Статья "Внеурочная деятельность в начальных классах МКОУ "Бороздиновская СОШ" Новохоперского муниципального района, Воронежской области.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В статье говорится об организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов в МКОУ "Бороздиновская СОШ": указаны направления внеурочной деятельности, разнообрзные формы и виды её организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_v_nachalnyh_klassah.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Внеурочная деятельность в начальных классах

                                    МКОУ   « Бороздиновская СОШ»

Новые государственные стандарты – ориентиры на новые результаты 

           В нашей школе  разработан учебный план на основе стандарта второго поколения, который основан на приоритете развития личности, личностно-ориенторованном обучении и воспитании обучающихся.

Основным преимуществом  внеурочной   деятельности  является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на  внеурочную   деятельность, используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта  начального  общего образования нового поколения  внеурочной   деятельность  организуется по следующим направлениям развития личности: 

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно-нравственное
  3. Социальное
  4. Общеинтеллектуальное
  5. Общекультурное

Направления  внеурочной   деятельности  являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при  организации   внеурочной   деятельности  и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.

Спортивно – оздоровительное направление

Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся  начальной   школы  является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.

Взаимодействие учебной и внеурочной  деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Предметом обучения физической культуре  в   начальной   школе  является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Совершенствоваться эти качества будут в ходе организованных занятий по спортивно-оздоровительному направлению  внеурочной   деятельности , что является неотъемлемой частью образовательного процесса согласно ФГОС НОО нового поколения.

В нашей школе внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления организована  педагогом Дунаевой Г.В. в форме кружка «Здоровейка». Ребята с удовольствием посещают эти занятия, где всегда имеют возможность поиграть, подвигаться, познать что-то новое.

Таким образом,  внеурочная   деятельность  увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою двигательную,  творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Общекультурное направление

Задача  общекультурного направления состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.

У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе  общекультурного направления мы можем считать искусство: музыку,  живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Наша задача  воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.  Именно  внеурочная  работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Она знакомятся и с такими видами искусства, как  театр, танцы.

В нашей школе общекультурное направление представлено в форме театральной студии- кукольный театр «Солнышко», которой руководит Полынцова Л.В. Дети с большим увлечением  занимаются в театральной студии, так как имеют возможность здесь и пообщаться, и поиграть, и поучиться актерскому мастерству.

Это же направление представлено в нашей школе и в форме кружка « Волшебный мир оригами», которым  руководит  Федюнина Л.И. Ребята с интересом занимаются в этом кружке.  Его программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественных способностей. Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение не только увлекательны  и познавательны. Бумага- первый материал из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком.

Общеинтеллектуальное  направление

Внеурочная  познавательная  деятельность  школьников  может быть организована в форме факультативов, кружков  познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных  клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных   вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

В связи с этим  рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

В нашей школе общеинтеллектуальное  направление представлено в форме клуба «Почемучка»,которым руководит  Петрова З.П. Ученики всегда спешат  на занятия данного клуба, где с интересом познают  многогранный окружающий мир.

Духовно- нравственное направление

Духовно-нравственное  направление  предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие  качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного направления состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Главная цель - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России": "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности в нашей школе представлено в  форме кружка «Моя малая Родина» (Краеведение), которым руководит Локтева Е.А. Занятия этого  кружка дети посещают с особым интересом, так как понимают, что  познавая историю своего края, они познают частицу своей страны, своей  семьи, своих близких.

Социальное направление

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека.

Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт, а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.

 Социальное  направление  внеурочной  работы  связанно с общественно – полезной  деятельностью. Это социальное творчество, волонтёрская, трудовая деятельность. Общественно - полезная деятельность школьников уже  в  начальных  классах должна учить детей самостоятельности в  организации  собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

В нашей школе социальное направление  представлено в форме объединения «Трудяжки», которым  руководит Грачева Ж.П. На занятия этого объединения  ребята с удовольствием  проявляют все свои лучшие качества, занимаясь разнообразной полезной деятельностью.

Таким образом, МКОУ «Бороздиновская СОШ» стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Образовательное учреждение работает в режиме первой смены, поэтому внеурочная деятельность учащихся  организована в форме кружков, клубов, экскурсий, студий во второй половине дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения

Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Назарово Красноярского ...

Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

ПРИКАЗ об итогах организации и проведения районного конкурса творческих проектов исследовательской направленности «Мудрый совенок» среди обучающихся начальных классов общеобразовательных учреждений Березовского района

ПРИКАЗ об итогах организации и проведения районного конкурса творческих проектов исследовательской направленности «Мудрый совенок» среди обучающихся начальных классов общеобразовательных учрежд...

Открытый урок литературного чтения в 3 Б классе К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" (Районный семинар для учителей начальных классов общеобразовательных организаций Белгородского района)

Открытый урок литературного чтения в 3 «Б» классеУчитель-Семяшкина А.В.(районный семинар для учителей начальных классов)         Тема: К.Г. Паустовс...

Открытый урок литературного чтения во 2 Б классе Ш.Перро "Кот в сапогах" (Районный семинар для учителей начальных классов общеобразовательных организаций Белгородского района)

Открытый урок литературного чтения во 2 «Б» классеУчитель-Семяшкина А.В. Тема: Литература зарубежных стран. Ш. Перро «Кот в сапогах».          ...