Статья "Развитие познавательных способностей младших школьников в системе поддержки одарённых детей"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме

      Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления и развития и поддержки одарённых детей.  Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети - это потенциал нашей страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические, экологические и социальные задачи.

      На каждом уроке я стараюсь применять разные приёмы, способствующие развитию интеллектуального творчества учащихся: «интригующее начало урока», «эмоциональная завязка урока», «активизация внимания», развивающие «минутки», тематические разминки. Также систематически провожу развивающие уроки. Использую технологию проблемного обучения, технологию исследовательского обучения, технологию  дифференцированного  обучения, информационно-коммуникативную технологию и другие. Описание этих приёмов привожу в данной статье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Физико-математическая школа №56»

г.Улан-Удэ

Развитие познавательных способностей

младших школьников

 в  системе  поддержки одарённых детей

Учитель начальных классов

Абзалова Марианна Викторовна

2013

Развитие познавательных способностей

младших школьников в  системе  поддержки одарённых детей

        Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления и развития и поддержки одарённых детей.  Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети - это потенциал нашей страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические, экологические и социальные задачи.

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Их не удовлетворяет работа со школьным учебником, им недостаточно работы на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Именно учитель начальных классов способен вовремя заметить и поддержать одаренного ученика. По мнению профессора М.А. Холодной, суть проблемы одарённости фокусируется в факте: не всякий одарённый ребёнок превращается в одарённого взрослого человека и не всякий одарённый взрослый был в детстве одарённым ребёнком. Каким должен быть подход к одаренному ребёнку на пути его становления и самореализации? Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достичь больших или меньших успехов в выполнении той или другой деятельности. По величине успеха различают три грани или три уровня одаренности:

  • способности,
  • талант,
  • гениальность.

Способный - блестяще копирует по готовому образцу, талантливый - создает новое, оригинальное, а гениальный – генерирует принципиально новые идеи, опрокидывающие общепринятые представления. Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной из нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений; интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной сфере.

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

         Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

- дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

- дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

- дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

В психологическом учении о личности, способности и одаренность выступают как важные составляющие общей структуры личности, связанные с характером и темпераментом, направленностью индивидуально-психического развития в процессе воспитания и общественно практичной деятельности. Естественной основой индивидуально-психических различий и особенностей является тип нервной системы и специальные типы высшей нервной деятельности человека.

Опираясь на отечественные психологические разработки, преследующие, прежде всего гуманистическую цель гармоничного развития личности, необходимо думать о создании обогащенной среды для развития каждого ребенка. На этой благодарной почве из зерна наследственности с непредсказуемой статистической закономерностью, но с очевидной вероятностью вырастет талант.  Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы.

Считается, что основы учебно-творческой мыследеятельности составляют умения интеллектуального творчества.  Для эффективности формирования этих умений имеет значение научно обоснованная организация образовательной среды, которую составляют: обучающее пространство школы, организуемое учителем как формирование общеучебных умений в коллективной деятельности; возможности развивающего обучения как обеспечение оптимального мыслетворческого развития младших школьников в учебной деятельности; последовательное развитие познавательной потребности, тренинг памяти, внимания, воображения, накопление опыта творческого мышления и управляемого воображения.

        Для реализации этих задач, я для каждого ученика выстраиваю индивидуальную траекторию развития личности, после проведённого психодиагностического тестирования на выявление сформированности основных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления - необходимых для интеллектуального творчества.

        На каждом уроке я стараюсь применять разные приёмы, способствующие развитию интеллектуального творчества учащихся: «интригующее начало урока», «эмоциональная завязка урока», «активизация внимания», развивающие «минутки», тематические разминки. Также систематически провожу развивающие уроки. Использую технологию проблемного обучения, технологию исследовательского обучения, технологию  дифференцированного  обучения, информационно-коммуникативную технологию и другие.

        Содержательная часть развивающих уроков включает в себя разнообразные задания как на сообразительность и правильность выполнения действий, так и на общелогические поиски ответов. Данные уроки развивают творческое воображение, свободное, раскрепощённое мышление, и это помогает детям лучше осваивать «серьёзный» учебный материал. Для развивающих уроков подбираются нестандартные, занимательные задания.

Развивающие «минутки»  проводятся на уроках математики, чтения, русского языка и других в течении 3-7 минут, на которых учащиеся выполняют занимательные микрозадания на сообразительность и оригинальность, на развитие познавательных процессов. К каждому занятию подбирается доступный проблемно-занимательный материал с учётом темы и типа урока. Такие «минутки» психологически подготавливают учащихся к активной продуктивной мыследеятельности на уроке, обеспечивают как индивидуальную, так и совместную познавательную деятельность с положительной учебной мотивацией.

