Главные вкладки

    Технология проектирования современного урока в условиях реализации федерального государственного стандарта начального общего образования
    статья на тему

    Сомова Наталия Григорьевна

    Статья для выступления на ГМО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gmo_28.0813.docx33.95 КБ
    Файл gmo_2013_g_avgust.pptx202.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технология проектирования современного урока в условиях реализации федерального государственного стандарта начального общего образования

                 В настоящее время на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».     

    Поэтому новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. Стандарт нового поколения включает в себя требования :

    - к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

    - к структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования;

    - к условиям реализации основной образовательной программы.

    Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся:

    - личностным;

    - метапредметным (УУД);

    - предметным.

       Задача педагогов – не просто дать школьникам новые знания и умения, а научить применять их на практике, развивать в урочное и внеурочное время. Согласно ФГОС, учитель теперь не только «транслятор» знаний, но и человек, способный подтолкнуть ребенка к развитию,  к самостоятельному поиску знаний.

    Поэтому новые требования  ведут к изменению  подходов в обучении:

    - системно- деятельностный подход;

    - личностно-ориентированный;

    - компетентностный

    Учитывая все требования и подходы к обучению обновляются деятельность педагога, обучающихся и взаимодействие педагогов с родителями. Обновленная деятельность учителя по цепочке ведет за собой изменения  деятельности обучающихся и во взаимодействии с родителями, следовательно изменяется технология современного урока.

             Как же учителю подготовить урок современного типа? Изменяется ли сам процесс подготовки?

    Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа

         При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

    Какие требования предъявляются к современному уроку:

    1. хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
    2. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
    3. урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
    4. учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
    5.  вывод делают сами учащиеся;
    6. минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
    7. времясбережение и здоровьесбережение;
    8. в центре внимания урока - дети;
    9. умение демонстрировать методическое искусство учителя;
    10. планирование обратной связи;
    11. урок должен быть добрым.

    Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:

    1.  свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику      предоставляется право выбора);
    2. открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
    3. деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
    4. идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
    5. обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
              Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

    Основные этапы органи-зации учебной деятельности

    Цель этапа

    Содержание педагогического взаимодействия

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    1. Постановка учебных задач

    Создание проб-лемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

    Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

    Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

     Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

    Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

    2. Совместное исследование проблемы.

    Поиск решения учебной задачи.

    Организовывает устный коллективный анализ учеб-ной задачи. Фиксирует выдвинутые ученииками гипотезы, организует их обсуждение.

    Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

    Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

    Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

    3. Моделиро-вание

    Фиксация в модели существенных отношений изуча-емого объекта.

    Организует учебное взаи-модействие учеников (груп-пы) и следующее обсужде-ние составленных моделей.

    Фиксируют в графи-ческие модели и бук-венной форме выделе-нные связи и отношения.

    Воспринимают  ответы обучающихся

    Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

    4. Конструиро-вание нового способа действия.

    Построение ориентированной основы нового способа действия.

    Организует учебное исследование для выделения понятия.

    Проводят коллек-тивное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

    Участвуют в обсуждении содержания материала

    Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

    5. Переход к этапу решения частных задач.

    Первичный конт-роль за правиль-ностью выполне-ния способа действия.

    Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

    Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

    Учатся формулировать собственное мнение и позицию

    Осуществляют самоконтроль

    6. Применение общего спосо-ба действия для решения частных задач.

    Коррекция отработки способа.

    Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

    Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

    Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют исполь-зовать речь для регуляции своего действия

    Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

    7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

    Контроль.

    Диагностическая рабта (на выходе) :организация дифференцированной кор-рекционной работы,- кон-трольно-оценивающая деятельность.

    Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

    Рефлексия своих действий

    Осуществляют пошаговый контроль по результату

    Алгоритм проектирования урока  с точки зрения требований ФГОС, которым я пользуюсь при подготовке к каждому уроку.

       Первое:

    четко определить и сформулировать для себя тему урока;

    определить место темы в учебном курсе;

    определить ведущие понятия

        Второе.

    Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

    В качестве примера приведу формулировку цели урока  в 3 классе по теме «Русские народные сказки».

    Цель урока - достичь образовательных результатов:

    Личностный результат – осознавать роль устного народного творчества в русской литературе, его влияния на формирование нравственных идеалов русского народа,

    Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую и графическую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

                Предметный результат – знать, что сказка- представитель жанра устного народного творчества, понимать причины возникновения данных произведений, уметь извлекать нужную информацию из текста.

    Задачи урока:

    1. На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.

    2. На основе работы с текстом учебника , самих произведений узнать об основных событиях, установить логические связи между этими событиями.

    3.  В ходе коллективного обсуждения осознать роль народного творчества в жизни народа , определить причины его возникновения .

    Слова-ориентиры для определения целей урока

    Традиционный («знаниевый») подход

    Компетентностный подход

    Понимать требования

    Научить формулировать цели

    Знать (сформировать знание о…)

    Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)

    Научить работать с различными источниками знаний

    Научить выбирать источники знаний

    Систематизировать

    Научить  систематизировать

    Обобщать

    Научить выявлять общее и особенное

    Научить выполняь  определенные действия (сформировать умения) при решении задачи

    Научит выбирать способы решения задачи

    Оценить

    Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

    Закрепить

    Модифицировать, перегруппировать, научить применять

    Проверить

    Научить приемам самоконтроля

    Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

    Сформировать способность к самооценке

    Третье.

    1. Спланировать учебный материал

    2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

      узнавание нового материала;

      воспроизведение;

      применение знаний в новой ситуации;

      применение знаний в незнакомой ситуации;

      творческий подход к знаниям.

    3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

    4.Составить три набора заданий:

      задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

      задания, способствующие осмыслению материала учеником;

      задания, способствующие закреплению материала учеником.

