Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы
статья ( класс) на тему

Решетова Наталья Владимировна

Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Методы развития творческих способностей

у учащихся начальной школы


Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. 


Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями. 

  1. Каждая игра представляет собой набор задач. 
  2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации. 
  3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности. 
  4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. 
  5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей. 


В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, я предлагаю следующую структуру факультативного занятия. Его структура может включать в себя 4 этапа.


1. Этап. Разминка. Включает в себя геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, игры «Верю — не верю», «Да-нет», и т.д. 


2. Этап. Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Игра «Внимание» или, например, такие задания: 
Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?). 
Чем отличаются картинки? Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры). 


3. Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня. 
Здесь предлагаем детям задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания. Это задания на выявление закономерностей:
Раздели фигуры на группы. 
Найди «лишний» рисунок. Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку. 
Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники. По какому принципу объединили данные фигуры и др. 
Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений. 


4. Этап. Решение творческих задач. 

Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: 
«Монгольская игра», «Танграм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» (из круга), «Колумбово яйцо», «Удивительный треугольник». 
Ещё в 19 веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения, а также развивать творческие способности учащихся. 


Дети воспринимают лучше не готовые геометрические фигуры и тела, а созданные своими руками: вырезают и наклеивают, моделируют, вырезают развёртки и склеивают, образуют фигуры на подвижных моделях, перегибают бумагу и т.д. Полученные знания сейчас же используются детьми на практике, в данном случае на уроке трудового обучения. После инсценировки сказки «Теремок», мы выполняли коллективную работу «Герои сказки «Теремок». 


Развивают логическое мышление, память, внимание, творческое воображение и игры-путешествия. Путешествуя с детьми по сказочной стране Геометрии, даёт первоначальные представления о прямой, отрезке, луче, разных видах углов и т.д. Решая логические задачи, задачи - шутки дети учатся думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. 
В нашей школе много творчески работающих учителей. Они постоянно в поиске приёмов и методов развития творческих способностей школьников. Об этом и говорят методические недели, которые проводятся в школе. Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей сказка.
"Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество-верная дорога к сердцу ребёнка”,- утверждал В. А. Сухомлинский. Включаю сказки на уроках математики при повторении и закреплении изученных тем. Сказки "О”, "Победа знаний”, "Герой Планеты Фиалка”, "Космическое путешествие”. Для удобства разбиваю сказку на части и работаю так: после чтения задаю ряд вопросов; на отдельных этапах прошу детей продолжить сказку. 


Сказка «О НУЛЕ» 

1. Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Ноль отличался ленью и нечестностью.

2. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифирии. Служить королеве захотели все.

Между Цифирией и королевством Арифметики пролегала пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.

3. Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: "Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться". Все исполнили приказание реки. Исполнил желание и лентяй Ноль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.

4. Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего; у кого ответ получится меньше, тот получит воды больше. И снова число, стоящее в паре с Нолем, оказалось в проигрыше и было расстроено.

5. Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нолем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.

6. А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нолем. С тех пор ни одно из чисел не делится на ноль.

 

7. Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать Ноль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз.

И стали числа жить-поживать да добра наживать.


Работать со сказкой можно по-разному: после чтения задать ряд вопросов; попросить детей на отдельных этапах продолжить сказку; рассмотреть сказку как задание с пропусками. 


Приведем некоторые примерные вопросы, которые можно задать учащимся. Порядковый номер соответствует абзацу сказки. 

  1. Почему страна называлась Цифирией? Что означает число ноль? 
  2. Чем занимается королева Арифметика в математике? (Изучает числа и действия над ними.) Какие реки разделяли страну Цифирию и королевство Арифметики? Какое общее название можно дать этим рекам? (Действия.) Кто собирается переходить через пустыню? (Числа.) Чем числа отличаются от цифр? 
  3. Почему число, с которым сложили ноль, осталось недовольно? 
  4. Приведите два примера, иллюстрирующих слова сказки: "…стать парами и вычесть меньшее число из большего: у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды". Почему число, стоящее в паре с Нолем, оказалось в проигрыше? Могут ли числа стать парами так, чтобы каждой паре досталось воды поровну? Приведите примерами. 
  5. Почему число, стоящее в паре с Нолем, не получило воды от реки Умножение? 
  6. Почему при переходе через реку Деление числа не захотели становиться в пару с Нолем? 
  7. Во сколько раз первое число больше второго или меньше второго: 7 и 70, 3 и 30, 50 и 5? 


Предложить ребятам сочинить продолжение сказки можно, видимо, после четвертого пункта. Здесь уже чувствуется авторский замысел, математическая закономерность. Впрочем, такую работу можно организовать и после третьего пункта, если дать некоторые советы: а) каждая река ставит перед числами задачу, которую невозможно решать в паре с Нолем; б) сказка должна закончиться счастливо, как обычно и бывает. 

Под заданиями с пропусками мы понимаем выделение интонацией (отдельные предложения можно выписать на доске) отсутствие некоторых слов, но которые можно восстановить по смыслу сказки, на основе строгой взаимосвязи математических понятий. Например, в 5-м абзаце: "Число, стоящее в паре с Нолем, вообще… воды"; в 6-м: "С тех пор ни одно число не… на Ноль"; в 7-м: "Она стала просто приписывать Ноль рядом с числом, которое от этого … в … раз". 

Безусловно, вышеописанные приемы можно комбинировать. 
Отметим также, что применение сказок на уроках повторения и закрепления делает их более разнообразными, интересными. Сказки и вопросы к ним дают большой воспитательный эффект и способствуют развитию мышления. 

Сказка «ПОБЕДА ЗНАНИЙ» 


Это было давно. В некотором царстве, в некотором государстве на престол взошел неграмотный король: в детстве он не любил математику и родной язык, рисование и пение, чтение и труд... Вырос этот король неучем. Стыдно перед народом. И порешил король: пусть все в этом государстве будут неграмотными. Он закрыл школы, но разрешил изучать только военное дело, чтобы завоевать побольше земель, стать богатым. Вскоре армия этого государства стала большой и сильной. Она беспокоила все близлежащие страны, особенно доставалось маленьким. Короля-неуча звали Пуд. Он стал предводителем своей разбойничьей армии. По соседству с государством неучей находилась страна Длина. Ее король был умным и образованным человеком: знал арифметику, различные языки; кроме того, великолепно владел военной наукой. 

Армия в этой стране была небольшая, но хорошо обученная. Славилась она своей разведкой и бегунами на длинные дистанции. 
Король Пуд подошел со своими войсками к государству Длина и разбил лагерь около границы. Как спасти государство? Его король, зная, что Пуд и его подчиненные не умеют считать и не знают, что значат слова кило (тысяча), санти (сто), деци (десять), решил провести военную операцию. 

Через два дня перед лагерем войск Пуда появилась на повозке большая фанерная кукла. Часовые ее не хотели пропускать, но кукла сказала, что она - подарок, от государства Длина королю Пуду. Часовые вынуждены были пропустить куклу. 
Повозка с куклой въехала в лагерь. Пуд с приближенными рассмотрели куклу и удивились ее размерам и умению говорить человеческим голосом. 

Кукла сказала, что ее зовут Кило и что у нее есть младшие братья Метр и Дециметр. 

Солнце все ниже и ниже. На землю опустилась ночь. Когда весь лагерь Пуда заснул, кукла раскрылась, и из нее вышли 1000 кукол по имени Метр, а из каждой из них - по 10 кукол, которых звали Дециметр, из каждого Дециметра - по 10 воинов-Сантиметров. Они окружили спящее вражеское войско и уничтожили его. Только король Пуд спасся бегством (позже его найдут в другом королевстве). 

Так умный король, любящий науки, победил неуча - короля Пуда. И все соседние государства стали жить в мире и дружбе. 

Сказка ГЕРОЙ ПЛАНЕТЫ "ФИАЛКА" 


Сегодня на всей Земле шумел праздник. Впервые в истории человек отправлялся к планете "Фиалка", на которой жили разумные существа. 


Прошло полчаса полета. И вдруг из-за машинного отделения послышался шум, не предусмотренный инструкциями. К счастью, аварии не было. На корабле оказался мальчик Коля. Что делать? Космонавты решили сообщить о происшедшем в центр управления полетом и продолжать экспедицию.
Наконец экипаж достиг неизвестной планеты. В нескольких километрах от места приземления расположился удивительный город: все дома в нем были шарообразной формы. Жители Фиалки не умели вычислять площадь прямоугольника. Земляне решили помочь им, а заодно проверить, на что способен их безбилетный пассажир. 
Коля испугался: математику он не любил, домашние задания всегда списывал у товарищей. Но выхода не было. С трудом он вспомнил, что квадратик со стороной 1 см имеет площадь 1 кв. см, 1м - 1 кв. м и т. д. Как же найти площадь прямоугольника? Коля нарисовал прямоугольник, в котором поместилось 12 маленьких квадратиков. Вдоль большей стороны 4 квадратика, а вдоль меньшей 3. Затем Коля изобразил еще 1 прямоугольник. В нем поместилось 30 квадратиков, длина прямоугольника равнялась 10 квадратикам, а ширина 3. 
- Что же делать? - думал Коля.- Стороны прямоугольника равны 4 и 3 квадратикам, а площадь 12, стороны прямоугольника равны 10 и 3 квадратикам, а площадь 30. Знаю! - закричал мальчик.- Чтобы узнать площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину. 
Коля доложил командиру корабля о выполнении задания. 


На уроках трудового обучения нет скучающих. Всегда открыта выставка работ школьников. Детям предоставляется свобода выбора. Они комбинируют, создают такое, чего раньше не видели… и в основе их творчества лежит догадка, гипотеза илисобственный замысел. 

                                                             Заключение. 

Ребенок - не кувшин, который 
надо наполнить, а лампада, 
которую надо зажечь.


Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. 
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.


Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 

  1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей. 
  2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка. 
  3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей. 
  4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д. 
  5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 
  6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы с применением ИКТ

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей.  Творческие  способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и в...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы имеет огромное значение в современном обучении. Каждый ученик - индивид. У каждого свои способности, которые учитель должен увидеть и работать...

Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы.

       Современные технологии стремительно ворвались в жизнь человека и сегодня трудно представить наше существование без телевизоров, компьютеров, сотовых телефо...

Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы. Часть 1.

Презентация к статье "Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы"....

Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы. Часть 2.

Презентация к статье "Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы"....