Рабочая программа по ВД 1 класс "Умники и умницы"
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа курса «Умники и умницы» составленав соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.;
  • с рекомендациями авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011

с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_u_i_u.docx45.66 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Пояснительная записка

Программа курса «Умники и умницы» составленав соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.;
  • с рекомендациями авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011
  • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов».

1. Цели и задачи

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

2. Место программы в структуре ООП

Программа курса «Умники и умницы разработана на четыре года. Всего 270 часов. В первом классе - 66 часов, 2 часа в неделю, во 2-4классах  – по 68 часов в год, 2 часа в неделю.

На курс «Умники и умницы» для учащихся первого класса по учебному плану на 2014 – 2015 учебный год отведено по 1часу в неделю, 33 часа в год.

Программа сокращена по следующим темам:

Тема

Кол-во

часов

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Тренировка слуховой памяти.Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

1

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

1

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

2

Всего

33 часа

3. Содержание программы «Умники и умницы»

В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Содержание занятий 1 года обучения

1.Тренировка психических процессов:

-развитие концентрации внимания;

- тренировка внимания;

- тренировка слуховой памяти;

- тренировка зрительной памяти;

- развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей);

- совершенствование воображения;

2.Задачи геометрического характера.

-построение фигур с помощью трафарета;

- составление и моделирование предметов;

- штриховка предметов;

- построение фигур из счетных палочек;

- построение фигур из конструктора "Танграм".

3. Нестандартные задания алгебраического характера

- занимательный квадрат;

- ребусы;

-  занимательные рамки;

- числовые головоломки;

- арифметические лабиринты;

- математические фокусы;

4. Нестандартные задания логического характера

-провоцирующие задачи.

5. Игры А. З. Зака.

-игры, способствующие развитию способности действовать в уме ("Муха")

4. Планируемые результаты освоения обучающимися  программы внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий.

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Читать и пересказывать текст.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Результативность курса

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

Контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

        Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года  занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

5. Тематическое планирование занятий кружка "Умники и умницы"в 1 классе

№ п/п

Тема занятия

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

29

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

30

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

31

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

32

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

33

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

6. Календарно-тематическое планирование курса  "Умники и умницы"

1 год обучения (1 час в неделю)

№  п/п

Дата

Тема занятия

Вид деятельности

по плану

по факту

1

02.09

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Графический диктант

2

09.09

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Графический диктант

3

16.09

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Викторина

4

23.09

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

викторина

5

30.09

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Графический рисунок по образцу

6

07.10

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

викторина

7

14.10

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Графический диктант

8

21.10

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

викторина

9

28.10

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Графический диктант

10

11.11

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Графический диктант

11

18.11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Графический диктант

12

25.11

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Дидактическая игра

13

02.12

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Графический рисунок

14

09.12

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Дидактическая игра

15

16.12

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Графический диктант

16

23.12

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Графический диктант

17

30.12

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Графический диктант

18

20.01

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Дидактическая игра

19

27.01

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Графический диктант

20

03.02

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Графический диктант

21

17.02

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Графический диктант

22

24.02

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Графический диктант

23

03.03

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Графический диктант

24

10.03

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

Графический диктант

25

17.03

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей

Дидактическая игра

26

31.03

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

Графический диктант

27

07.04

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей

Графический диктант

28

14.04

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

Графический диктант

29

21.04

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

Графический диктант

30

28.04

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей

Графический диктант

31

05.05

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности 0рассуждать

Графический диктант

32

12.05

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей

Дидактическая игра

33

19.05

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

Дидактическая игра

Всего: 33 часа

7. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)»

Методическое пособие для 1 класса

2.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2014 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)»

Рабочие тетради в 2-х частях.

- счетные палочки

- конструктор"Танграм"

- головоломки

- ребусы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

Рабочая программа факультативного курса «Умники и умницы»

В соответствии с требованиями ФГОС в учебный план внесен компонент образовательного учреждения - факультативный учебный курс "Умники и умницы". Данный курс может быть введен с 1 класса и рассчитан на ...

Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" для 1-4 кл.

Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развити...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа к курсу "Умники и Умницы" О. Холодова 1 класс

Включает пояснительную записку и тематическое планирование, рассчитанное на 2 занятия в неделю...