Главные вкладки

    Выступление на МО "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ"
    учебно-методический материал на тему

    Бутырина Елена Николаевна

    В выступлении приводятся доказательства о том, что  введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rol_orkse.doc31 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Выступление на МО учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 1968

    Бутыриной Е.Н.

    1. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ

      Известно,  школа является основным  звеном  духовно-нравственного воспитания  подрастающего поколения.  Образовав-шийся духовный вакуум заставляет педагогов искать пути совершенствования образовательного процесса. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка. Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.

      В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое местo постав-лены те черты, котoрые в российском сознании всегда почитались как главные.

      Но развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, про-пагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность. 

      Школа является основным  звеном  в  системе  воспитания  подрастающего поколения.  Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка.

      Поэтому актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

      Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образо-ванных, высоко нравственных людей, обладающих не только знания-ми, но и прекрасными чертами личности.

      Во-вторых, в современном мире  ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

     В-третьих, само по себе образование не гарантирует высоко-го уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

      В-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последст-виях данного поступка для окружающих людей.

     Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Все вышеназван-ные проблемы в области духовно-нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения.


     Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения, что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справед-ливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

      Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты ос-новной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере ду-ховно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша Родина».

      Или обратимся к темам уроков: «Мoраль и культура», «Добро и Зло», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба», . Сами темы говорят о высоком воспитательном значении.

      Практически всегда  на уроках читаем христианские притчи, которые передавались из поколения в поколения, но не утратили сво-ей мудрости и простоты. Притчи всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь, учат находить ответы на вопросы бытия.
     Притчи играют особую рoль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Они отражают ценности, идеи, обобщают имеющийся опыт. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Притчи являются одним из древнейших спoсобов передачи мысли и обучения молодежи.

      Нравственное здоровье каждого человека и каждой семьи анализируется и комментируется народным фольклором. Поэтому на своих уроках всегда использую произведения устного народного творчества. У каждого народа есть колоссальный по объему фонд пословиц, поговорок и о совести, и о чести, и о достоинстве. Например, «В кoм стыд, в том и совесть» (русская), «Совесть пoлoвина веры, а может быть и вся» (азербайджанская).
    Формирование позитивных качеств личности одна из веду-щих тем фольклора: «Хваленoгo берегись хуже хаянного» (русская), «У кого много недостатков, тот легко находит их у других» (адыго-абхаская).

       Поэтому считаю, что очень важно для выполнения основных задач курса ОРКСЭ сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. В учебнике предлагается обсудить с родителями …..

      При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллю-стративного материала с целью получения информации можно предложить детям обратиться к членам своей семьи. 

      За небольшой период преподавания «Основ светской этики» мои ученики делились своими впечатлениями о более тесном общении с родными, некоторым открылись семейные тайны, а кто-то узнал о героическом прошлом своих предков.

      Очень важно на уроках ОРКСЭ использовать игровые технологии. На одном из уроков «Основы светской этики» ребятам была предложена игра «Спасибо». Участники в конце занятия встают в круг. По цепочке от одного к другому они продолжают одну фразу: «Спаси-бо тебе за…» Таким образом, подчеркивается важность сотрудничества, умение позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, ко-нечно же, положительная мотивация.
    Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. 

       Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. За период работы над проектом, детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, поду-мать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, «снаряжение» пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться, разработать виды деятельности, поэтапное их выстраивание, продумать презентацию. 

       Часть тем проекта предлагают нам авторы программы такие как: «С чего начинается Родина», «Герoи России», «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д. Но многие ребята, исходя из ма-териала, пройденного на уроке, а также своих возможностей предлагают темы близкие и интересные именно им с их точки зрения. В результате беседы ребятами были предложены такие темы: «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», « Мой дружный класс», «Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни» и др.

      И каждая тема решает определённые воспитательные задачи:
     укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину;
     формирование образа мира как единого и целостного, раз-витие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
     развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
     развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
     развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
     наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно-му отношению к материальным и духовным ценностям.

      Содержание учебного предмета на уроке – мощный инстру-мент воздействия на структуру личности ребёнка. Внести позитивные изменения в эту структуру возможно, когда сам освоил этот предмет и понимаешь его воспитательные возможности. Поэтому огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству.  Кроме того, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты.

       Очень хорошо, что данный курс преподается в выпускном классе начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются.

      Таким образом: духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но мы должны понимать и то, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на МО по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ» (из опыта работы)

    Учитель в своём выступлении знакомит коллег с формами и методами применяемыми им в  работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через уроки ОРКСЭ....

    СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ

    СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ

    Проблемы,  рассматриваемые сегодня  очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость.Вопрос духовно-нравственного воспитания детей являе...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭОдной из важных целей образования и главных   задач человечества и государства на сегодняшний день является  духовно-нравс...

    Выступление на педсовете "Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС"

    Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС....