Методическая литература
учебно-методический материал по теме

Кудзоева Эльвира Маировна

Выступления на педагогическом совете, тренинги, семинары.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenki.pptx1.73 МБ
Файл sistema_otsenki_na_seminar_19_marta.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система оценки качества знаний

Слайд 2

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая текущую и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.

Слайд 3

Цели системы оценивания: o обеспечение адекватной обратной связи, встроенной в образовательный процесс; o определение степени достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП(личностных, метапредметных , предметных); o стимулирование учеников, принятие ими активной роли в образовательном процессе.

Слайд 4

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), формирования универсальных учебных действий ( метапредметные результаты), освоения содержания учебных предметов (предметные результаты); обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

Слайд 5

В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

Слайд 6

Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии. Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки: сформированности внутренней позиции школьника, эмоционально-положительное отношение ученика к школе, сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

Слайд 7

Основной объект оценки метапредметных результатов– Это способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; – умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; – умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий . Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Слайд 8

Оценка предметных результатов -это оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана.

Слайд 9

Структура внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП оценивание текущее промежуточное итоговое Личностные планируемые результаты инструментарий самооценка, самоанализ, цветовые шкалы, дерево Творчества методика «Беседа о школе», «Кто я?», «Дерево желаний» методика «Успеха/не успеха», опросник мотивации, лестница успешности Метапредметные планируемые результаты измерительные шкалы, оценочные листы, самооценка, самоанализ, маршрутные листы диагностические работы, интегрированные комплексные работы, методика «Незавершенная сказка» диагностические работы, интегрированные комплексные работы, Кимы, творческие работы Предметные планируемые результаты самостоятельные, контрольные работы, тестирование контрольные работы, проверочные работы, диагностические работы, диктанты, тестирование контрольные работы, проверочные работы, диагностические работы, диктанты, тестирование, КИМы (внешний контроль)

Слайд 10

Отлично Хорошо Плохо Текущее оценивание:

Слайд 11

Отлично! Все получилось! Неплохо, но не все получилось… Нужно повторить материал…

Слайд 16

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем ,именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся . Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, используется комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующий развитие итогового, пооперационного, прогнозирующего самоконтроля.

Слайд 17

Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

Слайд 18

Самоконтроль и самоанализ тесно взаимосвязаны. Формируя у детей различные приемы самоконтроля, мы тем самым воспитываем у них способность к самоанализу и самооценке.

Слайд 19

Так ,в 1 классе дети учатся: - сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме; - воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем; - выполнять действия по развернутой инструкции; - осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта; - использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем

Слайд 20

Во 2 классе ученикам предлагается: - сравнивать промежуточный результат с эталоном; - перечислять последовательность действий и операций контроля; - корректировать памятки; - выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья; - осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта; - участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.

Слайд 21

В 3 классе ученики тренируются в: - сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий; - составлении проверочных заданий для самоконтроля; - коллективно-распределительном составлении алгоритмов; - выполнении действий по инструкции с ограничениями; - самопроверке по плану с отсутствующими звеньями; - составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

Слайд 22

В 4 классе школьники упражняются в: - сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности; - определении состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей; - выполнении действий по общей инструкции; - самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями; - самостоятельном корректировании плана проверки; - целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.

Слайд 23

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребѐнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его - обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.

Слайд 24

Промежуточное оценивание: Методика «Беседа о школе » Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения . Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Ученик должен ответить на вопросы: 1. Тебе нравится в школе? 2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное ? И т.д.

Слайд 25

«Незавершенная сказка» Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника. Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования , устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие — умение задавать вопрос. Возраст; 6,5—8 лет. Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании. Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

Слайд 26

Методика «Кто Я?» Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения . Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Возраст: 9—10 лет. Метод оценивания: фронтальный письменный опрос. Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».

Слайд 27

Итоговое оценивание Диагностические работы Интегрированные комплексные работы Творческие работы Проекты Тестирование Контрольные работы



Предварительный просмотр:

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая  текущую  и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников;  оценку деятельности педагогов и школы,  оценку результатов деятельности системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.  В соответствии с ними система оценки должна:

                 а) ориентировать на достижение результата

-       духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

-       формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

-       освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

Цели системы оценивания:

o        обеспечение адекватной обратной связи, встроенной в образовательный процесс;

o        определение степени достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП(личностных, метапредметных, предметных);

o        стимулирование учеников, принятие ими активной роли в образовательном процессе.

