Методический семинар к Республиканскому конкурсу "Учитель года - 2015"
презентация к уроку по теме

Доктугу Эллада Дармажаповна

В данной презентации представлена методическая работа Доктугу Эллады Дармажаповны, учителя начальных классов первой категории МБОУ СОШ им. Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар Доктугу Эллада Дармажаповна, учитель начальных классов первой категории МБОУ СОШ имени Ш.Ч.Сат с. Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва

Слайд 2

Моя «Страна Школа» Моя «Малая Родина» Моя «Родня» Моя «Семья»

Слайд 3

Проблема Снижение интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению. Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. В. И. Зайцев

Слайд 4

Актуальность

Слайд 5

Цель работы Повышение скорости и одновременно качества чтения. Развитие речи учащихся. Расширение, углубление читательского кругозора. Осмысленное чтение прочитанного и обогащение словарного запаса учащихся.

Слайд 6

Работа по самообразованию Совершенствование техники чтения

Слайд 7

В своем опыте я реализую :

Слайд 8

Творческие задания практического действия

Слайд 9

Технология формирования типа правильной читательской деятельности Цель: учим самостоятельно понимать текст Средство – три этапа работы с любым текстом.

Слайд 10

Достоинства технологии продуктивного чтения

Слайд 11

Осмысленное чтение

Слайд 12

Уроки Урок – экскурсия Урок – путешествие Урок - исследование Работа с деформированным текстом художественным текстом Работа с информационным текстом Конкурс чтецов, Творческий проект, Конкурс «Книжка-самоделка» Внеклассная работа Конкурс «Мама, папа и я – читающая семья», Роль чтения в развитии младших школьников», Читательская конференция Внеклассные занятия Работа с родителями

Слайд 13

Передача передового опыта Выступление методическом семинаре ГАОУ ДПО (ПК) Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров по программе «Особенности методической подготовки учителей – предметников к введению ФГОС ООО на уровне образовательной организации» по теме «Технология продуктивного чтения». Выступление «Формирование УУД на уроках литературного чтения» в работе республиканского семинара Тувинского регионального отделения общественной организации «Педагогическое общество России» на тему: «Развитие УУД в урочной и внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС НОО и ООО». Выступление на муниципальной творческой лаборатории педагога «Мои педагогические находки» выступила с мастер-классом «Тренинги для выработки техники чтения». Открытый урок по теме: М. Ильин, Е. Сегал «Рассказ о снежинках» в рамках обучающего муниципального семинара по программе «Обновление содержания по предмету «Литературное чтение» для 4 класса общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения».

Слайд 14

Работы Ребусы Проекты Синквейны Книжки-самоделки Кластеры Карточки учащихся

Слайд 15

Итоги работы над самообразованием Итоги реализации - высокий уровень Повышение уровня сформированности техники чтения

Слайд 16

Повышение интереса учащихся к чтению Итоги опроса учащихся «Любишь ли ты сам читать книги?» Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг

Слайд 17

Достижения учащихся

Слайд 18

Читательские умения, освоенные учащимися: Умение понимать содержание, находить информацию, заданную в явном виде. Умение понимать последовательность смысловых частей. Умение видеть языковые средства. Умение читать между строк. Умение понимать общий смысл текста. Умение определять тему текста. Умение понимать авторский замысел. Умение составлять собственный текст. Умение определять жанр произведения.

Слайд 19

Приложения

Слайд 20

Литература Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2010. – 208 с ЗайцевВ.Н. «Резервы обучения чтению». Журнал «Начальная школа», №8, 1990год. НикандровН.Д., СитниковаН.А. «Скорочтение: когда оно нужно, когда – вредно». Журнал «Начальная школа», №4, 1994год. БеспаловаЯ.В., БеспаловВ.С. « Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения». Журнал «Начальная школа», №6, 1994год Плюснина Е.М. Осмысленное чтение. Новая технология обучения: Учебно-методическое пособие. – СПБ., 2012. – 112 с.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Живу и работаю в «Стране» под названием «Школа». В каждой стране есть президент. Поэтому есть у нас и «президент» нашей Школы - Кара-Сал Оксана Хуралчиевна. Есть у меня «Малая Родина», где председательствует Анай Елизавета Мергеновна. В малой родине есть у меня «родня» - творческая мини-группа «Инсайт». Там есть «моя семья» - мой любимый класс.  Чтобы мои «детки» росли всесторонне развитыми личностями, работаю по программе  УМК «Школа России». По данной программе, которая соответствует Федеральному государственному общеобразовательному стандарту, работают все учителя нашей школы.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное, критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

        На протяжении всех лет учения в начальной школе чтение является ведущим заданием. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом.

В. И. Зайцев считал, что совершенствование техники чтения – одна из  главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

Чтобы решить эту задачу я начала работу над совершенствованием навыков техники чтения учащихся. Я поставила перед собой следующие цели:

1. Повышение скорости  и одновременно качества чтения.

2. Развитие речи учащихся. Расширение, углубление  читательского кругозора.

3. Осмысленное чтение прочитанного и обогащение словарного запаса учащихся. 

Для совершенствования техники чтения определила следующие этапы работы:

  1. Диагностика умений учащихся;
  2. Изучение литературы и опыта учителей;
  3. Апробация;
  4. Передача опыта;
  5. Создание методического сборника.

В результате проведения диагностики уровня техники чтения учащихся

выявлено: высокий уровень сформированности навыков чтения – 15%, средний уровень – 65%, низкий уровень – 20%.

