Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству.
методическая разработка (1 класс) на тему

Западнова Анастасия Михайловна

Данный материал будет полезен для учителей начальных классов и учителей-логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_kl.ruk_.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии.

          Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в том, что ребенок заменяет буквы, соответствующие фонетически близким звукам (звонкие-глухие, свистящие-шипящие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав), а также неправильно обозначает мягкость согласных на письме («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).

         Чтобы преодолеть этот вид дисграфии, нужно работать над четкой слуховой дифференциацией звуков, которые ученик плохо различает на слух. И до тех пор, пока этот навык не будет отлично развит, ребенок будет продолжать угадывать буквы, обозначающих те или иные звуки.

Методика проведения занятий по дифференциации сходных по артикуляционно-акустическим признакам звуков и букв.

  1. Чистая речь.

Прежде чем начинать работу над устранением замен или смешения букв, надо проверить, умеет ли ребёнок правильно произносить каждый из пары соответствующих звуков. Если имеются нарушения звукопроизношения, то вначале надо исправить этот дефект в  устной речи и только потом переходить к дифференциации соответствующих букв на письме.

  1. Анализ письменных работ.

Чтобы эффективно помочь ребёнку, уточните,  просмотрев его письменные работы, смешивает или заменяет он буквы. При заменах букв всегда вместо одной буквы будет писаться другая. Например, ребёнок, заменяющий «б» на «п»  предложение «Папа принёс большой арбуз»  напишет так: «Папа принёс польшой арпуз».

Если же ученик смешивает буквы «б» и «п», то возможны разнообразные варианты написания этой фразы, например, такой: «Папа бринёс польшой арбуз».

Работу при заменах букв надо начинать с заменяемой буквы. В приведенном примере следует 2-5 занятий посвятить звуку и букве «б», потом 1-2 занятие отвести звуку и букве «п» и только потом приступать к дифференцивции.

При смешении букв каждой из них отводится по 1-2 занятии, а потом проводится дифференциация.

  1. Не надо спешить.

Дифференциация букв проводится постепенно. Вначале надо научиться различать на слух  отдельные звуки, читать и записывать соответствующие буквы.

Затем переходить к дифференциации звуков и букв в слогах и словах. Если все получается - переходить к дифференциации в предложениях.

  1. Учение с увлечением.

Формирование у ребёнка положительного отношения к занятиям. Использование похвали, даже при незначительных успехах ребёнка благоприятно влияет на дальнейшее отношение к занятиям. Использование игровых приемов: сказки, стихи, загадки.

  1. Самопроверка.

Развивайте навык самоконтроля. Ребёнок должен сам найти свои ошибки. Можно дать детям небольшую инструкцию, например: «В первой строчке у тебя три ошибки, во второй две. Найди ошибки и исправь их карандашом». Ошибки обязательно надо исправить. После исправления ошибок ученик должен объяснить, почему надо писать именно так.

  1. Слышим, видим, чувствуем.

Старайтесь включать в работу над проблемными буквами как можно большее количество анализаторов. Если ученик заменяет буквы, звуки которых сходны акустически, т.е. на слух, обязательно перед зеркалом уточните артикуляцию звуков. Пусть ребёнок увидит, что делает язычок, в каком положении губы, почувствует, дрожит ли горлышко. Задавайте вопросы: «Чем похожи звуки по артикуляции? Чем отличаются?» тем самым, к работе подключаются зрительный, двигательный и тактильный анализаторы. Можно показывать буквы с помощью пальцев и телесных поз, выкладывать из верёвочки, лепить из пластилина, собирать из палочек и т.д.

                    Дифференциация Б-П.

  1. Повторение чистоговорок.

Ба-ба-ба – на избе была труба.

Бу-бу-бу – побелили мы трубу.

Бе-бе-бе – белый голубь на трубе.

Бы-бы-бы – голубь улетел с трубы.

Какой звук встречался чаще всего? Запишите.

Па-па-па – на пол сыплется крупа.

Пу-пу-пу – подмету сейчас крупу.

Пы-пы-пы – больше нет у нас крупы.

Какой звук встречался чаще всего? Запишите.

  1. Уточнение артикуляции звуков.

Звук б – образуется при размыкании губ. Крепко сомкните губы и сильным выдохом выбросьте их наружу.

Звук п – также образуется при размыкании губ. Закройте рот, возьмите воздух, подведите его к губам и разорвите их силой воздушного потока.

  1. Развитие мелкой моторики.

Изображение букв с помощью пальцев.

Выкладывание букв из фасоли, бусинок и др.

Дифференциация Б-П в слогах.

1.Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [П]»:

п, б, б, п...; ба, па, по, бу...

2.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: па-ба, ба...; бу-пу..., пу-...

