Технология проблемного обучения. выступление на семинаре проводимого в рамках "Учитель года 2015"
материал на тему

Рощупкина Татьяна Александровна

В наших же учительских руках есть огромная возможность создать такой процесс обучения ,при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. 

Для решения обозначенной проблемы в своей деятельности я использую многие инновационные технологии, и сегодня я поделюсь опытом использования технологии проблемного обучения.

Актуальность:  вызывает интерес к изучению предмета, развивает способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технология проблемного обучения25.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, - нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного»

А.М. Матюшкин

Свое выступление хочу начать с небольшой притчи.

Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.»

   В наших же учительских руках есть огромная возможность создать такой процесс обучения ,при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.

Истина там, где есть вопрос, либо проблема. Именно эти слова являются моим педагогическим кредо.

Основываясь на анализе результатов учебной  деятельности учащихся: анкетирование, анализ диагностических материалов, индивидуальных достижений мы сделать вывод, что одной из главных причин результативности учебной деятельности – недостаток учебной мотивации.

В начальной школе растет количество детей мотивируемых чувством долга и наоборот, значительно уменьшается число тех, кто учится из-за интереса.

Потеря интереса к учебе в старших классах может привести к проблемам, связанных с нежеланием учиться. И как результатом это приводит к низкому качеству знаний. Поэтому сегодня более востребованным становится не только знания ученика, а его умение учиться. Данная проблема была признана и нашла решение на государственном уровне, результатом чего стало внедрение в систему образования ФГОС. Важной задачей новой школы стала задача «научить учиться», т.е. сформировать УУД. Новая школа – это инновационные образовательные технологии, которые нам всем хорошо знакомы. (Вынести на слайд название технологий)

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.  

Для решения обозначенной проблемы в своей деятельности я использую многие инновационные технологии, и сегодня я поделюсь опытом использования технологии проблемного обучения.

Актуальность:  вызывает интерес к изучению предмета, развивает способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

Цель обучить самостоятельному решению проблем.

 Средство - открытие знаний вместе с детьми.

 Какие же универсальные учебные действия развивает проблемный диалог? Регулятивные – умение решать проблемы.

Коммуникативные – вести диалог.

Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы.

Личностные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;

-  излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

-  ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Цель, которую я ставлю перед собой идя на урок:

Заинтересовать детей, удивить, разобраться, дойти до истины. 

С уважением отношусь к мнению ученика, принятию его точки зрения. Благодаря такому взаимоотношению ученикам на моих уроках интересно действовать: активно участвовать в ходе урока, формулировать вопросы, а не только отвечать на них, т.е. им хочется занимать активную коммуникативную позиции. Помогаю ученику увидеть его роль в уроке, перевести учебную деятельность в творческую. Именно поэтому урок превращается в сотрудничество.

Уважаемые коллеги, хочу познакомить вас с некоторыми приемами, которые использую на своих уроках при создании проблемной ситуации.

Например, 2 класс,   тема: «Сложные слова».

Задание:

Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы: варабей, лисник, мухолофка.

При проверке выясняется, что у одних учащихся один корень в слове мухоловка, а у других – два.

-А что, существуют слова с двумя корнями?

- Какой вопрос возникает?        

 (Сколько корней в слове мухоловка?)

Выясняют значение слова (ловит мух), рассказ, показ иллюстрации.

-Как же быть?                        

-Давайте подберем однокоренные слова к слову муха (подбирают),  теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные)

- Почему их назвали сложные? 

- Сформулируйте тему урока.

 -  Нарисуйте схему сложных слов.

          В этой ситуации вопрос (Сколько корней в слове мухоловка?) не совпадает с темой урока – сложные слова. После столкновения двух разных мнений  учащихся идет побуждающий диалог, который переходит в подводящий от проблемы диалог, а далее по учебнику сравниваем, правильно ли открыли новый материал.

             1 кл. Тема: «Правописание парных согласных в конце слова»

          Ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением пруда и прута (часть ветки дерева). Попробуйте записать эти слова. Сравнивают по произношению – прут, а как записали? (У детей разные варианты записи, выясняем кто прав), а чтобы проверить, ставим в сильную позицию. Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т? После решения этой задачи формируем обобщенное орфографическое действие.

