Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися образовательной программы в свете требований ФГОС»
статья на тему

Локтионова Светлана Николаевна

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_otsenki.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «2-я Выгорновская ООШ»

Выступление на педсовете по теме:

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися образовательной программы в свете требований ФГОС»

Подготовила

 учитель начальных классов

Локтионова С. Н.

С. 2-е Выгорное - 2014 год

С введением новых ФГОС сохранилась преемственность между стандартами первого и второго поколения, которая определяется единством содержания. Так же как и в стандартах первого поколения обоснованы такие умения, без которых выпускник начальной школы не сможет продолжить обучение на следующей ступени образования. Стандарт  поддерживает традиции существующего начального обучения, но расставляет иные акценты и ориентируется на иные приоритеты.

Поэтому важное направление работы - подготовка учителя к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не осталась мысль, что ничего особенно не изменяется.

Достоинством стандартов второго поколения можно считать то, что его разработчики попытались представить результат освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования тремя группами требований к результатам освоения: личностными, метапредметными и предметными.  

Система контроля и оценки претерпевает изменения.        Существует документ, который сопровождает стандарты, — «Планируемые результаты начального общего образования». Новым является формулирование планируемых результатов по конкретному предмету, т.е. сначала формулируется то, что в результате изучения этого предмета мы хотим получить, и только затем разрабатывается его содержание.  

Возникло множество вопросов при непосредственной организации образовательного процесса:

Как интегрировать традиционные методики и развивающие технологии, где в центре образовательного процесса компетентностный подход, а не знаниевая парадигма?

Как расставить акценты в учебной деятельности, определить предметные и метапредметные задачи; методы, приёмы, способы, технологии, формирующие УУД, обеспечивающие учащимся умение учиться? Традиционно учителя готовили свои уроки, ориентируясь прежде всего на предметные результаты. ФГОС ориентирует на метапредметные и личностные результаты, но опыта работы по формированию такого рода образовательных результатов у учителей нет (не смотря на то, что все они прошли соответствующую курсовую подготовку, проводили районные мероприятия по данному вопросу). В этом, мы видим, одну из важных проблем и не только школьного уровня.

Как правильно организовать мониторинг формирования УУД? Сложность заключается в том, что учитель должен прочувствовать универсальность конкретного учебного действия. В этом и состоит главная проблема перехода на стандарты второго поколения. 

Эффективность ФГОС  зависит прежде всего от того, как школа подготовилась к работе по этим стандартам.

Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов.

Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

Оценивать можно только то, чему учат.

Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Планируемые результаты как основа оценки достижений стандарта.

Планируемые результаты начального общего образования  являются основой оценки достижения стандарта и призваны обеспечить связь между требованиями стандарта с одной стороны и образовательным процессом  и системой оценки с другой. По сути дела они являются своеобразным мостиком, соединяющим Требования стандарта и конкретный учебный процесс.

Система оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения ООП должна:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование УУД;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования;

предусматривать оценку достижений учащихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений школьников.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных

1-е правило: “Оценка результата и отметка”

Оцениваем каждое действие ученика по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).

2-е правило: “Самооценка”.

Ученики оценивают себя и свою работу по алгоритму

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

3-е правило: “Одна задача – одна отметка”.

Ученик оценивает каждое выполненное в классе задание, выставляя самооценку в цветовой гамме, принятой в нашем классе – это светофорчики

Справился полностью правильно

Зеленый

Справился с ошибкой, с помощью ...

Желтый

Не справился

Красный

4-е правило – Таблицы “ Листы самооценки” и “Портфель достижений”  

Оценки (в т.ч. в форме отметки) необходимо фиксировать и накапливать в таблицах “Оценочные листы” (предметные, метапредметные и личностные) и в портфеле достижений.

4-е правило, часть 1: Таблицы “Оценочные листы”

Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе “Личностные учебные действия” программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

В таблицах “Оценочных листов” с 1-4 класс отражены основные критерии (линии развития) личностных результатов:

Внутренняя позиция и мотивация учебной деятельности.

Моральные нормы.

Гражданская идентичность.

Экологическая культура.

Здоровый образ жизни.

В 4 классе добавляется еще одна категория “эстетические чувства”.

Для отслеживания личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:

участие в проектах, исследованиях;

подведение итогов урока;

творческие задания;

зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

самооценка события, происшествия;

папки достижений.

