Региональный этап Всероссийского конкурса. Объяснительная записка методического семинара
материал по теме

Обеспечить развитие творческих способностей детей через развивающий потенциал проектного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obyasnitelnaya_zapiska_metodicheskogo_seminara.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся»

Нурзет Анжела Андреевна, учитель начальных классов МБОО СОШ с. Эрзин им. С.Чакар.

 Цель: обеспечить развитие творческих способностей детей через развивающий потенциал проектного метода.

 Задачи:  1. Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать его на практике;

                2. Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явле6ний;

                3. Формировать интересы склонности учащихся, дать возможность ученику попробовать себя в разных видах деятельности;

                4. Формировать привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе;

                5. Формировать навыки диалогового общения и социального взаимодействия;

                6. Повышение уровня обученности, качество знаний;

                7. Организация взаимодействия родителей и детей, родителей и учителя.

Условия возникновения опыта

            В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации.

            В последнее время наблюдается тенденция к потере интереса к процессу обучения со стороны учащихся, поэтому необходимо искать новые методы, приемы и формы организации обучения, которые позволят решить многие проблемы в рамках классно-урочной системы.

           В своей работе для стимулирования интереса школьников к учебной деятельности использую метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников (индивидуальную, парную, групповую).

           Тема работы «Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся» тесно связана со школьной темой «Современные образовательные технологии как средство достижения нового качества образования». Одним из принципов обновления является личностная ориентация содержания образования.

Актуальность и перспективность опыта

                   Данный опыт способствует выполнению задач, стоящих перед нашей школой (МБОО СОШ с. Эрзин им. С.Чакар):

 - активное внедрение в учебно-воспитательный процесс современных технологий;

 - разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных навыков самообразования, способствующих самореализации личности;

- продолжение работы по преемственности в обучении между ДОУ  и начальным звеном.

              В методе проектов предполагается постановка проблемы, решение которой приводит ребят к самостоятельной исследовательской деятельности. В работе над проектом могут участвовать дети с самыми разными способностями и талантами, всем найдется дело.

Ведущая педагогическая идея

            Ведущая идея данного педагогического опыта: развитие творческих способностей учащихся через развивающий потенциал проектного метода.

Теоретическая база опыта

             Творческое мышление в системе понятий современной психологии

           Современное представление о творческом мышлении существует в форме комплекса концепций и теорий, в виде теоретических и экспериментальных работ по отдельным аспектам: творческое мышление как предпосылка научной деятельности в работах Р. Арнхейма, М.М. Бахтина; творческое мышление как особый вид одаренности в работах В. Лия, В. Штерна; творческое мышление как специфическая интеллектуальная деятельность в работах А.В. Брушлинского, И.А. Васильева и др.

Развивающий потенциал проектного метода

            Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, пришла к выводу, что особое внимание надо уделять формированию положительной мотивации учащихся к учебной деятельности, использованию в процессе обучения метода проектов.

           Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или другим способом.

                    В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

 1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

 - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения этой задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

 - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

 - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы;

 - умение устанавливать причинно-следственные связи;

3. Навыки оценочной самостоятельности;

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

 - умение коллективного планирования;

 - умение взаимодействовать с любым партнером;

- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

 5. Менеджерские умения и навыки:

 - умение проектировать процесс (изделие);

 - умение планировать деятельность, время, ресурсы;

 - умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

 - навыки анализа собственной деятельности, ее хода и промежуточных результатов;

 6. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы;

- умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения;

 - умение находить компромисс; - навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.;

7. Презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи;

 - умение уверенно держать себя во время выступления;

 - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы.

 Среди видов проектов, применяемых в начальной школе можно назвать:

 1) Проекты-наблюдения

2) Проекты-рассказы

3) Экскурсионные проекты

 4) Конструктивные проекты

5) Проекты игр (спектакли, концерты и т.п.).

