Особенности УМК «Перспективная начальная школа»
статья на тему

Трошина Галина Петровна

Главной особенностью «Перспективной начальной школы» является то, что данный комплект – соответствующий духу времени и требованиям нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработан с учетом всех требований к ребенку XXI века.  УМК «Перспективная начальная школа» создана на основе научных идей развивающего обучения Л.В. Занкова и Д. Эльконина – В. Давыдова. Основной задачей данного комплекта является развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umk_pnsh.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности УМК «Перспективная начальная школа»

         Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми.  В поисках новых, эффективных форм и методов обучения, МАОУ СОШ № 27 города Балаково Саратовской области изучила и освоила инновационную методическую систему «Перспективная начальная школа». Главной особенностью «Перспективной начальной школы» является то, что данный комплект – соответствующий духу времени и требованиям нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработан с учетом всех требований к ребенку XXI века.  УМК «Перспективная начальная школа» создана на основе научных идей развивающего обучения Л.В. Занкова и Д. Эльконина – В. Давыдова. Основной задачей данного комплекта является развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться.  Здесь применен очень интересный подход к подаче материала, более интересны для младшего школьника раскрыты темы занятий. Очень много креативного материала, подталкивающего детей к творчеству.

  Все учебники УМК  имеют яркие иллюстрации, что немаловажно для детей этого возраста. Материал даёт представление о целостности картины мира и роли в этом мире ребенка.

 Рядом с учащимися на протяжении всей начальной школы на страницах учебников по всем предметам разворачивается жизнь их сверстников (старшей сестры-Маши и младшего брата - Миши Ивановых). У них есть  конкретные родители, родственники со своими  биографиями и именами. 

           Познавательная деятельность основана на постоянном участии детей в тех событиях, которые происходят с Машей и её младшим братом Мишей; ученики стараются ответить на вопросы героев учебника, знакомятся с их суждениями, часто очень разными, и, соответственно, выстраивают свои взаимоотношения со сверстниками. Многочисленные второстепенные персонажи, периодически возникающие на страницах учебника, психологические характеристики которых настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться с ними, а значит, и получать знания.  

Материал учебников доступно и ясно излагается, способствует формированию умений и компетенций. Практические задания позволяют анализировать, учат работать со справочной литературой и дополнительными материалами.

       Ребенок может найти интересующие его дополнительные материалы в Интернете, т.к. в учебнике опубликованы соответствующие адреса.  Учебники дополнены  тетрадями на печатной основе, словарями (орфографический, этимологический, толковый, обратный, произношения и образования слов), хрестоматиями (по литературному чтению и окружающему миру). В оформлении учебников применен принцип разноцветных (разнотематических) страниц, книги и тетради снабжены яркими иллюстрациями, не позволяющими учащемуся отвлекаться на посторонние занятия.

     Школьники используют информацию, взятую из Интернета, хрестоматий,  дополнительной литературы,  для самостоятельной подготовки докладов, сообщений, углубляющих раскрытие темы урока. Они учатся выступать перед классом, задавать друг другу вопросы, обсуждать услышанное. Задания учебника ориентирует школьника на открытие знаний, их осмысление, возможность применения для оценки жизненных  ситуаций.
                 Система взаимных перекрестных ссылок между учебниками, каждый из которых имеет специфичный для своей  образовательной области  словари; дает каждому школьнику возможность в процессе обучения в начальной школе приобрести навыки работы со всеми видами словарей.

                        Нововведением методической системы является интерактивность. Она понимается авторами комплекта как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. В комплекте выстраивается система интерактивного общения со школьниками посредством клубной работы. Учебники приглашают учащихся принять участие в работе клуба «Ключ и заря» и клуба «Мы и окружающий мир».

Учебник по математике под редакцией А.Л.Чекина учит  контролировать свою деятельность с помощью заданий типа: «Проверь свое решение по «Таблице сложения» или «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?».

В учебнике литературного чтения под редакцией А.Н. Чураковой заложен огромный искусствоведческий материал, в «Музейном доме» размещены художественные репродукции. Тексты, представленные в учебнике, воспитывают у ребенка  такие человеческие качества как  доброту, толерантность, ответственность, способность сопереживать и  помогать.  Взаимопомощь проявляется уже на уроке. То, что ученику не удается выполнить самостоятельно, он делает с помощью своего соседа по парте или в условиях групповой работы. Если возникают трудности в конкретной малой группе, то обсуждение происходит уже в процессе коллективной деятельности.

                При организации учебной деятельности используются индивидуальные и коллективные формы работы с применением  комплекса упражнений интеллектуального содержания, игровой методики,  

использование  проектной деятельности превращает детей в активных участников познавательной, исследовательской деятельности.  Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, искать нестандартные решения, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.

        Мажорный тон уроков – характерная черта УМК «Перспективная начальная школа». Уроки для учеников – постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.

Трошина Г.П., учитель начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенность учебников русского языка по программе «Перспективная начальная школа»

Статья "Особенности учебников  русского языка по программе "Перспективная начальная школа"...

Особенности реализации ФГОС II поколения через УМК « Перспективная начальная школа"

В статье говорится об особенностях реализации федеральных государстеныых стандартов  в УМК "Перспективная начальная школа"...

Изучение особенностей программы "Перспективная начальная школа"

УМК "Перспективная начальная школа - глазами учителя"...

Особенности курса Окружающий мир в УМК "Перспективная начальная школа"

В данной статье и презентации отмечены особенности курса Окружающий мир в УМК "Перспективная начальная школа"....

Особенности преподавания математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира по программе "Перспективная начальная школа".

Программа Перспективная начальная школа была введена с целью обеспечения вариативности образования на начальном этапе обучения. Программа ПНШ  разработана в соответствии с ФГОС...