3. Повтори за взрослым серию слогов:

па-ба-ба, ба-па-па, па-ба-па, ба-па-ба, ба-ба-па, па-па-ба...

Дифференциация Б-П в словах.

  1. Дидактическое упражнение «Составь слово из слогов»:

па-ро-ход, ба-ра-бан, па-ра-шют, бу-зи-на.

  1. Дидактическое упражнение «Раздели слово на слоги» (взрослый предлагает ребенку произнести слово по слогам, хлопая в ладоши на каждый произнесенный слог). Подумать, какое слово самое длинное?

Помидоры, папа, бабуля, подарок, бусы, бумага.

  1. Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [П] и [Б]):

банка, панама, бутерброд, бутылка; павлин, пуговица, палка, баран.

  1. Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П] на звук [Б] в словах. Какие слова получились?

Почка — бочка, пар — ..., пот — ..., пой — ..., папа — ..., пашня — ..., пас — ..., правый — ..., палка — ...

  1. игра «Доскажи словечко»

я холодную воду не… (пил)

и собаку свою я не …(бил)

старик опирался на …(палку)

крыша опирается на …(балку)

на воротах хороший…(запор)

вокруг дома построен….(забор)

6. Определение места буквы в слове.

- запиши в тетради буквы б или п и укажи их место в слове.

Кого ловят рыболовы? (б-3)

Какой день начинает рабочую неделю? (п-1)

Какой день после четверга? (п-1)

О каком овоще говорят: «Сто одежек и все без застежек?»  (п-3)

Тарелки, чашки, блюдца – это… (п-1)

Какое дерево называют белостволой красавицей? (б-1)

7.Убежала буква.

Вставьте пропущенные буквы «б» и «п»

…ок, …ар, …усы, …ара,…арта, …оря, …оля, …ант, …лот, …укет, …акет, …еда, …ол, по…еда, за…ыл, за…лыл, с…ал, со…рал.

8.Убежали слоги

вставьте пропущенные слоги «па» или «ба»

  1. Устно, с мячом
  2. Письменно по карточкам

Лю…,  ры…,   ла…,   ли…,   тру…,    лам…,   сдо…,

….ран,   ….латка,    ….лец,    …бушка,

Ло….та,   при….вил,    за……ва.

Дифференциация Б-П в предложениях.

1.Графический диктант.

Рисуется схема, соответствующая количеству слов в предложении. К каждой черточке подписывается буква «б» или «п»

Будильник разбудил Петю.

Поля порезала колбасу.

Бабушка подарила Пете пистолет и барабан.

2.Исправь ошибки.

    В дубле живёт белка. Пришла весна, и на перёзе распустились бочки. Вода пежит в прохладной речке. Дечит от полезней врач. Хлеп печет емелый бекарь. Поля играла на парапане, а Люпа на палалайке.

3.Слуховые диктанты.

Используемая литература:

Барсукова Л.А «Логопедия для учителей» Феникс 2010 – 316 с.

М. А. Поваляева « Профилактика и коррекция нарушений письменной речи» Феникс 2006 – 158с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по изобразительному искусству "Градация смешения черного с белым. Выполнение рисунка по наблюдениям "Полярная ночь"

Проект урока по изобразительному искусству. Тема: "Градация смешения черного с белым. Выполнение рисунка по наблюдениям "Полярная ночь"...

Тест "Растения пустыни и степи. Сходства и различия"

Выполняя электронный тест,  обучающиеся проведут исследование: выведут сходства и различия пустынных и степных растений. Материал применим к урокам окружающего мира по теме "Степь. Пустыня"...

Коррекционно-логопедическая работа с младшими школьниками с ДЦП по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии

Нарушение письма у младших школьников  изучается давно, но и до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точн...

Занятие на тему : «Дифференциация букв п ,т по оптическому сходству»

ull; Учить различать п, т в слогах, словах, предложениях, тексте.• Отрабатывать механические навыки движения руки.• Развивать умение согласовывать слова, анализировать предложения, умение ...

Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии смешенного вида для учащихся 2 класса «Слоговой анализ и синтез»

Логопедическое занятие по программе коррекции  смешенной дисграфии. Модуль "Развитие фонематического и слогового анализа и синтез"...

Конспект урока по смешенному обучению "Почему радуга разноцветная?"

Урок 1 класса, на тему урока: "Почему радуга разнцветная?". Используется технология смшенного обучения. Тип урока: рефлексия....

Технологическая карта урока технологии “Аппликация из смешенных материалов. Птица на ветке ” (4 класс)

Цель урока: повторим, что такое техника  аппликации и выполним изделие  “Птица на ветке”.Дидактические:Уметь выполнять авторские украшения по собственному замыслу.Освоить прием р...