Тематическое планирование по трудовому обучению 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Разработка тематического планирования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_trud_3_kl.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  по учебному предмету трудовое обучение  для 3 класса на 2012 – 2013 учебный год разработана  на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 2 (1-4 классы)", М. -  Просвещение, 2000г.  Автор В.Г.Машинистов.

 Настоящая программа составлена на 68 часа (2 часа в неделю)  в соответствии с учебным планом школы V вида, рассчитана на 1год обучения  и является программой начального уровня обучения.

Трудовое обучение в начальных классах является органической составной частью единой системы обучения, воспитания и развития учащихся.

Цель трудового обучения - воспитание творческой социально активной личности, проявляющей интерес к техническому творчеству и желание трудиться, формирование у детей культуры труда. Основными задачами трудового обучения учащихся начальных классов являются:

  • воспитание трудолюбия, уважения к людям труда;
  • формирование первоначальных навыков культуры труда, бережного отношения к материалам и оборудованию, к окружающей среде;
  • формирование элементарных приемов работы с различными материалами и по выращиванию растений;
  • ознакомление с элементами техники и доступными для понимания учащихся профессиями.

Наряду с указанными задачами, перед трудовым обучением в школе для детей с ТНР  стоят специфические задачи, вытекающие из особенностей развития учащихся.

Поэтому специальными задачами должны стать:

  • коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности;
  • повышение познавательной активности;
  • формирование личностных качеств – наблюдательности;
  • целенаправленности, самостоятельности;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • совершенствование пространственных представлений;
  • развитие познавательных интересов учащихся в плане трудовой деятельности; первоначальная профессиональная ориентация.
  • решение поставленных задач осуществляется в процессе практической

деятельности учащихся, направленной на изготовление общественно

  • полезных изделий (из бумаги, картона, ткани и пр.), а также при проведении работ по выращиванию растений.
  • Практические работы выполняются учащимися в ходе изучения тем программы на каждом уроке, что также обусловлено коррекционной направленностью обучения.

Решению коррекционных задач способствует:

  • проведение артикуляционной гимнастики;
  • проговаривание (индивидуальное, хоровое; выработка четкого произношения слов сложной слоговой структуры  и терминов);
  • работа со словарями (усвоение терминологии);
  • включение в урок заданий, способствующих коррекции и развитию психических процессов обучающихся (анализ, синтез, построение логических цепочек, установление причинно-следственных связей);
  • выполнение заданий на развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов;
  • опора на жизненный опыт обучающихся;

 

Контроль  достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта в виде стартового, текущего, итогового контроля в следующих формах:

  • опрос;
  • выставка;
  • итоговая выставка;
  • составление портфолио ученика.

Предпочтительные формы организации учебного процесса:

  •  фронтальная;
  •  групповая;
  •  работа в парах;
  •  индивидуальная

Оценивание достижений происходит с помощью портфолио ученика.

Программа содержит следующие разделы:

  • работа с бумагой,
  • техническое моделирование,
  • основы художественной обработки различных материалов,
  • бытовой труд
  • сельскохозяйственный труд.

Значительное место в программе занимают работы с бумагой и картоном. При изготовлении различных изделий из бумаги учащиеся должны освоить многие технические навыки, ознакомиться с основными обработочными операциями, научиться экономно расходовать материал. Это способствует выработке у них привычки к измерению, развивает глазомер, совершенствует пространственные представления. Ознакомление учащихся с элементами техники осуществляется в процессе сборки макетов и моделей машин и технических устройств из деталей «Конструктора».  При выборе объектов труда по разделу «Основы художественной обработки материалов» следует учитывать местные  особенности, учитывать интересы учащихся. В начале обучения они работают с пластилином и природным материалом. В процессе сбора природного материала  и изготовления из него различных поделок у учащихся расширяются и уточняются представления об окружающем мире, развиваются эстетические чувства. Работа с пластилином улучшает моторику мелких мышц руки, развивает чувство пропорции, соразмерности деталей. Далее спектр материалов для обработки расширяется. На уроках сельскохозяйственного труда основное место занимают в начале обучения наблюдения и несложные работы на пришкольном участке. По мере взросления дети осваивают технологии посадки семян и рассады овощных и цветочных культур, правила ухода за посадками, принимают участие в обработке почвы, уборке урожая. Этот вид труда планируется по сезонам. При изучении данного раздела особое внимание следует уделить воспитанию у учащихся бережного отношения к природе, интереса к труду в сельском хозяйстве, развитию наблюдательности, расширению кругозора.