В своем опыте я реализую:

  • Идею  использования упражнений для развития техники чтения Е.В.Заика
  • Методику диагностики чтения А.Н.Корнева, О.А.Ишимовой
  • Методику выработки беглого чтения В. И. Зайцева
  • Зрительные диктанты И.Т.Федеренко
  • Технология проектной и исследовательской деятельности.
  • Технология продуктивного чтения Н.Н.Светловской 
  • Прием применения подстановочных таблиц Е.Е. Манзановой
  • Игровые технологии
  • Здоровьесберегающие технологии

На уроках  чтения использую:

  • чтение слоговых таблиц
  • речевые разминки
  • игровые упражнения на развитие артикуляции
  • зрительного восприятия, внимания
  • чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса
  • чтение в парах
  • работа со скороговорками

Упражнения для развития скорости чтения:

Тренинги для совершенствования техники чтения:

1. Чтение наоборот

2. Текст вертушка

3. Собери текст

4. Сплошной текст

5. Вверх ногами

Ребёнку, испытывающему трудности в чтении предлагается на время отвлечься от этого «нудного» занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом. Выполнение этих упражнений приводит к формированию у него целого ряда важных операций, лежащих на основе чтения. Овладев ими, ребёнок впоследствии читает гораздо лучше. На основе увлекательных творческих заданий ученик научится понимать смысл прочитанного, чувствовать и передавать интонацию, значит, сможет читать быстрее в 1,5-2 раза и по-настоящему наслаждаться процессом чтения. О результативности используемых приемов можно увидеть из следующей  диаграммы. Наблюдается   повышение  уровня техники чтения.

Технология продуктивного чтения направлена на формирование коммуникативных УУД, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора) умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных УУД, а именно – умения извлекать информацию из текста.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения. Главная задача – вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать текст, книгу;

2. Работа с текстом во время чтения, обеспечивающая полноценное восприятие текста;

3. Работа с текстом после чтения, которая обеспечивает углубленное восприятие и понимание текста.

Достоинства технологии продуктивного чтения:

  • применима самостоятельно вне урока;
  • возрастносообразна и доступна;
  • ориентирована на развитие личности читателя;
  • развивает умение прогнозировать результаты чтения;
  • способствует достижению понимания на уровне смысла.

На уроках в работу над пониманием содержания прочитанного текста для развития речи учащихся,  также для расширения,  углубление  читательского кругозора применяю подстановочные таблицы,  

На родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что громкое чтение, как и чтение про себя, должно войти в ежедневную привычку ребёнка. Призываю необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение; очень важно быть во время таких чтений предельно сдержанным, терпеливым и доброжелательным к ребёнку. Вот  в работе помогает диктофон. Дети любят слушать, когда воспроизводятся  их голоса, и буквально каждый хочет права записи. А на родительских собраниях родители с удовольствием слушают голоса детей.

Родителям объясняю, что хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последнее событие дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов. Когда человек спит, он находится  под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

  •  родительские собрания: «Роль чтения в развитии младших школьников»;  «Руководство чтением младших школьников»;
  • конкурсы «Папа, мама, я – читающая семья», посещение родителями открытых уроков чтения.
  • индивидуальные консультации с родителями по вопросу совершенствования техники чтения.
  • Практически на каждом родительском собрании сообщаем о результатах проверки техники чтения
  • таблица учёта достижений «Мы читаем».

    Если ребёнок не любит читать, то необходимо режим щадящего чтения. В самом деле: если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Щадящее чтение, это когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Этот вид чтения хорош при просмотре диафильма: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Можно вполне рекомендовать это родителям, дети которых читают неохотно, этот приём обучения. Этот приём можно использовать и перед сном. Для повышения результатов техники чтения даёт другой вид чтения – это жужжащее чтение. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью чтения. Этот вид использую в начале каждого урока по 3-5 минут. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определённые промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

Опыт моей  работы нашел отражение на выступлении методическом семинаре ГАОУ ДПО (ПК) Тувинский государственный  институт переподготовки и повышения квалификации кадров по программе «Особенности методической подготовки учителей – предметников к введению ФГОС ООО на уровне образовательной организации» по теме «Технология продуктивного чтения».

Материалы опыта были озвучены на выступлении «Формирование УУД на уроках литературного чтения» в работе республиканского семинара Тувинского регионального отделения общественной организации «Педагогическое общество России» на тему: «Развитие УУД в урочной и внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС НОО и ООО». Также на муниципальной творческой лаборатории педагога «Мои педагогические находки» выступила с мастер-классом «Тренинги для выработки техники чтения».

 Провела  открытый  урок по теме: М. Ильин, Е. Сегал «Рассказ о снежинках» в рамках обучающего  муниципального семинара по программе «Обновление содержания по предмету «Литературное чтение» для 4 класса общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения».

Также на своём личном сайте: http://учительский.сайт/ Доктугу Эллада Дармажаповна  представила все свои работы.

        Практическая значимость работы заключается в создании разноуровневого материала по чтению, направленного на воспитание всесторонне развитой творческой личности. В данном опыте показаны различные формы и методы работы с учащимися. В результате проделанной работы у обучающихся значительно повышается учебно-познавательный интерес к чтению, уровень развития и умения учиться. Таким образом, можно сказать, что работа в данном направлении привела к созданию ситуации успеха для каждого ребенка.

Работа ведется постоянно, и на сегодняшний день можно сказать, что есть определенные результаты в решении проблемы творческого развития учащихся на уроках. Они проявляются в активизации познавательной деятельности учащихся, возрастании интереса к чтению, развитии личностных, индивидуальных, творческих способностей ребенка; создании благоприятной атмосферы на занятиях для самореализации и саморазвития.

Наблюдается положительная динамика:

  • В интеллектуальном уровне развития.
  • В развитии коммуникативных умений учащихся.
  • В способности к эмпатии, сформированности навыков рефлексии, креативности

Сформированность предметных результатов подтверждается наличием призовых мест в конкурсах и олимпиадах различного уровня:

Успешность обучения составила 100% при качестве 67-70%