           Для формирования у школьников творческого подхода к решению возникающих учебных задач, нужна система специальных заданий творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала. Задания творческого характера предполагают вариативность решения и рассчитаны на реализацию творческих возможностей учащихся.

Развивающие «минутки»

         Проводятся на уроках математики, чтения, русского языка и других в течении 3-7 минут, на которых учащиеся выполняют занимательные микрозадания на сообразительность и оригинальность, на развитие познавательных процессов. К каждому занятию подбирается доступный проблемно-занимательный материал с учётом темы и типа урока. Такие «минутки» психологически подготавливают учащихся к активной продуктивной мыследеятельности на уроке, обеспечивают как индивидуальную, так и совместную познавательную деятельность с положительной учебной мотивацией.

Математика (3 класс)

С-3. Табличное умножение и деление

- Перечислите ответы таблицы умножения на 6, называя не само произведение, а сумму его цифр.

Например: (6х1=6)  6=6; (6х2=12)  1+2=3;   (6х3=18)    1+8=9 и т.д.

Русский язык (4 кл.)

С-12. Прошедшее время глагола

- У какого из этих глаголов формы прошедшего времени образуются не так как у остальных?

А. подпрыгнуть           Б.прикрикнуть       В.намокнуть       Г.задёрнуть     Д.присвистнуть

С-15

- В предложении Бумага истлела «спрятано» слово аист. В четырёх из пяти предложений «спрятаны» названия овощей, а в одном название цветка. В каком?

А.Впереди скала.  Б.На полу кошка.  В.На ковре паук.    Г.Банка пуста. Д.Зима кончается.        

Мы и окружающий мир 2 кл.

С-2. Природные зоны

- Основной трудностью при выращивании сельскохозяйственных культур в степной зоне является: А. твёрдая земля      Б.отсутствие специальной техники        В.засуха

Г.неплодородная почва

Литературное чтение 2 кл.

        Инструкция: Прочитайте отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Как меня в лесу застала гроза». Дайте ему своё название. Предложите своё продолжение рассказа. Запишите слова, описывающие эмоциональное состояние мальчика в два столбика.

         Текст: Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошёл до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошёл дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне больно стало, и я зажмурился…

- Какую ошибку, опасную для жизни, допустил мальчик?

Развивающие уроки

        На развивающих уроках решение задач и выполнение заданий, как правило, не ограничено какими-либо рамками и условиями – временными, оценочными и т.д. Дети фактически свободно могут проявлять своё воображение и фантазию, не сообразуясь ни с законами реальности, ни с законами жанра творческой деятельности. На развивающих уроках  самый «слабый» ученик  может почувствовать свою значимость, поверить в свои силы, ощутить себя созидателем.

        При этом необходимо учитывать связь между творческой способностью и интеллектом. А.Э.Симановский в своих работах подчёркивал: «Варьируя количество логических условий и требований в ситуации творчества, можно построить процесс обучения творчеству в соответствии с интеллектуальными возможностями ребёнка, постепенно переводя его от решения более свободных знаний к менее свободным. При этом получится, что, постепенно нагружая творческую способность интеллектуальными компонентами, мы развиваем тем самым и конвергентные способности ребёнка».

        Содержательная часть развивающих уроков включает в себя разнообразные задания как на сообразительность и правильность выполнения действий, так и на общелогические поиски ответов. Данные уроки развивают творческое воображение, свободное, раскрепощённое мышление, и это помогает детям лучше осваивать «серьёзный» учебный материал. Для развивающих уроков подбираются нестандартные, занимательные задания. Сначала это более «свободные» задания, например:

Математика

                                                               1.   Фокусы

Дети очень любят фокусы, и сами рады любому случаю научиться этому искусству. Я очень люблю давать математические фокусы, так как они содержат  интересный и доступный детям познавательный материал.

        Вот один из таких фокусов «Предсказывание суммы».

        Предлагаю кому-либо написать число из нескольких знаков. Это  число переписываю на бумагу, предварительно отняв  от единицы 2 и поставив двойку спереди. Листок с цифрой кладу на стол чистой стороной вверх.

        Пусть ученик записал число 4725, на бумаге записываю ответ 24723.

        Предлагаю кому-либо написать под первым числом, ещё одно, состоящее из такого же количества знаков. (Пусть он запишет число 5891.)

        Под ним ставлю сама третье число так, чтобы  цифра  дополняла стоящую под ней до 9. В данном случае под 5 - 4, под 8 - 1, под 9 - 0, под 1 - 8 (4108).