          4 кл. Тема «Три склонения имен существительных»

Задание:  прочитайте предложение и найдите однородные члены. Определите их падеж и род.

Старая женщина волновалась о подруг… и дочер...

-Что можем сказать об окончаниях? (возможно одинаковые)

- Какие? (несколько вариантов дают дети)

Я вставляю окончания.

-Что заметили? (окончания разные)

-Какой вопрос возникает? (Почему у сущ. одного рода в одном падеже разные окончания?)

- Сформулируйте проблему. (Отчего зависит правописание безударных окончаний имен существительных.)

 При этом тема урока совершенно другая – три склонения имен сущ. Вопрос, не совпадающий с темой урока.

          Аналогичная ситуация при изучении спряжения глаголов

-Что общего в словах:

Стро..шь, черне..шь, светле..шь, кле..шь? (глаголы 2 лица ед.ч, безуд. гл. в оконч..)

-Попробуйте определить, какие гласные пропущены.

После вариантов ответа детей пишу окончания.

- Какой вопрос возникает? (Почему в одних глаголах 2л. ед.ч. пишется  гласная  –е, а в других –и?) Опять же вопрос, не совпадающий с темой урока.

Приём «Услышь ошибку».

Цель: Формировать умения учащихся на слух находить несоответствия в вопросах по изученным темам.

Учитель читает текст.

В дельфинарии самой большой рыбой был кит.

В зоопарке мы видели льва, он дышал жабрами.

Данный приём активизирует внимание учащихся, позволяет проверить знания.

Приём «Составление кластера»

Цель: Систематизировать знания учащихся по данной проблеме.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Я на своих уроках использую его для организации индивидуальной и групповой работы.

Всем раздаётся кластер, ниже приведены ключевые слова, но одно из понятий ошибочно.

Проблема: Составьте схему классификации животных и их отличительных признаков?

Приём «Верный ответ».

Цель: развивать мышление, умение обобщать и делать выводы.

Проблема: Почему на Луне нет жизни?

Сейчас каждая группа получит текст для исследования, цель данного исследования – найти ответ на поставленный вопрос.

Между научными знаниями и знаниями донаучными, житейскими, практическими. Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта». Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Приём: «Найди верное решение».

Цель: создать проблемную ситуацию, и направить учащихся на её решение, организуя поиск.

На доске записываю 2 примера.

6+2 х 3=12      6+2 х 3 =24

- Вижу вы удивлены? Почему?

-Но если отличаются правые части, то…

-Над каким вопросом подумаем?

-Ну и чем же отличаются левые части? Есть идеи?

-Какой порядок действий в первом примере?

- а во втором?

- В каком примере мы действовали по правилам?

- А во втором мы нарушили правило!

Как же нам догадаться, что здесь сначала сложение?

- Молодцы! Есть такой знак! (дописываю скобки во второй пример.)

Он называется  «скобки». Так что же обозначают скобки? (скобки обозначают действие, которое выполняется в первую очередь.

Видео

Применение технологии проблемного обучения позволило мне повысить уровень мотивации.

Уровень активности учащихся во внеурочной деятельности. Все это вместе повышает качество знаний, которое мои ученики подтвердили при проведении муниципального мониторинга.

В заключении хочу сказать :применение в учебном процессе  проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, - формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление.

«То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырастит яблоня!». Удачи вам!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогических чтениях: "Технология проблемного обучения ".

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учить...

Выступление на педсовете "Технология проблемного обучения в начальной школе"

Выступление на педсовете "Технология проблемного обучения в начальной школе"...

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

Выступление "Использование технологии проблемного обучения в начальной школе"

Выступление на школьном методическом объединении на тему: «Использование проблемного обучения на уроках в начальной школе»...

Выступление на ШМО «Технологии проблемного обучения»

Проблемное  обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практи­ческих задач в создающихся для этого проблемных си­туациях. В каждой из них учащ...