    Четвертое.

    Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам.

    Данная таблица  позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока  формируются какие метапредметные результаты.

    Таблица формирования универсальных учебных действий

    на каждом этапе урока

    Требования

    к уроку

    Урок

    современного типа

    Универсальные

    учебные действия

    Объявление темы урока

    Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

    Познавательные ,общеучебные, коммуникативные

    Сообщение целей и задач

    Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

    (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

    Регулятивные, целеполагания, коммуникативные

    Планирование

    Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

    (учитель помогает, советует)

    Регулятивные, планирования

    Практическая деятельность учащихся

    Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

    (учитель консультирует)

    Познавательные, регулятивные, коммуникативные

    Осуществление контроля

    Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

    (учитель консультирует)

    Регулятивные, контроля (самоконтроля), коммуникативные

    Осуществление коррекции

    Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

    (учитель консультирует, советует, помогает)

    Коммуникативные, регулятивные коррекции

    Оценивание учащихся

    Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)  (учитель консультирует)

    Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

    Итог урока

    Проводится рефлексия

     

    Регулятивные, саморегуляции, коммуникативные

    Домашнее задание

    Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

    Познавательные, регулятивные, коммуникативные

    Пятое.

    Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

    Шестое.

    Разработать  структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:

    мотивационно-целевой;

    процессуальный;

    рефлексивно-оценочный

    Седьмое.

       Определить  способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

    Восьмое.

      Разработать  домашнее задание,  ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов.

    Девятое.

     Подготовить оборудование для урока.

              Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Технология проектирования современного урока в условиях реализации федерального государственного стандарта начального общего образования Подготовила учитель нач . классов МБОУ СОШ №23 Сомова Наталия Григорьевна 2013-14 уч год

    Слайд 2

    Стандарт нового поколения включает в себя требования : к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования; - к условиям реализации основной образовательной программы.

    Слайд 3

    Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся : личностным; метапредметным (УУД); предметным.

    Слайд 4

    Подходы в обучении соответствующие ФГОС системно- деятельностный подход; личностно-ориентированный; компетентностный .

    Слайд 5

    Требования к современному уроку Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании; Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; Вывод делают сами учащиеся; Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; Времясбережение и здоровьесбережение ; В центре внимания урока - дети; Умение демонстрировать методическое искусство учителя; Планирование обратной связи; Урок должен быть добрым.

    Слайд 6

    Учитель должен опираться на принципы педагогической техники: свобода выбора открытости деятельности идеальности обратной связи

    Слайд 7

    Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС Первое : четко определить и сформулировать для себя тему урока; Второе. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? Слова-ориентиры для определения целей урока Традиционный (« знаниевый ») подход Компетентностный подход Понимать требования Научить формулировать цели Знать (сформировать знание о…) Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы) Научить работать с различными источниками знаний Научить выбирать источники знаний Систематизировать Научить систематизировать Обобщать Научить выявлять общее и особенное Научить выполняь определенные действия (сформировать умения) при решении задачи Научит выбирать способы решения задачи Оценить Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке Закрепить Модифицировать, перегруппировать, научить применять Проверить Научить приемам самоконтроля Проанализировать (ошибки, достижения учащихся) Сформировать способность к самооценке

    Слайд 8

    Русские народные сказки 3кл Цель урока - достичь образовательных результатов: Личностный результат – осознавать роль устного народного творчества в русской литературе, его влияния на формирование нравственных идеалов русского народа, Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую и графическую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи. Предметный результат – знать, что сказка- представитель жанра устного народного творчества, понимать причины возникновения данных произведений, уметь извлекать нужную информацию из текста. Задачи урока: 1. На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи. 2. На основе работы с текстом учебника , самих произведений узнать об основных событиях, установить логические связи между этими событиями. 3. В ходе коллективного обсуждения осознать роль народного творчества в жизни народа , определить причины его возникновения .

    Слайд 9

    Третье. 1. Спланировать учебный материал 2. Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям. 3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". 4.Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

    Слайд 10

    Пример заданий к уроку «Правописание ъ » Реши орфографические задачи Пал ? то, сем ? я, п ? ю , в ? езд . 2. Работа в группах. Анализ слов по алгоритму Съёмка, деньги, объявление, печенье, предъюбилейный, отъехал 3.Работа в парах Вставь, где необходимо Ъ знак. Со_единить , по_езд , с_езд , под_ел , про_ел , под_ем , при_ем об_единить , до_езжать , об_езжать . 4. Игра «Замени одним словом» Метель, пурга – (вьюга) Сжался, скорчился – (съежился) Товарищи, приятели – (друзья) Животное, от которого произошел человек – (обезьяна) Спуск с горы – (съезд) Четвертое. Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам.

    Слайд 11

    Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные , общеучебные , коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные, целеполагания , коммуникативные Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные, планирования Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) Регулятивные, контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания ( самооценивания ), коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные, саморегуляции , коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные Таблица формирования универсальных учебных действий на каждом этапе урока

    Слайд 12

    Пятое . Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Шестое. Разработать структуру урока. Седьмое. Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Восьмое. Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов Девятое. Подготовить оборудование для урока.

    Слайд 13

    Спасибо з а в нимание! С новым учебным г одом!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ...

    Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    Проектирование современного урокав условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Введение нового образовательного стандарта для начальной школы ставит перед учителем новые образовательные цели. В условиях начальной школы педагог должен научить ребёнка не только читать, писать и сч...

    «Здоровье сберегающие технологии во внеурочной деятельности в условиях реализации Федеральных Государственных стандартов второго поколения»

    «Забота о здоровье – это важнейший труд  педагога.  От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»...

    « Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

    « Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...

    «Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС начального образования»

    Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока....