, поэтому  очень  важно  уже  на  дошкольном  этапе заботиться  о своевременном развитии  речи  детей. Дети, плохо  говорящие, начиная  осознавать свой  недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Поэтому приходится  использовать много  игровых  моментов. Следует рассматривать игру как  всеобщую, спонтанно возникающую форму  воспитания. В книге Слепович Е Игровая деятельность детей  с задержкой  психического  развития»[ 22] пишет, что игра всегда  сохраняет свое значение и помогает  детям  учиться. Игра  формирует детское  общение, закрепляет нормы и правила поведения не  только в самой игре, но и вне  ее, воспитывает интерес  к  окружающей  жизни.

2.Методы  обучения и  воспитания   детей  младшего  школьного  возраста с задержкой психического  развития.

2.1 Особенности работы педагога с детьми младшего школьного возраста , имеющими ЗПР. Из опыта  работы.

Именно в начальный период обучения, в начальной школе у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, тяга к  знаниям и представления об окружающем мире. Без

этих качеств невозможно последующие учение и практическая деятельность. Отсутствия этого фундамента не владения начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную помощь.

В  нашей школе коррекционный   класс для  детей с задержкой психического  развития был создан в 2005 году. Учителем и классным руководителем была назначена я сама. Когда открывали в школе такой класс, были, конечно, сомнения: дети к школе не готовы, а программа и сроки те же. Не было постоянных логопеда и психолога, школа переполнена и учится в две смены. Сначала надо было определить психофизическое состояние, выяснить причины задержки психического развития, чтобы начать успешно с ними заниматься. Я, как никто другой ,понимала, что для эффективной  работы с проблемными детьми должна овладеть базой научных знаний о растущем  человеке и проблемах, возникающих в процессе этого роста, новыми педагогическими умениями, технологиями, новым педагогическим мышлением. Начала изучать литературу. В своей книге «Умственное  развитие: Принцип дифференциации»[ 24 ](Автор Чуприкова Н.И)- отечественный  психофизиолог пишет, что дети значительно отстают в развитии, ведущая деятельность(игровая) у них недостаточно сформирована; не  могут относительно долго сосредоточиться на каком-либо занятии; отмечается недоразвитие эмоционально-волевой  сферы, которое  отмечается в примитивности эмоций и их неустойчивости.                         

         Какие  дети были в  моем  классе? Всего в классе было 12 детей. Дети  обучались  по  программе  1-4, а учебники  были по традиционной  программе. Как показала практика, самыми «неподдающимися»  оказались пробелы в изучении предмета «русский  язык». Дисграфия, когда  дети писали «рядиба» вместо «рябина» была  трудно  исправима. В начале  учебного  года  в  диктантах насчитывалось до 35  ошибок. Даже в текстах, диктуемых «орфографически», ошибок  было не  меньше. К концу года результаты  значительно  улучшились. Однако у  одной моей ученицы, Гайнетдиновой  Эльвиры, количество ошибок колебалось от 8 до 10. По решению медико-психолого-педагогической  комиссии диктанты  для  нее  были  заменены  контрольным списыванием. Об  этих  проблемах  расскажу  поподробнее в  следующей  главе.

     Недостаточное знание детей с ЗПР и непонимание их особенностей учителями массовой школы, неумение справиться с ними нередко приводят к  отношению к ним педагогов и, как следствие, одноклассников, считающих таких детей «бестолковыми», «глупыми». Всё это приводит к возникновению у детей с ЗПР отрицательного отношения к школе, к учителю и учению и стимулирует их попытки личностной компенсации в других областях деятельности, что находит своё выражение в нарушениях дисциплины, вплоть до асоциального поведения. В результате подобный ребёнок не только сам ничего не получает от школы, но и оказывает отрицательное влияние на своих одноклассников.  Думаю, что в моем  классе  такого  не случилось. Перечислю  виды  работы. Кружковой  работой  были  охвачены  все дети. Я поняла, что подход к каждому  ребенку должен  быть  особым-  есть дети подвижные, медлительные, импульсивные и спокойные. Они все стали посещать танцевальный  кружок «Истоки», руководителем тоже  стала я сама. Разучивали  танцевальные  шаги, изучали музыку и историю народных  танцев. На конкурсе « Весенняя  капель» в местном доме культуры с постановкой  народного  танца мы заняли почетное третье место. Одна из  моих  учениц,  Анянова  Ирина, очень  хорошо  рисовала  и мы стали с ней проводить дополнительные  занятия. На конкурсе «Рисунки моего села» с картиной « Лягушка  на прогулке»  Ирина заняла  первое  место.   Дети  были  истощаемы, очень  быстро  утомлялись в первом и  во  втором  классе. В третьем классе стали более работоспособными. Были большие  проблемы  при  изучении   математики. Тяжело было решать задачи, примеры. Задачи детям я  стала подносить в виде сказок. Как  правило, сказки развивают воображение детей, стимулируют учащихся  для  дальнейших  действий. Вот некоторые  виды  задач, которые я включала  в работу.                        

