Формирование мотивации у младших школьников к обучению и познанию
статья на тему

Сошникова Наталья Александровна

Статья содержит практические рекомендации (из опыта работы), как можно формировать мотивацию у младших школьников к обучению и познанию на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Формирование мотивации  у младших школьников к обучению и познанию

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.      Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося. Познавательные мотивы – это побудители, непосредственно связанные, так или иначе, с содержанием учебной деятельности. В свою очередь мотивация деятельности, – это совокупность всех мотивов индивида, стимулирующих и направляющих данную деятельность. Чтобы вызвать у учащихся эти виды деятельности и чтобы они были достаточно эффективны, необходимо формировать у них стойкий интерес к деятельности.

          Интерес – потребность в определенных эмоциональных переживаниях, переходящая в склонность, является весьма важным и действующим мотивом соответствующей деятельности, необходимым и в учебно-воспитательном процессе.

          Можно сказать, что умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения. Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.      

         Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу на уроке, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

          Многочисленные исследования  показали, что главный путь формирования познавательных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов.

          Таким образом, формированию мотивации к обучению и познанию способствует правильная организация учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов. Учебная деятельность должна вызывать у учащихся интерес. Для того, чтобы вызвать интерес к деятельности у учащихся, необходимо умело подбирать материал к уроку, а задачи, которые ставятся перед ними в ходе учебной деятельности, должны быть понятны, внутренне приняты.

         Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации к обучению и познанию на уроке:

  1. Этап вызывания исходной мотивации

          На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений, вызывать мотивы относительной неудовлетворенности, усилить мотивы ориентации на предстоящую работу, усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.                        

2. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации

        Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление, к разным способам сотрудничества с другим человеком (игра «Иду в гости», игра «Фирма»). 

          Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).         

          Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.  

            Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели (игра «Лови ошибку», игра «Иду в гости»).

        Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.

        Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый ученик почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса, понял, что этот процесс организован для него, что цели и задачи этого процесса – его личные цели, что, наконец, он играет в этом процессе не подчиненную, а достаточно активную роль. Этому может способствовать личностно-ролевая форма организации учебного процесса, где каждый ученик выполняет определенную роль в процессе обучения. Учитель выступает главным организатором и руководителем всей этой сложной системы, но он старается быть в тени, не подчеркивать свои права, с тем, чтобы не подавлять активность и инициативу учащихся. Такая форма коллективной учебной деятельности способствует становлению мотивации этой деятельности, которая приобретает для школьников признаваемую ценность, становится необходимой и постоянной потребностью (игра «Фирма»).

3.  Рефлексивно-оценочный этап

           Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя («Цветовая методика»). Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

          Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуации успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать, что даже самый небольшой его успех есть продвижение вперёд. 
          Повышение уровня учебной мотивации – процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется во время проведения уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

1.Этап вызывания исходной мотивации

         На этапе вызывания исходной мотивации использую приемы: прием актуализации мотива предыдущих достижений: «Мы хорошо поработали над предыдущей темой», прием вызывания мотива относительной неудовлетворенности: «но не усвоили еще одну важную сторону этой темы», прием усиления мотива ориентации на предстоящую работу: «а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях…».

        Методика прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности. Например:

Тема урока: «Приемы вычислений для случаев вида 30-7» (фрагмент урока математики, 2 класс)

У: Ребята, Мальвина приготовила для нас задание. Она хочет, чтоб мы решили для нее примеры:

У: Все ли примеры мы можем решить?

Д: Нет, мы не можем решить пример 30 – 7. (Если кто-то из учеников решил пример, то:

У: Почему у ребят возникли затруднения?

Д: Потому, что мы не умеем вычитать из круглых десятков единицы.)

Сообщение темы и цели урока

У: Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Д: Сегодня на уроке мы будем учиться вычитать из круглых десятков единицы.

2. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации

          При закреплении и проверке знаний на уроке русского языка и математики можно использовать игру «Иду в гости» как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. У детей фишки (они выбирают сами): красные – это «гости», жёлтые это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке.

Ф.И. «гостя»                                                                                     Ф.И. «хозяина»

Вставь пропущенную букву и напиши проверочное слово

1.  по…зда -

2.  г…лубок -

3.  м…сной -

           «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя».

            Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать игру «Да-нетку». Она связывает разрозненные факты в единую картину, систематизирует имеющуюся информацию, развивает умение прислушиваться к другому мнению, развивает умение задавать «правильные» вопросы, активизирует мышление детей. Учитель загадывает нечто (число, предмет, часть речи, явление и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только «да» или «нет».

         Игра «Лови ошибку»: развивает активность учащихся, способствует формированию у них познавательного интереса: ученик, например, получает текст решенной задачи со специально допущенной ошибкой. Задание: «Поработайте учителем, найдите ошибку».

Игра «Фирма»

Цель: обеспечить дифференцированный подход при работе в подвижных группах.

I этап («мозговой штурм»). Учитель объявляет тему и цели урока, проводит инструктаж начальников отделов. Научный отдел будет заниматься выдвижением гипотез; проектный – построением алгоритма; художес-твенный –  представлением проблемы в виде схемы; информационный – сбо-ром информации (подбором конкретных примеров по теме); независимые эксперты будут заниматься индивидуальной работой по разным направлениям.

II этап (проектирование конкретной деятельности). Ученики работают в группах отделах.

Тема: «Парные согласные на конце слова».

Научный

Мы знаем 10 парных согласных звуков, 5 звонких и 5 глухих: [б/п], [в/ф], [д/т], [з/с],

[ж/ш].

На конце слова происходит оглушение, следовательно, опасное место (орфограмма) требует проверки правописания.

Проектный

1. Найди орфограмму.

2. Выдели корень.

3. Подбери однокоренные слова.

4. Сравни написание корней.

5. Напиши правильно.

Художественный

Голубь – голуби

C:\Users\Вова\Desktop\голубь.jpeg C:\Users\Вова\Desktop\голуби.jpeg

Информационный

Прут – пруд, лук – луг, кот –код, сноб –сноп, лез – лес, мак – маг.

III этап (обмен информацией; тренинг). Ученики создают группы, в которые

входят по одному человеку из каждого отдела. Группы работают по следующему алгоритму:

1) формулировка понятия (члены научного отдела);

2) алгоритм действия (члены проектного отдела);

3) схема-формула (члены художественного отдела);

4) тренинг (члены информационного отдела).

IV этап (подведение итогов).

На этом этапе проходит защита, систематизация, оценка и отбор лучших проектов.

         Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.   Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера. 

3.Этап завершения урока

          Методика прерывания процесса решения задач. Учитель рассчитывает время урока таким образом, чтобы учащиеся успели лишь разобрать предложенную задачу, но не завершить ее решение.

          Методика «Свободные задания». В конце урока учитель предлагает учащимся какие-то необязательные задания, предупредив, что их выполнение лишь желательно, но полезно, например, для более глубокого освоения учебного материала. Он должен предупредить, что никаких оценок за выполнение этого задания не будет выставляться.

          Методика «Составления задач и вопросов». Перед завершением очередной темы учитель обращается к классу: «Мы заканчиваем изучение темы... Для того, чтобы обобщить пройденный учебный материал и установить уровень его усвоения каждым из вас, выявить те вопросы, которые остались недостаточно усвоенными, мы проведем обобщающий урок. Для этого прошу составить набор вопросов, по которым мы проведем обобщение темы. Ваши вопросы мы обсудим на следующем уроке». 

          Цветовая методика: по окончании уроков каждый ученик оценивает свои достижения за день и наклеивает листок символ на свое дерево. Зеленый листок обозначает «знаю, умею, уверен, получилось», желтый – «получилось, но не все, что задумал», красный – «пока многое не получается, нужна помощь».

       На всех этапах урока используются приемы создания ситуации успеха:

Преодоление страха

«Ничего страшного...

Бывает, что люди боятся...»

Скрытая инструкция

«Ты же помнишь, что...»

Авансирование

«У тебя получится...»

Персональная

исключительность

«Только у тебя может получиться...»

Усиление мотивации

«Нам это нужно для...»

Высокая оценка детали

«Вот эта часть у тебя замечательна...»

     Прием   «Ожидание   лучших   результатов»   может активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы. Сущность приема состоит  в  том,  что  учитель  в  подходе  к  слабому, неуспевающему  ученику  прямо   или   косвенно,   т.е.   своим   отношением, определенными поступками, выражает уверенность в его возможности  заниматься лучше.  Проявляя  доброжелательное  отношение  к  ученику,  мы   тем   самым пробуждаем положительное отношение школьника к учению.

