Использование элементов проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
учебно-методический материал на тему

Васильева Анастасия Александровна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение по теме:
«Использование элементов проблемного обучения
на уроках русского языка в начальной школе».

Подготовила учитель
начальных классов
Васильева А.А.

      Проблемное обучение – одна из составляющих развивающего обучения.  Развитие человека – прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов. Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. При этом стоит обратить внимание на то, что деятельность бывает продуктивной и репродуктивной. Указанное деление является в некоторой степени формальным, так как оба вида деятельности связаны между собой. Однако в зависимости от того, какой вид деятельности преобладает, обучение оказывает различное влияние на  развитие детей.

Репродуктивная деятельность характеризуется тем, что ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, затем воспроизводит. Цель - формирование ЗУНов, развитие внимания, памяти.

Продуктивная деятельность  связана с  работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операциях, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение.

     Под проблемным обучением можно понимать такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

  Процесс творческой деятельности включает 4 основных этапа:

  • постановку проблемы;
  •  поиск решения;
  •  выражение решения;
  •  реализацию продукта.

    Для учителя этапы постановки и разрешения проблемы являются одними из самых трудных в планировании проведения уроков. В своём сообщении мне бы хотелось поделиться своими находками в данной области.

Путеи постановки проблемы:

1. Создание проблемной ситуации.

Ситуация содержит в себе противоречие, вызывающее у учеников

- удивление;

- затруднение.

Этот путь наиболее сложный, т.к. в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы. Проблемная ситуация возникает там, где наличных знаний недостаточно и надо их либо переосмыслить, либо включить в другую систему знаний, которая требует их нахождения, а затем применения в нестандартных условиях.

            Решая проблемную ситуацию, человек либо находит новое, перекомбинируя хорошо ему известное, либо пытается отыскать неизвестное в известном и тем самым разрешить проблему. Поэтому создание проблемной  ситуации и ее решение непосредственно связывается с функцией творческого мышления

Фрагмент урока русского языка. 2класс.  Тема: Правописание букв Ъ и Ь .

На доске запись:

  Не за то волка [бйут] что сер, а за то, что овцу [сйэл].

- Как понимаете эту пословицу?

- Запишите пословицу в тетрадь. (Возникло затруднение, дети спрашивают какую букву писать).

- Все ли уверены в том, что знают как правильно записать слова из квадратных скобок? (мнения расходятся).

- У меня есть два варианта разрешения данной ситуации.

1. Я просто скажу вам,  как писать эти слова.

2. Вы попробуете сами разрешить эту проблему. ( Дети выбирают 2 вариант).

- Пронаблюдайте за словами в каждой группе, (если дети затрудняются, предложить им разобрать слова по составу), сделайте вывод.

    В результате наблюдения за двумя группами слов

съехал          колья

отъехал        ульи

въехал          льет

подъехал          вьюга

                     варенье,

дети легко находят объяснение написания Ь и Ъ, формулируют вывод, который затем сверяют с правилом в учебнике.

Затем идёт закрепление материала по учебнику.

Выполняя буквенную запись, дети всякий  раз доказывают, какой знак пишется и почему.

Создание проблемной ситуации включаю в карточки для самостоятельного изучения нового материала.

Русский язык в 4 классе. Тема: «Глаголы-исключения».

Глаголы-исключения.

1. Вспомните способы определения спряжения глаголов по 1)неопределённой форме и 2)по ударному личному окончанию:

1) рисовать – оканчивается на  -ать – I спряжение,

    посадить – оканчивается на  -ить - II спряжение,

    краснеть – оканчивается на  -еть - ………,

    лечить - ……………………………………,

    обещать - ……………………………………

2) идёт – в окончании гласная  ё - I спряжение,

     лежит – в окончании гласная и - II спряжение,

     говоришь - …………………………………….,

     зацветёт - ………………………………………,

     печёт - ………………………………………….,

2. Выпиши (в строчку через запятую) из отрывка сказки выделенные глаголы, определи их спряжение по личному окончанию.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон.

Видно, на море не тихо;

Смотрит- видит, дело лихо…

 Ниже запиши эти глаголы в неопределённой форме, определи их спряжение.

Какое несоответствие заметили?

Это – глаголы-исключения, потому что в неопределённой форме они оканчиваются не на  -ить, но относятся ко  II спряжению.

В русском языке глаголов-исключений несколько. Выпишите их из стихотворения, сравни с глаголами-исключениями, данными в учебнике.

Ко второму же спряженью

Отнесём мы , без сомненья,

Все глаголы, что на  -ить,

(исключая брить, стелить).

А ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на  -е спрягать нельзя.

2. Подводящий к теме  диалог.

Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят к формированию темы урока. Как правило, подводящий к теме диалог выстраивается от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся.

Русский язык. 4 класс.  Тема:  «Распознавание глаголов 3-го лица и глаголов в неопределённой форме (на –тся и –ться)».

1. Сравните глаголы по написанию:

купать                      купаться

собирать                 собираться

лечить                      лечиться

укладывать             укладываться

радовать                радоваться

умывать                 умываться

Чем отличаются по смыслу эти глаголы друг от друга?

Глаголы с суффиксом –ся называются возвратными.

(Действие возвращается, например: лечить - кого-то, лечиться – лечить себя).

2. Прочитайте текст.

Мой брат каждую зиму охотится в Подмосковье. Он любит охотиться на рябчиков. Во время охоты нельзя шевелиться. Если охотник шевелится, он ничего не поймает.

Что интересного заметили в написании выделенных глаголов?

Определите форму выделенных глаголов (личная или неопределённая).

Выпишите эти глаголы с вопросами, на которые они отвечают.

3. Сделайте вывод: если глагол стоит в неопределённой форме, то мягкий знак перед  -ся ….., если глагол стоит в форме ………, то мякгий знак …..

Как ещё можно определить, пишется Ь перед -тся, или не пишется? (Обратите внимание на написание вопросов к глаголам).

4. Пользуясь правилом, выполни задание.

Спишите текст, вставляя, где нужно ь,  укажите форму глагола.

 Гусь щиплет(?)ся, не надо прятат(?)ся, можно забрат(?)ся, нельзя шевелит(?)ся, пора собират(?)ся, птицы собирают(?)ся, перестань смеят(?)ся, след покажет(?)ся.

Мастером нельзя родит(?)ся, мастерству нужно учит(?)ся. Всякое дело человеком ставит(?)ся, человеком и славит(?)ся. За всё брат(?)ся – ничего не сделаеш(?). Не бойся работы, пусть она тебя боит(?)ся.

Объясните, как понимаете пословицы.

Проверь себя: 1. Какие глаголы называются возвратными? 2. Когда пишется и когда не пишется ь в глаголах, оканчивающихся на –ся?

    Использование, даже эпизодически, таких элементов проблемного обучения, как создание проблемной ситуации и подводящий к теме диалог, ведёт к тому, что имеющееся у ребёнка знание становятся  инструментом, которым ученик работает т.е. ищет условия и границы его применения, преобразовывает, расширяет и дополняет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование опережающего метода на уроках русского языка в начальной школе

в данной статье я постаралась показать как можно постепенно ввести на уроке русского языка различные виды разборов, использовать таблицы, памятки...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье игры и игровые упражнения классифицируются  по школьным разделам языкознания...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....

Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе

Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии....

Использование элементов театрализации на уроках французского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Материал данной статьи был представлен на городской научно-практической конференции "Актуальные проблемы иноязычного образования: преемственность в реализации задач ФГОС в обучении иностранному языку"...