        Четвёртое число пишет ученик (пусть он записал 9810), пятое число пишет учитель, записывая цифры по тому же правилу, что описано выше. Если крайняя цифра слева была 9, то под ней ничего писать не надо (поэтому будет число 189).

        Затем предлагаю сложить столбик из пяти чисел (ребята проверить правильность решения).

        Когда их сумма будет найдена, беру со стола лист с цифрой и показываю ребятам.

        - Каждый из вас писал числа, какие хотел. Этих чисел я знать не могла. Тем не менее, сумму предсказала.

        Опыт повторяем несколько раз. Можно  брать первоначально числа, состоящие из любого количества цифр.

        Если в арифметических действиях не будет ошибок, то результат сложения обязательно совпадёт с числом, которое было записано ранее на бумажке.

        Ребята настолько увлекаются этим фокусом, что каждому хочется быть в роли ведущего. Опыт повторяем в парах, а потом дети дома рассказывают его родителям и знакомым, сами выполняя  роль ведущего.

        Такие примеры ребята решают с увлечением, при этом хорошо отрабатываются вычислительные навыки ребят, быстрота счёта.

2.

        -Перед вами 6 прямоугольников. Подумайте, на что они похожи. Дорисуйте.

        -Детям показываются различные приемы нахождения новых идей, алгоритмы создания собственных творческих продуктов – загадок, игр, сказок. Например:

Литературное чтение

Алгоритм сочинения ассоциативных загадок

Расчёска.

На что похоже?

Чем отличается?

Как забор

Пила

Трава

Но не перелезть

Пилит

Растёт

        Выбор объёкта, подбор аналогий и отличий осуществляют сами дети, учитель лишь организует работу соответственно алгоритму. При этом, учащийся, многократно выполняя определённое упражнение, приобретает привычку соответствующего мышления в жизни.

Виды заданий творческого характера.

•  Составь как можно больше вопросов, соединяя два предмета:

газета – верблюд

- Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

- Что написано в газете про верблюда?

- Почему, читая газету, ты сутулишься, как верблюд? И др.

Банка – река

Утюг – трамвай

Огонь – раковина

Линейка – книга

•  Сможешь ли ты отыскать связь между двумя, на первый взгляд, не связанными между собой событиями. Объясни, как все происходило.

Белка, сидя на дереве, упустила шишку.

Самосвал с грузом не пришел в пункт назначения вовремя.

(Белка, сидя на дереве, упустила шишку, шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом, заяц выскочил на дорогу, шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним в лес. Заяц скрылся, а шофер в лесу заблудился, и груз не пришел вовремя по назначению).

•  Найди причину событий (Почему это произошло?)

Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы.

Речка вышла из берегов и затопила все окрестные дома.

•  Представь последствия событий

Охотник выстрелил в воздух.

Из окна выбросили кусок булки.

•  Представь, что ты можешь уменьшаться до размеров муравья. Придумай историю о своем чудесном превращении, используя вопросы:

- Какое бы у тебя было любимое занятие?

- Чего бы ты опасался?

- Через какое время ты снова захотел бы стать большим? Почему?

6. Сочини небольшой рассказ на тему «Что бы произошло и что бы ты сделал, если бы:

- из крана на кухне полился апельсиновый сок;

-люди придумали таблетки от сна».

7. Объясни, почему это происходит.

Почему масло тает на раскаленной сковороде?

Почему из тучи идет дождь, а из облака нет?

8. Объясни, что это значит:

Мальчик как медведь;

Учитель как грозовая туча;

Золотая середина;

Белая ворона.

11. Измени слова так, чтобы получилось как можно больше предложений:

Собака, найти, в, двор, сахарная, косточка .

12. Решение логических задач.

13. Придумывание продолжения истории по началу (сочинение).

14. Оценка событий с разных сторон

Драка (хорошо – плохо)

Сумел постоять за себя;

Порвал одежду;

Сумел защитить слабого;

Будут ругать родители;

Показал, кто здесь главный и т.д.

Поссорился с другом и т.д.

  15. Дописывание стихотворений

Вдоль реки бежал Аким,

Был Аким совсем сухим.

16. Составление и заполнение кроссвордов, решение ребусов.                                                                              17. Иллюстрирование художественных произведений.

Урок – коллоквиум, одна из возможных форм проверки и оценивания знаний учащихся. Это одновременно и дискуссия, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса. Аргументируя и отстаивая свое мнение, учащийся демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал, что позволяет преподавателю за короткий срок выяснить уровень знаний всего класса (группы) по изученной теме.