Особенности системы оценивания в начальной школе ГБОШИ РФМЛИ:

•        Комплексный подход к оценке результатов образования(оценка предметных, метапредметных и личностных результатов);

•        Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария, и представлению данных;

•        Сочетание внешней и внутренней оценки как механизмов обеспечения качества образования;оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности выполнения обучающимися учебно-практических и учебно-познавательных задач;

•        Оценка динамики образовательных достижений обучающихся,

•        Использование планируемых результатов освоения ООП в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

•        Персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;

•        Накопительная система оценивания(портфолио), характеризирующая динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся;

•        Наряду со стандартизированными письменными работами или устными таких методов оценки, как проекты, практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения, презентации, творческие работы и др.;

•        Информация об условиях и особенностях образовательных программ.

В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

            – предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

          –  метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

           – личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

      Стандарт устанавливает три основные группы результатов — личностные, метапредметные и предметные.

         Личностные  результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии.          Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:

          – сформированности внутренней позиции школьника,  эмоционально-положительное отношение ученика к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями,  характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками,    

  – сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

        Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного  плана.

        Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий — т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:

– способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

      – умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

       – умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

          Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

          Оценка предметных результатов –это оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана.

Структура системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

оценивание

текущее

промежуточное

итоговое

Личностные планируемые результаты

инструментарий

самооценка,

самоанализ,

цветовые шкалы, дерево Творчества

методика «Беседа о школе», «Кто я?»,  «Дерево желаний»

методика «Успеха/не

успеха», опросник  мотивации, лестница успешности

Метапредметные планируемые результаты

измерительные шкалы, оценочные листы, самооценка, самоанализ, маршрутные листы

диагностические работы, интегрированные комплексные работы,  методика

«Незавершенная сказка»

диагностические работы, интегрированные комплексные работы, Кимы, творческие работы

Предметные планируемые результаты

самостоятельные, контрольные работы, тестирование

контрольные работы, проверочные работы, диагностические работы, диктанты, тестирование

контрольные работы, проверочные работы, диагностические работы, диктанты, тестирование, КИМы(внешний контроль)

 

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем ,именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.

Создавая условия для накопления детьми опыта контроля,  используется комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующий развитие итогового, пооперационного, прогнозирующего самоконтроля.

Так ,в 1 классе дети учатся:

- сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;

- воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

- выполнять действия по развернутой инструкции;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;

- использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем

Во 2 классе ученикам предлагается:

- сравнивать промежуточный результат с эталоном;

- перечислять последовательность действий и операций контроля;

- корректировать памятки;

- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

- участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.

В 3 классе ученики тренируются в:

- сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

- составлении проверочных заданий для самоконтроля;

- коллективно-распределительном составлении алгоритмов;

- выполнении действий по инструкции с ограничениями;

- самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;

- составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

В 4 классе школьники упражняются в:

- сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;

- определении состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей;

- выполнении действий по общей инструкции;

- самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;

- самостоятельном корректировании плана проверки;

- целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома.     На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребѐнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.        

 От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его - обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая литература по Азбуке, 1 класс

Методическая литература  по Азбуке,1класс УМК "Перспективная начальная школа", Н.Г. .Агаркова...

Методическая литература по математике, 1 класс

Методическая литература по математике, 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа", А.Л.Чекин...

Методическая литература по технологии, 1 класс

Методическая литература по технологии, 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа, Т.Н. Проснякова...

Методическая литература по литературному чтению, 2 класс

Методическая литература по литературному чтению, 2 класс, УМК Перспективная начальная школа", Н.А.Чуракова...

Методическая литература по математике, 2 класс

Методическая литература по математике, 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа", А.Л. Чекин...

Методическая литература по русскому языку, 2 класс

Методическая литература по русскому языку, 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа", Н.А. Чуракова...

Методическая литература по технологии, 2 класс

Методическая литература по технологии, 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа", А.А. Гринева, Т.М.Рагозина...