Главные вкладки

    Изменение современного урока с введением ФГОС
    статья на тему

    Чеботарёва Наталья Александровна

    Доклад к педсовету "Введение ФГОС ООО"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Доклад к педсовету91 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Изменение современного урока с введением ФГОС»

    «Урок – это зеркало

     общей и педагогической культуры учителя,

    показатель его кругозора, эрудиции».

    В.А. Сухомлинский

    Урок, является основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом самоанализа и самоконтроля.

    Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».     

    Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
             Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
    •        анализировать свои действия;
    •        самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
    •        отличаться мобильностью;
    •        быть способны к сотрудничеству;
                В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
    Какие требования предъявляются к современному уроку:
    •    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
    •    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
    •    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
    •     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
    •    вывод делают сами учащиеся;
    •    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
    •    времясбережение и здоровьесбережение;
    •    в центре внимания урока - дети;
    •    учет уровня и возможностей учащихся;
    •     умение демонстрировать методическое искусство учителя;
    •    планирование обратной связи;
    •     урок должен быть добрым.
    Необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
    •    свобода выбора (ученику предоставляется право выбора);
    •    открытости (не только давать знания, но сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
    •    деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
    •    обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью приемов обратной связи).
        Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
          Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

        Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
          Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если раньше больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
           Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.          

    При реализации  ФГОС  учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

    http://www.gia3.ru/tabliza.jpg        

    Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

    Требования к уроку

    Традиционный урок

    Урок современного типа

    Объявление темы урока

    Учитель сообщает учащимся

    Формулируют сами учащиеся

    Сообщение целей и задач

    Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

    Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

    Планирование

    Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

    Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

    Практическая деятельность учащихся

    Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

    Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

    Осуществление контроля

    Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

    Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

    Осуществление коррекции

    Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

    Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

    Оценивание учащихся

    Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

    Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

    Итог урока

    Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

    Проводится рефлексия

    Домашнее задание

    Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

    Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

    При подробном анализе урока  (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

             Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
    Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
    •    проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый  ФГОС  существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
    •    если ученик будет обладать качествами, заложенными в  ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать деятельность и вносить в нее коррективы.
    •     новые  ФГОС  вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

            ФГОС  вводят новое понятие – учебная ситуация. В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
    • возраста ребенка;
    • специфики учебного предмета;
    • меры сформированности УУД учащихся.
    Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
    •    предъявить противоречивые факты, теории;
    •    обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
    •    использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
         Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
        При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.       
           Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  
               Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
              Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

            Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

             Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    суть изменений современного урока с введением федерального государственного стандарта начального образования второго поколения...

    Презентация "Основополагающие изменения современного урока в связи с введением ФГОС НОО."

    Основополагающие изменения современного урока в связи с введением ФГОС НОО...

    Выступление на педсовете "Современный урок в призме ФГОС"

    Учитель описывает отличие урока проводимого по новым стандартам от традиционного урока. Описаны новые требования к уроку, перечислены новые типы уроков. Материал станет полезен учителям, работающим по...

    Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкре...

    В чём суть изменений урока с введением ФГОС НОО

    Выступление  на  методическом  совете  школы....

    Презентация к докладу"Изменение современного урока с введением ФГОС"

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕДСОВЕТА....

    Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....