"Преемственность в свете ФГОС". Выступление на педагогическом совете
статья (4 класс) по теме

Иванова Людмила Ивановна

С введением ФГОС изменилась вся работа школы: содержание и технологии обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_v_svete_fgos.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме «Преемственность в свете ФГОС»

О проблемах преемственности начальной и  средней общеобразовательной школы активно заговорили в последние годы, особенно в связи с переходом начальных классов на ФГОС и в связи с проведением диагностических работ в выпускных 4 классах.

Кроме того стандарт содержит личностный ориентир — портрет выпускника.

Портрет выпускника начальной школы можно сформулировать следующим образом – это ученик, который только овладел основами умения учиться.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю школу справедливо считается кризисным периодом.

В связи с этим основная цель работы по преемственности  в период адаптации –  создать условия для эффективного и безболезненного перехода детей из начальной школы в среднее звено, смягчить связанные с ним факторы негативного характера.

Многолетние наблюдения педагогов нашей школы,  ежегодный анализ состояния качества обучения свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости.

Однако обсуждая  вопрос успеваемости, мы  выпускаем из вида, что спад обучения порой обуславливается недостаточным  уровнем преемственности.

Преемственность ФГОС начального общего  образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований  к структуре  основных образовательных программ начального и основного общего образования.

С введением ФГОС изменяется вся система работы школы, содержание и технологии обучения. Приоритетным становится системно-деятельностный подход в обучении. Меняется представление и об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

В  Стандарте принципиально новыми являются Требования к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. В частности, к личностным результатам и метапредметным,  включающим освоение учениками универсальных учебных действий.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

 В настоящее время начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Дети на уроке начинают чувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса.  Самостоятельно добывая знания, стараются  научить  себя и других, например, работая в парах и группах, готовя проектные работы, выступая в роли консультантов. Выполняя задания самостоятельно, ребята знают, что в случае затруднения учитель начальных классов поможет им, направит их действия.

 Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.  

Учителя начальных классов замечают, что  в последнее время увеличивается с одной стороны количество детей, которые уже в начальной школе с трудом справляются с учебной программой. На уроках они требуют к себе особого внимания со стороны педагогов. А с другой стороны есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

Понимая, что хроническое отставание в начальной школе отрицательно скажется на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся,  учителя обращают внимание на качественную организацию учебно-воспитательного процесса, используют в своей работе технологии развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированный подход.

Чтобы сделать процесс обучения личностно – ориентированным, нужно  признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность.

Стандарт–это средство обеспечения стабильности качества образования.

Для отслеживания качества обучения, в начальных классах проводятся не только самостоятельные и традиционные контрольные работы, но и диагностические работы, тестирование, итоговые комплексные работы (по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру).  Основное внимание  в них уделяется  личностным, метапредметным и предметным результатам.  

В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно делать вывод о сформированности  ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся.

Наиболее сложными и трудоёмкими предметами в начальной школе, да и в средней остаются русский язык и математика, поэтому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности необходимо.

 Важность проблемы  определяется  тем, что  в пятом классе коренным  образом  изменяются  условия  учения.   Ученик, который занимался все четыре года усердно по всем предметам, будучи отличником  в начальной школе (не говоря уже про слабоуспевающих учеников), начинает получать оценки на порядок ниже, придя в 5 класс. В чём причина? Оказывается, даже сильный порой школьник не выдерживает темпа работы,  более  высокие  требования  к  учебным  знаниям, умениям  и  навыкам. Новые требования школьного обучения в среднем звене иногда превосходят возможности ребёнка.

Кроме того  учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего на результат  деятельности ученика.

В то время как учителя начальных классов, напротив,  в силу своей специфики работы, при оценивании ориентируются  на результат  деятельности ученика и на его индивидуальные  особенности (темп  деятельности, тип мышления, специфику восприятия…)

В заключение хочу сказать, что преемственность – это двухсторонний процесс. Начальная ступень  формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. Основная школа развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Вывод:

Некоторые проблемы преемственности можно решить,  если учителя начальной и средней школы,  будут работать в тесном контакте друг с другом, обсуждая выбор форм и методов обучения, единые требования к учащимся, организацию учебного процесса.

Учителя начальных классов надеются, что начатая работа  с 2010 учебного года по ФГОС продолжится  в средних классах.