Вывод: из опыта работы видно, что если логическая составляющая развития мышления развивается достаточно активно, то развитие  эвристических элементов мышления значительно отстаёт. Учащиеся, уверенно оперируя довольно сложными приёмами и абстрактными понятиями, нередко обнаруживают полную беспомощность в простейших ситуациях, где требуется проявить минимум умственной инициативы, сообразительности. Поэтому бывает, что сложные задания ребята выполняют с лёгкостью, а довольно простые, которые не требуют анализа, оказываются решёнными с ошибками. Я считаю, что это происходит тогда, когда дети научаются мыслить творчески и в простых задачах видят «подвох». Необходимо помнить, что формированию творческой индивидуальности школьников способствует комплексность, преемственность, систематичность и непрерывность работы.

        Технология проблемного обучения. Проблемное обучение составляют два основных понятия: понятие задачи и понятие проблемной ситуации. «Задача» - это интеллектуальное задание, в результате выполнения которого ученик должен раскрыть некоторое искомое отношение, свойство, величину, действие. «Проблемная ситуация» характеризуется как «определённое психологическое состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условии выполнения действия» (А.М.Матюшкин). Решение  проблемной ситуации означает определённый шаг в развитии, в получении нового, обобщённого знания на основе решения содержания в ней проблемы. Применяемые мною вопросы на каждом этапе урока, способствуют развитию логического мышления, умению находить общее, делать выводы и обобщать, развивают интерес к предмету.

        Технология исследовательского обучения. Учащиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, не получая их в готовом виде. Исследовав вопрос, ученики много самостоятельно работают: изучают литературу, проводят эксперименты, выдвигают гипотезы, учатся доказывать или опровергать их.

        Реализация принципа проблемности связана с механизмом убеждения, под которым понимается интеллектуально-эмоциональное воздействие на ребёнка, основанное на логике, доказательствах, способствующее формированию нравственных взглядов и убеждений. Подобное воздействие будет тем успешнее, чем лучше педагог владеет умением раскрывать противоречивость и неоднозначность предъявляемых воспитанниками понятий, идей. При этом, следует заметить, что повышенная чувствительность к убеждению характерна для интеллектуально развитых детей. На мой взгляд, данному механизму идеально соответствуют два метода: метод парадоксов и метод совместного поиска.

        Под парадоксом понимаются суждения, мнения, резко расходящиеся с обычными представлениями, противоречащие здравому смыслу. Парадокс приводит к взрыву чувств (момент переживания), подталкивает к неожиданным выводам, которые делаются ребёнком самостоятельно, без подсказки взрослого. Эти выводы запоминаются надолго, стимулируют дальнейшую мыслительную деятельность. Парадокс может стать частью другого, более общего метода, например, анализа художественных произведений. Современного школьника нелегко бывает убедить в необходимости любить труд. И здесь на помощь приходит парадокс. Одна народная мудрость: «Труд кормит и одевает» легко опровергается другой: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Вопрос о том, почему же надо любить труд, т.е. дело, которое требует немалых усилий, стараний, напряжений, но не приносит больших материальных благ, по существу стал проблемным. Ответ на него можно дать, совместно с детьми поразмышляв над сказкой К.Д.Ушинского «Два плуга».

         Метод парадокса, таким образом, исключает, исключает назидание и принуждение, которые противопоказаны духовно-нравственному воспитанию. Знание становится духовным тогда, когда оно превращается в личностно значимое.

        Метод совместного поиска стимулирует учащихся в развитии его духовной жизни. Совместный поиск рассматривается как производное от известного в дидактике частично-поискового метода. Он также содержит проблемную ситуацию (парадокс, тайну, сомнение и т.п.), предположения, мнения, позиции, которые могут помочь разрешить эту ситуацию посредством диалога учителя и ученика.

        Самостоятельно сделанные выводы помогут детям обрести личностный смысл духовно-нравственных понятий и норм, включить их в систему своих ценностей.

Детей, занятых одним кругом проблем, нужно объединить в группы по интересам и вовлекать их в научную, исследовательскую деятельность. Сама по себе научная деятельность реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются. Поэтому так важно именно в школьном возрасте выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести учащихся на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Группы детей, которых  интересует учебный предмет «Окружающий мир» необходимо вовлекать в исследовательскую деятельность по краеведению,  истории,  по охране растений и животных, укреплению своего здоровья и т.п.       Предлагать задания,                                                                                                                                  а) требующие логического размышления (ребусы, загадки, шарады, кроссворды и т.д.)  

 Пример задания:                                                                                                                                                                                                                                                                       ЗЕЛЕН БЕС МАЯ – анаграмма двух противоположных по значению слов. Угадайте их.                                                                                                                                                    Ответ. Небеса – земля.                                                                                                  

б) направленные на эрудицию и знания, полученные из собственных наблюдений и дополнительной литературы.