У учащихся развиваются следующие умения: анализ образца изготовляемого изделия (тщательное его рассматривание и словесное описание); планирование последовательности трудовых действий, необходимых для изготовления изделия; поэтапный и итоговый самоконтроль; выбор рационального способа действия; отчет о выполненной работе и правильная его оценка.

Особо значимым является умение планировать предстоящую работу, вычленять её этапы, устанавливать последовательность осуществляемых действий.

Содержание программы

1. Обработка бумаги и картона

Теоретические сведения. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с циркулем, шилом, швейными иглами, ножом. Виды картона, его свойства и назначение. Разметка по эскизу и заданным размерам. Соединение деталей различными способами. Практические работы.

2. Техническое моделирование

Теоретические сведения. Правила безопасности и личной гигиены при организации рабочего места при работе с конструктором. Сведения о транспортирующих устройствах и машинах, их назначении и применении. Приемы сборки из деталей металлического конструктора моделей технических устройств и машин. Практические работы.

3. Бытовой труд

Теоретические сведения. Правила безопасности и личной гигиены при организации рабочего места. Свойства тканей животного происхождения. Виды стежков и швов. Уход за одеждой. Практические работы.

4. Основы художественной обработки различных материалов

Теоретические сведения. Правила безопасности и личной гигиены при работе с ножницами, иглой, проволокой, кусачками. Организация рабочего места. Приемы лепки из глины. Художественная обработка природных материалов. Приемы работы с проволокой. Декоративная вышивка.

Практические работы.

5. Сельскохозяйственный труд

Теоретические сведения. Правила безопасности и личной гигиены во время работы на участке, при работе с граблями, лопатой. Осенние работы. Правила сбора семян и способы их хранения. Весенние работы. Работа с комнатными растениями. Правила размножения комнатных растений черенками

Практические работы

Тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов по программе

Кол-во пройдённых

часов

1.

Работа с бумагой

12

2.

Техническое моделирование

18

3.

Бытовой труд

8

4.

Основы художественной обработки различных

материалов

16

5.

Сельскохозяйственный труд

14

Тематическое планирование

уроков трудового обучения

3  класс

(2012/2013  учебный год)

№ п/п

Кол-во часов

Дата

Тема  урока

Примечание

1

Экскурсия в парк. Сбор природных материалов. Повторение ПДД

2

Осенние работы на пришкольном участке.

3

Изготовление объёмных игрушек из природных материалов.

4

Изготовление объёмных игрушек из природных материалов.

5

Настенное панно на картоне из листьев.

6

Настенное панно на картоне из листьев.

7

Композиции из соцветий на картоне, оклеенном листьями.

8

Композиции из соцветий на картоне, оклеенном листьями.

9

10

Осенние работы на пришкольном участке.

Уборка мусора, веток.

11

Урок - опыт «Производство бумаги, свойства бумаги».

12

Оригами. Изготовление космического корабля.

13

Оригами. Изготовление парусника.

14

Бумажная аппликация из вырванных деталей.

15

Бумажная аппликация из вырванных деталей.

16

Осенние работы на пришкольном участке

(уборка мусора, веток).

17

Изготовление модели самолёта из деталей конструктора.

18

Изготовление модели самолёта из деталей конструктора.

II четверть

19

Изготовление модели велосипеда из деталей конструктора. Повторение ПДД

20

Изготовление модели велосипеда из деталей конструктора.

21

Выполнение подрубочного шва.

22

Выполнение подрубочного шва.

23

Изготовление вышивки-картинки.

24

Изготовление вышивки-картинки.

25

Пришивание кнопки.

26

Пришивание вешалки.

27

Изготовление ёлочной подвески «Жар-птица».

28

Изготовление ёлочной подвески «Колокольчик».

29

Изготовление ёлочной подвески «Солнышко».

30

Изготовление ёлочной подвески «Солнышко».

31

Изготовление гирлянд из цветной бумаги.

