Проблема по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня"
статья на тему

Юдина Валентина Владимировна

Проблема по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_po_samoobrazovaniyu.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема по самообразованию.

«Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня»

                   Подготовила: воспитатель ГПД

     МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

                        Юдина Валентина Владимировна

Саранск 2015

Цели:

  1. Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
  2. Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов;
  3. Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
  4. Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
  5. Воспитание чувств патриотизма.

Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:

  1. формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  2. Развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  3. формировать потребности в здоровом образе жизни.

Актуальность нравственно-патриотического воспитания

        «Русский народ не должен терять

        своего нравственного авторитета

             среди других народов - авторитета,

                             достойно завоёванного русским искусством,

                  литературой. Мы не должны забывать

                                           о своём культурном прошлом,

о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

                                 Национальные отличия сохранятся и в 21 веке,

                             если мы будем озабочены воспитанием душ,

                                            а не только передачей знаний».

Д. С. Лихачёв.

     Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс.  Это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Как писал К. Д. Ушинский: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».

     В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам нравственно-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. Патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться... В соответствии с этим неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу.               Современное общество живёт в сложных социоэкономических условиях в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. Человечность в отношениях между людьми утрачивается. Глубокое преобразование во всех сферах жизни России предъявляют совершенно новые требования к личности каждого человека, информационного общества отличающегося высокой компетентностью, этикой ответственности, чувства нового, умением ставить сложную задачу и целеустремлённо доводить до конца её решение. Живя среди людей, человек обязан соблюдать правила, определяющие его поведение в обществе, его взаимоотношение с людьми. Важнейшие из этих правил – нравственные. Такие понятия нравственности, как любовь к Родине, коллективизм, взаимопомощь, послушание, милосердие, доброта, уважение, честность, совесть, прощение, ответственность, доброжелательность, порядочность – прочно вошли в систему ценностей воспитания.

Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. Жить для людей, во имя людей, этот принцип должен определять стиль поведения каждого человека в современном обществе. Великий педагог И. А. Амонашвили писал, что «Для формирования личности, необходимо способствовать становлению и развитию в ребёнке Благородного человека, путём раскрытия личностных качеств, направлять его на путь служения Истине, Добру, Красоте, Справедливости, облагораживать душу и сердце растущего человека».
Формирование современной нравственности происходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима глубокая общекультурная основа – нравственная культура, которая является условием осмысленной и плодотворной жизни, душевного здоровья личности. Какой должна быть культура человека? Эта целая программа воспитания общества. Нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования.

     Личность интенсивно формируется в школьные годы. Особое место в формировании нравственного сознания отводится младшему школьному возрасту, как периоду, когда ребёнок вступает в новые социальные отношения и преступает к систематическому обучению. Важную роль здесь выполняет учебная деятельность, которая создаёт условия для овладения учащимися способами решения различных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.

     В целом педагогическом процессе перед воспитателем ГПД стоит задача формирования общественной зрелости и активности, воспитание высокой гражданственности, дисциплинированности. В решении этих задач исключительно велико значение нравственного воспитания. Потребность общества в подготовке всесторонне развитого человека предполагает умение личности ориентироваться в многообразии общественных отношений, играть определённую социальную роль, гармонично владеть современными технологиями. Это невозможно без надлежащего грамотно поставленного воспитания.

     «Воспитывать – это значит: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» - так говорил о воспитании Е.Н. Ильин. Эти цели и задачи я ставлю перед собой каждый день и считаю их главными в своей работе. У школьников ещё нет достаточного опыта восприятия нравственных явлений и факторов. Осознание своей ответственности во взаимоотношениях применения прав и выполнения обязанностей. Помочь стать детям нравственно этически грамотными людьми, есть главная задача воспитателя ГПД.
    В основе моей работы по нравственно-патриотическому воспитанию учащихся лежат следующие принципы: гуманизация (выявляю и развиваю все сущностные силы каждого ребёнка, внушаю каждому воспитаннику сознание собственной неповторимости, насыщаю содержание воспитания проблемами человека, его гражданственности); включение учащихся в реальные социально-значимые отношения (обеспечиваю связи убеждения и норм поведения детей с сознательной средой и возможностей их реализации в повседневной практической деятельности, обеспечиваю свободу совести и мировоззрения); индивидуализация воспитания (учитываю индивидуальные особенности каждого воспитанника при включении его в различные виды деятельности, раскрываю потенциалы личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, а также предоставляю возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия). Реализация событийного подхода из моего опыта предполагает наличие в жизни учащихся ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Большое внимание на занятиях уделяю воспитанию патриотических чувств, глубокого почтения к родителям, учителям, семье и её исконным нравственным устоям, бережного отношения к окружающей природе, культуре и традициям России, любви и уважения к человеческой личности и вместе с тем формирую умения отличать хорошее от дурного, полезное от вредного и мудрого, адекватной реакции на проявление всего этого в жизни. Именно, такое воспитание способно морально, психологически и физически защищать каждого человека и человеческое общество в целом от нравственного разложения и физической деградации, которые столь открыто и агрессивно угрожают нам и нашим детям.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема по самообразованию «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Проблема по самообразованию "Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"....

Роль игровой деятельности в личностном развитии младших школьников на занятиях группы продленного дня .

Игра – это та форма деятельности детей, которую они охотнее всего принимают и больше всего любят.  В детском возрасте игра – это норма. В игре испытываются возможности, просыпаются др...

Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продленного дня

Игровая деятельность выступает важной частью жизни обучающихся. Для реализации тех или иных педагогических целей воспитатель группы продленного дня должен знать игры, владеть методикой их проведения, ...

Статья на тему: «Нравственное воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня»

Нравственное воспитание учеников в начальной школе можно считать важнейшей задачей. Актуальность нравственно-патриотического воспитания подтверждают слова Д. С. Лихачёва: «Русский народ не долже...

Статья: "Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продленного дня"

В статье описаны примеры подвижных игр с детьми во время пребывания детей в группе продлённого дня....