Игры на занятиях по профориентации в начальной школе.
материал на тему

Сергиенко Оксана Николаевна

Выступление на РМО учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл профориентация15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на занятиях по профориентации в начальной школе.

Профессиональная ориентация – система мер, направленных на оказание помощи в выборе профессии. Традиционная профориентация делится на несколько направлений: профдиагностика, профконсультирование, профинформирование.

Выделяют три основные стадии становления профессионального самосознания:

  1. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
  2. Стадия профессионального самопознания.
  3. Стадия профессионального самоопределения.

Рассмотрим только первую стадию, т.к. именно эта стадия для начальной школы. Эта стадия берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового периода (10-12 лет). На этой стадии создается определенная наглядная основа. Именно поэтому, очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий.

Работа по профориентации предусматривает следующее содержание:

  1. Урочная деятельность.
  2. Внеклассная работа.
  3. Работа с родителями.

Общая цель занятий по профориентации: создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии.

Исходя из цели, сформированы и задачи профориентационной деятельности в начальной школе:

1.Дать общие сведения о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространенных профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности.

2.Сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к общественно-полезному труду.

3.Воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Дополнением к занятиям по профориентации могут быть:

1.Беседы с приглашенными специалистами;

2.Оформление семейного уголка профессий;

3.Экскурсии на предприятия;

4. Ведение школьниками «Профессионального портфолио» (в которое они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, фотографии, свои рисунки и письменные работы).

В планировании занятий необходимо основываться на познавательных интересах детей. Что им действительно интересно! А им интересно:

-играть

-слушать и обсуждать сказки,

-рисовать «свою жизнь»,

-рассказывать о себе,

-фантазировать,

-решать кроссворды, ребусы,

-разыгрывать сценки,

-угадывать секреты,

-получать от учителя похвалу и др.

При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности младших школьников и включать различные модификации существующих психологических игр.

Например – есть игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В какой – то мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, только на ощупь, ученики должны угадать предметы и связать их с какими – то профессиями.

Можно использовать парные и групповые формы работы. Например: назвать качества, необходимые для определенной профессии. Или наоборот.

Рисуночная методика используется для того чтобы оценить, насколько учащиеся освоили основные элементы профессии. На листе в левой части попросить нарисовать, как они представляют эту профессию, а в правой части они изображают свои представления в конце занятия. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия.

Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких – то элементов изучаемой профессии. Например: игра «Угадай профессию по жестам», игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», игра «Вспомни как можно больше слов на букву «», связанных с данной профессией», игра «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.

Много игр (ролевые, малоподвижные) используется как один из приемов социально-психологических тренингов. Такими играми лучше начинать и заканчивать занятия. Они помогают увереннее чувствовать себя в любом коллективе, повысить уровень самооценки, дают возможность непринужденного общения в коллективе, активизируют внутреннее раскрепощение, раскованность и свободу. Например: игра «Эмоции». Нужно выразить эмоции какими – то частями тела (горе – лицо) или (радость – губы), или (страх – ноги), или (гордость – спина) и т.д. Другая игра «Комплемент»: подавая руку соседу сказать комплемент или приятное для него слово. Есть такая игра «Ассоциации»: если бы я был животным, то каким? Если бы я был транспортом, то каким? Если бы я был деревом, то каким? (обязательно аргументировать свой выбор). Есть еще игра «Тропинка». Участники становятся друг за другом. Первый – ведущий ведет группу по труднопроходимой местности, по узкой тропинке, петляющей по краю скалистого обрыва. При этом ведущий преодолевает преграды и препятствия (камни, поваленные деревья и др.). Группа повторяет за ним все движения. По хлопку ведущий становится в хвост группы, а ведущим становится следующий участник. И так до тех пор, пока в качестве ведущего не побывают все участники.

 Такие и подобные игры можно придумать самим или модифицировать уже известные вам. Главное, чтобы они подходили по теме занятия и соответствовали возрастным особенностям детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентация в начальной школе

Здесь собраны необходимые презентации для проведения классных часов по профориентации в начальной школе....

Основные этапы реализации системы профориентации в начальной школе

В статье описаны формы и методы профессиональной ориентации младших школьников....

"Мир профессий глазами детей"- программа по профориентации в начальной школе

Большое место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Созданная программа « Мир профессий глазами детей» позволяет  спланировать работу с младшими школьниками так, что б...

Профориентация в начальной школе

Классный час ,«Мир профессий»,буклет для родителей,презентация....

Профориентация в начальной школе

Анкетирлование учащихся начальной школы по профориентации. Результаты и рекомендации....

Конспект внеклассного занятия по профориентации в начальной школе «Профессия артист цирка»

С целью  расширения знаний о мире профессионального труда можно познакомить детей с профессией –артист цирка....

Профориентация в начальной школе

Профориентационная работа в начальной школе подготавливает «почву» для более осмысленного и осознанного профессионального выбора в среднем и старшем звене....