32

Изготовление новогодней открытки «Елочка»

III четверть

33

Изготовление модели самолёта из деталей конструктора.

34

Изготовление модели самолёта из деталей конструктора.

35

Изготовление модели автокрана из деталей конструктора. Беседа по ПДД «Безопасные дороги»

36

Изготовление модели автокрана из деталей конструктора.

37

Изготовление модели автомобиля из деталей конструктора.

38

Изготовление модели автомобиля из деталей конструктора.

39

Изготовление бумажных лепестковых цветов.

40

Изготовление бумажных лепестковых цветов.

41

Изготовление колобка из нитяного помпона.

42

Изготовление колобка из нитяного помпона.

43

Фигурка из проволоки.

44

Уход за комнатными растениями.

45

Оформление края салфетки.

46

Мозаика из яичной скорлупы.

47

Изготовление подарочной тарелки из папье-маше.

48

Изготовление подарочной тарелки из папье-маше.

49

Оригами. Изготовление шкатулки.

50

Изготовление мозаики из фольги.

51

Изготовление мозаики из фольги.

52

Уход за комнатными растениями.

IV четверть

53

Уход за комнатными растениями

54

Влажная уборка в классе.

55

Изготовление модели автопогрузчика из деталей конструктора.

56

Изготовление модели автопогрузчика из деталей конструктора.

57

Изготовление модели трактора из деталей конструктора.

58

Изготовление модели трактора из деталей конструктора. Повторение дорожных знаков.

59

Подготовка семян овощных растений к посадке.

60

Посев семян овощных растений.

61,62

Изготовление сувенира «Ёжик».

63

Уход за всходами.

64

Изготовление модели пожарного автомобиля из деталей конструктора.

65

Изготовление модели пожарного автомобиля из деталей конструктора.

66

Уход за всходами.

67

Влажная уборка в классе.

68

Уход за комнатными растениями.

69

Коллективная работа  с конструктором «Мой любимый двор».

70

Коллективная работа  с конструктором «Мой любимый двор».

Прохождение практической части:

1 экскурсия                            

4 беседы по ПДД

3 уборки на пришкольном участке        

1 посадка овощей и уход за всходами

В результате изучения разделов программы для 3 класса

учащиеся должны знать:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для

обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке

различных материалов, при работе на пришкольном участке;

  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • особенности выращивания цветочно-декоративных и овощных

растений в открытом грунте;

  • название и назначение транспортирующих машин и устройств.

учащиеся должны уметь:

  • использовать в работе ручной инструмент для обработки бумаги,

картона, ткани и других материалов;

  • выполнять правила безопасности труда и личной гигиены при

обработке различных материалов, при работе на пришкольном участке;

  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  • понимать рисунки, эскизы;
  • изготовлять изделия, предусмотренные программой;
  • выращивать сельскохозяйственные растения (редис, свекла, морковь)

от посадки до уборки урожая.

Словарик.

Панно, соцветие, парусник, шило, сувенир, оригами, подрубочный шов, шов «вперед игла», шов «назад игла», мозаика,  фольга, граттаж, проволока, автопогрузчик.

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

1

Рейд Б. Обыкновенный пластилин/ Б. Рейд.- М.: АСТ-Пресс, 1998.-128 с

2

Никологорская О. А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей.-М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-96 с.

3

Толковые и орфографические словарики

4

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

5

Компьютер

В кабинете информатики

6

Настольные развивающие игры

7

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

8

Стол учительский с тумбой.

9

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по трудовому обучению (1 класс) на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по трудовому обучению (1 класс) на 2012-2013учебный год...

Тематическое планирование по трудовому обучению.

Тематическое планирование по трудорвому обучению в 1классе....

Календарно - тематическое планирование по трудовому обучению 4 класс.

Календарно - тематическое планирование составлено с учетом Программы , утвержденной приказом Министерства образования и науки Р.К. №115 от 3 апреля 2013 года. Учебник  для 4 класса издательство «...

Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению4 класс.Программа  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.2. – М.: Гуманит, изд. Центр «Владос», 2000Уч...

календарно-тематическое планирование по трудовому обучению 3 класс 7 вид

Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению 3 класс 7 вид...

Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению, 4 специальный коррекционный класс

Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению4 специальный коррекционный класс на 2015/2064 учебный год...