Новизна опыта

               Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем многие исследователи относят его к педагогическим технологиям ХХI века. Не новой, но востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Проектная работа распространена, в основном, в старших классах. Проблема специфики и возможностей реализации проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе остаётся недостаточно исследованной и освещённой.

              Новизна данного опыта заключается в адаптации метода проектов к особенностям детей начальных классов.

Технология опыта

Цель: обеспечить развитие творческих способностей детей через развивающий потенциал проектного метода.

Достижение поставленной цели вижу в процессе реализации следующих задач:

1. Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать его на практике;

 2. Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явле6ний;

3. Формировать интересы склонности учащихся, дать возможность ученику попробовать себя в разных видах деятельности;

 4. Формировать привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе;

5. Формировать навыки диалогового общения и социального взаимодействия;

 6. Повышение уровня обученности, качество знаний;

 7. Организация взаимодействия родителей и детей, родителей и учителя.

               Можно выделить несколько этапов проектной деятельности:

1. Выбор темы;

 2. Определение цели (чего должен добиться ребенок в процессе деятельности);

3. Подбор материала по своей теме;

4. Изучение собранного материала, обобщение, его систематизация, оформление работы;

5. Презентация (защита работы).

                  В ходе работы над проектом возможно установление межпредметных связей, например окружающего мира и литературного чтения, изобразительного искусства и урока технологии  и т.д.

               Мною разработанный  проект «Герб моей семьи»  занял 1-ое место в республиканском фестивале «От идеи к идее»  и был опубликован в сборнике материалов фестиваля. Он охватывает предметы: литературное чтение, изобразительное искусство, ОРКСЭ.

                Итогами многих проектных работ становятся творческие работы: разучивание стихотворений, песен о родном крае, семье,  рисунки, стенгазеты и т.д.

               Так, после выполнения проекта «Мой родной край» Кур Чимит, учащийся 1-го класса, занял 1-ое место в региональном проекте «Писатели Тувы - детям.

              Нурзет Сайын-Белека, учащийся 3 «б» класса, в проекте «Моя родословная» представил красочный и оригинальный материал и  итогом  проекта написал сочинение, занявшее 1-ое место в республиканском конкурсе сочинений, рисунков среди лидеров детских общественных организаций и объединений, посвященного Году русского языка , 100-летию единения России и Тувы.

Результативность

           Отслеживание результатов велось путем непосредственного наблюдения и с помощью диагностики отслеживания качества знаний.

           Вывод: у учащихся  выросла самооценка, повысилась уверенность в себе, своих силах и, как следствие, мотивация к обучению (раз это получается, значит может и другое получиться).  У учащихся стала более развитой речь, улучшилась память, свободнее выражают свои мысли и суждения, улучшились результаты сочинений, изложений, повысилось качество пересказа текста.

Адресная направленность

                 Настоящий опыт может быть адресован учителям начальных классов, заинтересованным в повышении мотивации к обучению, уровня познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 -Журнал «Первое сентября»  № 13 за 2008г.

-Журнал заместителя директора по ВР, №2 за 2009 год

-«Метод учебного проекта в образовательном учреждении». ПохомоваН.Ю.Москва,2003г.

 -«Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности». Народное образование,2000г.,№7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный этап Всероссийского конкурса. Эссе "Я -учитель"

«Чтобы научить другого, требуется большего ума, чем чтобы научиться самому»Мишель Монтень....

Региональный этап Всероссийского конкурса "Учитель года РТ-2016", конкурсное задание "Методический семинар"

«Хорошее обучение — это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой».Л.С.Выготский...

Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

Завершен региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»30 мая 2016 года в ГБОУ ДПО ИРОСО завершен р...

Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

Завершен региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»30 мая 2016 года в ГБОУ ДПО ИРОСО завершен р...

Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

Завершен региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»30 мая 2016 года в ГБОУ ДПО ИРОСО завершен р...

Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

Завершен региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»30 мая 2016 года в ГБОУ ДПО ИРОСО завершен р...