«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
проект на тему

М етодическая статья, раскрывающая сисиему работы с классом по теме "Проектная деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_statya.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 59 г. Тюмени

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Подготовила

Дерябина Вера Викторовна,

учитель начальных классов

МАОУ  СОШ  № 59, г. Тюмень

г. Тюмень, 2012 год

Проектная деятельность в начальной школе.

Главная цель современного образования – сформировать у ребенка способность к самостоятельной творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учиться. Именно это позволяет ему развиваться на протяжении всей его жизни, успешно решать самые разные и неожиданные задачи, которые преподносит жизнь. Исследовательская и проектная деятельность - одни из важнейших составляющих образовательных стандартов второго поколения. Перед учителями стоят актуальные вопросы:

  • Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне?
  • Как развить способность искать новое?
  • Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям?
  • Как правильно излагать и защищать свои идеи?

Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет обучающимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.

    Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности обучающихся. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Включая младших школьников в проект, можно сформировать у них следующие основные образовательные компетенции:

-исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

-социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

-оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

-информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

-презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

 -рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

-менеджерские (планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой  деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.

Актуальность темы обусловлена возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно - коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать обучающихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах обучающиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Так, в первом классе на уроке окружающего мира ученики впервые встречаются с исследованием, объектом которого является природа. Что такое природа? Что мы относим к живой и неживой природе? С помощью учебника, вопросов учителя, иллюстративного материала первоклассники делают свои первые самостоятельные выводы. Вообще, практически любую тему при изучении окружающего мира можно превратить в исследование. Конечно, на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются учителями. В основном они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми. Например, в третьем классе при изучении темы «Наш город» детям было предложено задание с помощью дополнительной литературы подготовить сообщение об одном из памятников нашего города. В результате  несколько ребят продолжили свою исследовательскую работу и представили в классе свои исследовательские проекты на тему «Памятники кошкам в Тюмени, в России и мире», «Храмы нашего города», «Их именами названы улицы».

Для повышения эффективности учебного процесса бесспорно необходимо использование информационных технологий. Задания, предлагаемые учителем, могут быть выполнены с использованием электронных энциклопедий, поисковых систем в сети Интернет, оформлены в виде презентаций. Это способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, повышает интерес к поисково-исследовательской деятельности, способствует повышению успеваемости обучающихся. Современное образование становится немыслимым без использования компьютеров. Пользуясь сервисами сети Интернет, учителя, обучающиеся (на первых шагах при помощи родителей) находят нужную информацию на предметных сайтах с дополнительным материалом по предмету, (задания олимпиадного характера, небольшие конкурсы, викторины по предмету). Сетевые сообщества, виртуальные мастерские, сетевые проекты, с одной стороны, являются средством экономии времени учителя, а с другой – повышают качество образования.

В практике организации учебно-воспитательного процесса мною используются следующие типы проектов:

- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и самостоятельно на основе витагенного опыта решают поставленные проблемы);

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.).

Результаты исследования дети стараются представить в необычной форме – это презентации «Шахматы и оригами» (работа – участник X межрегиональной научно-практической конференции «Формирование ключевых компетенций школьников в продуктивных образовательных системах» в 2010 году), «Моя Россия», «Тюмень – мой город родной»,  «История моего дедушки» (работа – лауреат I степени в городском детском конкурсе «Корнями своими Сибирь велика!» в 2010 году), «Наш любимый писатель Джанни Родари» (презентация легла в основу выступления на городском конкурсе «Самый читающий класс» в 2011 году), устные журналы «Люблю березку русскую», «Полезные и вредные продукты», сборники летних записей исследователей «Тайны летней красоты», «Записки путешественника».

Сейчас я уже имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе в начальной школе. В основу организации проектной деятельности положены следующие принципы:

1) учет интересов детей. Ситуация, когда за учеников все решает учитель (выбирает тему, содержание проекта) и заставляет его делать, на мой взгляд, не имеет ничего общего с проектированием, т.к. такой вид деятельности не представляет интереса для обучающихся. В проекте ребенок реализует свой творческий потенциал, решает личностно-значимую задачу. Поэтому, если личностной включенности нет, то нет и проекта.

2) учение через деятельность. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3) познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) сотрудничество участников педагогического процесса. Здесь можно говорить не только о сотрудничестве между учителем и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.

5) свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе и, как следствие, выбор основных образовательных технологий:

1) технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

2) технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребенок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

3) информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций, для общения между учителем и учениками и учениками между собой.

С прошлого учебного года я сумела привлечь своих учеников к участию в сетевых проектах, проводимых на сайте «Nachalka.com». Благодаря усилиям организаторов сетевых проектов мы приобрели бесценный опыт в организации проектной деятельности. Мы с ребятами научились ставить цели, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы, общаться с другими участниками процесса, создавать презентации, ментальные карты, делать диафильмы,  ставить радиоспектакли и многое другое. Ребята с удовольствием принимают участие в сетевых проектах. Количество желающих от проекта к проекту возрастает. Так, если в начале 3 класса в первом проекте «В школе, дома, в Интернете» (литературная игра по повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома») приняли участие 6 человек, то уже в 4 классе в проекте «Слон – больше, чем животное» изъявили принять участие 18 ребят из 22 обучающихся класса.

Анализ сущности и особенностей организации исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод, что как исследовательская, так и проектная деятельность при правильной их организации создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития обучающихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, которые значимы для них на данном этапе развития. Обучающиеся, осознающие способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Я не могу не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, что “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает мой опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может и должен эффективно применяться уже в начальных классах, как средство развития и самоактуализации личности обучающегося, стимулятор осознанной мотивации изучения образовательных программ по учебным дисциплинам, основа крепкой дружбы, сотрудничества, учебного диалога учителя и ученика – участников образовательно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....