в) направленные на воспитание бережного отношения к окружающей среде и здоровью человека.

Талант – это дар божий, который надо постараться сохранить и приумножить. И в каждом человеке есть своя "изюминка", свое неповторимое "Я". Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.

Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…

Для формирования познавательного интереса в рамках образовательного компонента «Окружающий мир» включать задания:

  1. Задания с выбором ответа: односложных «да» и «нет» или одного из трех предложенных вариантов. Эти задания проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями;
  • Облако не может быть:

а) кучевым;      б) слоистым;            в) кустистым;           г) перистым.

  • Как назывался укреплённый центр древнего русского города?                                                              а) крепость;    б) замок;   в) кремль;    г) монастырь.  
  • Найди правильный ответ и впиши его номер в пустую графу.

п/п

Дерево

Дерево

1

Самое долговечное дерево

Пихта

2

Самое высокое дерево

Сосна

3

Самое распространённое

хвойное дерево

Ель

4

Самое красивое

новогоднее дерево

Лиственница

5

Самое распространённое

лиственное дерево

Осина

6

Самое  морозоустойчивое дерево

Рябина

7

Самое гибкое дерево,

«лесная балерина»

Берёза

8

Дерево - природный фармацевт

Кедр

Ответ. Лиственница -1, пихта – 2, сосна -3, ель – 4, берёза – 5, осина – 6, рябина -7, кедр – 8.                                                        

  1. Задания со свободным ответом. Эти задания проверяют знания терминологии, их готовность и умение дать ответ в виде законченного высказывания;
  • Почему нашу Землю называют голубой планетой?                                                                           Ответ. Нашу Землю называют голубой за цвет водоёмов – две трети её поверхности покрыто водами океанов, морей, рек и озёр.
  • Задание про славные символы России.

«Знаменем» в Древней Руси называли княжеский знак, то есть герб. Значки эти стоят на многих вещах, найденных во время раскопок. Они наносились на оружие и орудия труда, украшения и посуду, на кирпичи и печати, и,  конечно же,  на монеты.

   Знаки  в виде трезубца до сих пор вызывают оживлённые споры. Что же они означают, как их расшифровать? «Это изображение древнего корабля», — говорят одни. «Да нет же, это изображение светильника», — утверждают другие. Третьи говорят, что это изображение птицы, а четвёртые — что это зашифрованное имя правителя. Так что загадка «знаков Рюриковичей» пока остаётся.

Какие у вас есть предположения, как расшифровать этот знак.

  1. Задания на завершение (дополнение) высказывания. Подобные задания проверяют готовность учащихся устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, знание формулировок, определений;
  • Иностранцы называли Древнюю Русь …, что означало …

Ответ. «Гардарики», что означало страна городов.

  • Ущелье относится к долине, как плато к:

         пустыне, холму, плоскогорью, расселине, горе.

Ответ. К плоскогорью.

  1. Задания на поиск ошибки. Эти задания проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, умение применять знания в нестандартной обстановке;
  • Задания на «Исключение лишнего слова»

Необходимо оставить два слова, для которых можно выделить общий признак. «Лишнее»  слово надо исключить и обосновать свой выбор.

Следует найти как можно больше вариантов исключения.

Например. Вода, ветер, стекло.                                                                                                         Ответ. 1. Вода, ветер – предметы неживой природы, стекло сделано  руками человека.                                                                                                                                                          2. Вода, ветер - прозрачные, поэтому следует исключить стекло.                                                                                   3. Ветер, стекло - имена существительные 2-го склонения, вода -1 склонения.                                                                                                                                           4. Пример оригинального ответа. Вода и ветер – предметы, обладающие внутренней способностью к движению, поэтому следует исключить стекло, поскольку оно статично.

5.Графические задания дают возможность выполнить достаточно большой объем за короткое время: используя условные обозначения, выбрать из данных ответов правильный, соединить разрозненные части в целое.

  • Задание: Соедини начало фразы с её концом с помощью стрелки и получи правила разумного поведения.

               Начало фразы                                                            Конец фразы

Наше будущее – дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – основная задача учителя.

Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей  пользоваться приёмами, облегчающими  учебный процесс. Не зря говорят: «Учитель – человек, который  может делать трудные вещи лёгкими».

Труд учителя – тяжёлый труд, но труд радостный, когда  видишь добрые плоды своей работы. Заложишь прочный фундамент знаний, научишь любить учиться, разовьёшь мыслительные  способности, значит, можно быть спокойной. Я верю, что мои дети будут успешны.