1) «Старик  Хоттабыч».                                                                        Возраст  старика  Хоттабыча записывается числом  с различными цифрами.  Об этом  числе известно  следующее: 1) если первую и последнюю цифры зачеркнуть, то получится двузначное  число, которое при сумме  цифр,   равной 13, является  наибольшим;2) первая цифра  больше  последней в  4  раза.  Сколько лет  Хоттабычу?                                                                        2) Задача  2. «Красная Шапочка».                                                        Красная  Шапочка несла  бабушке  14  пирожков:  с  мясом, грибами  и  капустой. Пирожков  с капустой  нибольшее  количество. Причем  их  вдвое  больше, чем пирожков  с мясом. А пирожков с   мясом  меньше, чем пирожков с грибами. Сколько  пирожков с  грибами?                                                        Очень  помогли в работе  родители. С семьи  начинается развитие  каждого из  нас.  По уровню влияния  детей на успешность обучения я разделила семьи на 4 группы. В первом  случае родители  ценили успехи  детей. Во втором случае родители не ценили  успехи  детей и не  питали высоких  надежд по поводу их  успеваемости.

Список  литературы

1.Антипина  А .Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. - 1993.

 2.  Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль Текст. / Л. Берковиц. СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 512 с.

3. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.,1999.

4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Арктика, 2001. - 224 с.                                        

5. Ильин Е.П  Психология  индивидуальных  различий. Е.П Ильин- СПб: Питер,2011- 701с.

6. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.

7. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систиматики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития. М., 1982.

8. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1972. - № 4.

9. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.

10. Лубовский В.И.,  Дети с задержкой психического развития. - М., 1983.

11. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клиническая и нейропсихологическая диагностика) - М., 1995.

12. Марковская И.Ф. Клинико-катамнестический анализ задержки развития соматогенного генеза // Дефектология. - 1993. - № 1.

13. Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологические основы диагностики и коррекции ЗПР у детей // Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у детей. - М., 1991.

14. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов  и педагогов. - М.: Владос, 2003.

15. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. - М., 2003.

16. Никишина В.Б. Причинная обусловленности ЗПР у детей. - Ярославль, 2000.

17. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского. - Смоленск, 1994.

18. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1980. -№ 3.

19.Петрова Е.А  Возрастная и педагогическая  психология/- Педагогическое  общество России; Москва, 2004 год- 508 с                                                

20. Пичугин С.С Интегративный  подход к развитию творческих способностей

младших  школьников/ С.С Пичугин –Монография. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ,2005 – 200с

21. Подъячева И.П. Коррекционно-развивающее обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. - М., 2001.

22. Рахмакова Г.Н. Некоторые особенности письменной речи младших школьников с ЗПР // Дефектология. - 1991. - № 2.

23. Слепович Е.С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития.- М.: Педагогика, 1990год.

24. Толмачева Г.А Коррекционная  педагогика/ - 2006 год

25. Толстой Л.Н Педагогические  сочинения/  Л.Н Толстой; АПН СССР-М; Педагогика; 1989 – 542 с.

26. Чуприкова Н.И Умственное  развитие: Принцип дифференциации        /Спб «Питер». Издательство: Спб «Питер», издание 1-ое, 2006 год- 448 с.                    27. Шевченко С.Г  Корекционно-развивающее  обучение; Издательство  Владос, 2001  год. Серия: коррекционная  педагогика – 136  с.                

28. Эриксон  М. Мой  голос  останется  с вами/  Милтон  Эриксон; 2011 год-  294 с.