Развитие проектных навыков у младших школьников
статья на тему

Отчет по самообразованию на ШМО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2016.docx14.44 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие проектных навыков у младших школьников

Цель: создание условий на первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода через использование метода проектов.

Задачи:

изучить теоретические основы компетентностного подхода в образовании; технологии проектов;

изучить практический опыт по реализации компетентностного подхода, технологии проектов педагогической деятельности;

изучить образовательные стандарты и предметные программы первой ступени образования, определить возможности использования технологии проектов в начальных классах;

внедрить метод проектов в педагогическую практику.

  В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов.

Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся.

Главной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.

Особую роль играет  проектно-исследовательская деятельность. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Сегодня школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе – местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

Я  использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.

При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

Суть своей работы по данной теме кратко можно сформулировать так: от ученика, вовлечённого в деятельность, – к человеку умеющему. Такая формулировка, как я думаю, достаточно полно и ёмко отражает суть данного опыта, т.к. включает в себя и процесс, т.е. деятельность, в которую вовлекаются ученики, в нашем случае это проектная деятельность, и тот результат, к которому мы стремимся при компетентностном подходе – человек умеющий.

Формирование конкурентоспособной личности начинается уже в начальной школе, а может быть еще и раньше. Специфика воспитания такой личности в младшем школьном возрасте в условиях реалий современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:

развить у учащихся самостоятельность и ответственность;

сформировать умение отстаивать свои права;

развить способность к созидательной деятельности;

воспитать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Говоря о  методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Учебный проект – это     совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата  по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие проектных навыков у младших школьников.

Развитие исследовательских навыков у младших школьников....

«Развитие проектных навыков у младших школьников»

Данный матерал является обобщением опыта работы учителя по теме самообразования....

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Развитие проектных навыков у младших школьников...

Развитие проектных навыков у младших школьников.

Формирование первоначальных навыков проектной деятельности, как средство развития творческих способностей у младших школьников в условиях реализации ФГОС Одной их приоритетных задач школы в свете...

Развитие проектных навыков у младших школьников

Развитие проектных компетенций младших школьниковВ условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуаль...

Тема самообразования "Развитие проектных навыков у младших школьников"

Тема самообразования "Развитие проектных навыков у младших школьников"...