Оценка личностных УУД неперсонифицированна (нелично) и итог подводится в конце учебного года в количестве человек и процентах от всех учащихся класса, овладевших данными универсальными действиями.

Для отслеживания познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

сравни;

“найди отличия” (можно задать их количество);

“на что похоже?”;

поиск лишнего;

“лабиринты”;

упорядочивание;

“цепочки”;

хитроумные решения;

составление схем-опор;

работа с разного вида таблицами;

составление и распознавание диаграмм;

работа со словарями.

Для отслеживания регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

“преднамеренные ошибки”;

поиск информации в предложенных источниках;

взаимоконтроль;

взаимный диктант;

диспут;

заучивание материала наизусть в классе;

“ищу ошибки”;

контрольный опрос на определенную проблему.

Для отслеживания коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

составь задание партнеру;

представь себя в роли учителя и составь задание для класса;

составь рассказ от имени героя;

составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению кроссворда;

“отгадай, о ком говорим”;

диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

“подготовь рассказ...”;

“опиши устно...”;

“объясни...” и т.д.

Ученики самостоятельно оценивают свои предметные результаты (три раза в год - стартовая, промежуточная и итоговая)) и заносят их в “Карты самооценки” (Приложение 3) , используя туже цветовую гамму, как в светофорчиках.

4-е правило, часть 2: “Портфель достижений”

“Портфель достижений” – это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

“Портфель достижений” включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт.

5-е правило: “Право отказа от отметки и право пересдач”. 

При изучении нового материала (текущий контроль) отметка ставится только по желанию ученика.

За контрольную работу (тематический контроль) отметка ставится всем, но ученик имеет право пересдать материал, исправить отметку.

Оценка учащихся по изобразительному искусству и технологии тесно связана с формированием регулятивных универсальных учебных действий. Только в этом случае оценка учителя и самооценка учащихся совпадает, ребенок понимает, как планировать свою практическую работу, каких ошибок следует избегать, к какому проявлению творчества стремиться.

6-е правило: “Уровни успешности”. 

По каким критериям оценивать результаты учеников?

Критерии трёх уровней успешности универсальны для всех ситуаций оценивания.

Уровни

Показатели в %

Содержательное описание критерия

Качественные оценки

 

Базовый (Б)

(Необходимый уровень)

50-65%

решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел “Ученик научится”) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем.

“хорошо, но не отлично” или “нормально” (решение задачи с недочётами).

55-65%

“4”

50-55%

“3”

Повышенный (П)

(Выше базового уровня)

66-100%

решение нестандартной задачи, где потребовалось:

либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела “Ученик получит возможность научиться”);

либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестанд. ситуации – это отличие от необходимого всем уровня.

“отлично” или “почти отлично” (решение задачи с недочётами).

66-85%

“5-”

86-100%

“5”

Недостаточный (Н)

(Ниже базового уровня)

0-50%

Не умеет решить типовую задачу, (по подобию) подобную тем, что решали уже много раз.

Неумение работать по алгоритму.Обучение выходит на коррекц. уровень.

“слабо”, “очень слабо”

0-49%

“2”

7-е правило: “Итоговая оценка и итоговая отметка”. 

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по Таблицам “Оценочные листы” (предметных результатов), тематическим контрольным работам, накопленным оценкам в журнале (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за ступень начальной школы определяется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём “Портфеле достижений”, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Вывод-оценка
(о возможности продолжения образования на следующей ступени)

Показатели
(процентные показатели установлены авторами примерной ООП)

Комплексная оценка
(данные “Портфеля достижений”)

Итоговые работы
(русский язык, математ. и межпредметная работа)

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредм., личност.результаты)

Правильно выполнено менее 50% заданий базового (необходимого) уровня

2. Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач

Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой “зачтено”/“нормально”

Правильно НЕ менее 50% заданий базового (необходимого) уровня

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач

Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой “хорошо” или “отлично”

Правильно не менее 65% заданий базового уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня

Если показатели итоговой оценки не однозначны, то решение о самой оценке принимается педагогами-экспертами на основании динамики и в пользу ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования с требованиями ФГОС.

В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность с...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы как условие реализации ФГОС

Cистема оценки ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебного предмета и формировани...

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Соообщение на секции учителей начальных классов, содержащее теоретические основы оценки планируемых результатов в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...