Системно – деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС II поколения
статья (1 класс) на тему

Филинюк Яна Леонидовна

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»

Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno_-_deyatelnostnyy_podhod.rar427.21 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на открытом методическом объединении на тему:  

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Докладчик: Филинюк Яна Леонидовна, учитель начальных классов

Тема доклада «_______________________________________________________________

____________________________________________________________________________»

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»

Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

См. документ ФГОС, пункт 7 (общие положения)

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает

  1.  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  2.  переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  3.  ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
  4. признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  5.  учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
  6.  обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  7. разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  8.  гарантированность  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,
  • решать задачи,
  • отвечать за результаты.

На слайде

Каким образом включить ученика в образовательный процесс?

Как помочь его самоопределению?

Только с помощью действия

Что же лежит в основе системно–деятельностного подхода:

Ориентировочная деятельность (способ действия):

  1. Неполная;
  2. Полная;
  3. Вырабатывается в ситуации.

Исполнительская

Контрольно – оценочная деятельность:

  1. Пошаговая (по ходу выполнения задания, поэтому необходима выработка единых алгоритмов);
  2. Прогностическая (до выполнения  действия, самооценка);
  3. Ретроспективная (после выполнения задания);
  4. Итоговая и т.д.

В учебной деятельности действие  ребенка строится из связанных между собой задач:

  1. Действие связано с принятием цели и принятием решения.
  2. Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.
  3. Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.

Оценочный лист

1 ученик

2 ученик

3 ученик

4 ученик

5 ученик

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.

Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  1. от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
  2. от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
  3. от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  4. от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС НОО (материал конференции молодых специалистов)

Истоки системно-деятельностного метода, его характерные черты и способы внедрения на уроках в начальной школе....

Системно - деятельностный подход как главное условие реализации современных целей образования

Системно - деятельностный подход как главное условие реализации современных целей образования...

. Системно - деятельностный метод обучения в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения....

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»...

Системно-деятельностный подход как методологическая основа реализации ФГОС

      В В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. С позиций ...

Разработка учебно-методические материалы по теме «Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в в условиях введения ФГОС .

В  Стандартах  II поколения сформулированы требования к современному учителю:во-первых, это профессионал, который  демонстрирует универсальные и предметные способы действийинициир...