Список использованной литературы

  1.  Гани, С.В. Мотивационные тенденции в обучении современных младших школьников / С.В. Гани, Н.И. Константинова //  Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 7. – С. 38-40.
  2. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М., 2009.
  3. Михайлова, О.В.  Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса / О.В. Михайлова //  Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 12. – С. 48-49.
  4. Мураль, И.П. Воможности мотивации учебной деятельности младших школьников / И.П. Мураль  //  Начальная школа. – 2010. – № 12. – С. 48-49.
  5. Панова, Р.С. Формирование мотивации письменной речи младших школьников в условии Школы диалога культур / Р.С. Панова //  Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 6. – С. 11-14.
  6.  Румянцева, Ю.Н. Подготовка студентов к формированию познавательной мотивации у младших школьников  / Ю.Н. Румянцева //  Начальная школа плюс до и после. – 2005. – № 4. – С. 12-14.
  7. Стожарова, М.Ю Формирование мотивационной готовности к школе у   старших дошкольников / М.Ю. Стожарова, А.Ф. Катиркина  //  Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 45-47.
  8. Козлова, О.А Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С. 49-52.
  9. Шаповалов, В.В. О познавательном интересе и приемах его активизации / В.В. Шаповалов // Начальная школа. – 2009. – № 7. – С. 26-29.
  10. Шпика, И.В.  Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников / И.В. Шпика // Начальная школа. – 2007. – № 2. – С. 18-19.

Приложение

Диагностика уровня школьной мотивации у учащихся начальной школы  (авт. Н.Г.Лусканова)

Инструкция к тесту

В каждом из вопросов выбери один ответ.

Тестовый материал

1.Тебе нравится в школе или не очень?

1) не очень

2) нравится

3) не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

1) чаще хочется остаться дома

2) бывает по-разному

3) иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

1) не знаю

2) остался бы дома

3) пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

1) не нравится

2) бывает по-разному

3) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

1) хотел бы

2) не хотел бы

3) не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

1) не знаю

2) не хотел бы

3) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

1) часто

2) редко

3) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

1) точно не знаю

2) хотел бы

3) не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

1) мало

2) много

3) нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

1) нравятся

2) не очень

3) не нравятся

Обработка и интерпретация результатов теста

     Ребятам предлагается выбрать один из трех вариантов ответов, которые оцениваются следующим образом:

- 3 балла, если ответ на поставленный вопрос свидетельствует о положительном отношении к школе. Например, когда на вопрос: « Если бы учитель сказал, что завтра в школу идти необязательно, ты бы пошел в школу», ребенок дает  ответ «Да»;

-   1 балл, если ребенок дает нейтральный ответ: «Не знаю» или «Бывает по- разному»

-  0 баллов, если ребенок дает ответ, который позволяет судить об отрицательном отношении ребенка к школе. Например, когда на вопрос «Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу?», ребенок отвечает отрицательно.

     По всем ответам баллы суммируются,   учителю довольно легко соотнести результаты с несколькими уровнями мотивации:

- 25-30 баллов -  высокий уровень школьной мотивации и учебной активности. Ребята, показавшие такой результат, характеризуются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением выполнять все школьные требования. Если посмотреть рисунки этих ребятишек, то на них можно увидеть  фрагменты урока, классную доску, детей и учителя у доски.

- 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Данный результат является нормой, его показывают большинство учащихся начальных классов. Ребята, показавшие такой результат, характеризуются преобладанием познавательных мотивов над социальными. Ребята с удовольствием и очень аккуратно выполняют все школьные требования. На рисунках этих ребятишек изображены фрагменты школьной жизни

- 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но  школа больше привлекает внеучебными сторонами. Ребята, показавшие такой результат, довольно комфортно чувствуют себя в школе, но больше их привлекает общение. На рисунках они изображают школу, но ситуации внеучебного характера. Для таких учащихся свойственно преобладание социальных мотивов над познавательными. При умелом воздействии  и взаимодействии учителя и родителей у таких детей вполне успешно формируются познавательные мотивы.

- 10-14 баллов – низкий уровень школьной мотивации. Ребята, показавшие такой результат, неохотно посещают школу, очень часто ссылаются на плохое самочуствие. На протяжении всего первого класса на уроках из портфелей достают игрушки, часто отвлекаются на игры. На рисунках изображают  игровые ситуации, не связанные со школой.

- ниже 10 баллов – школьная дезадаптация, негативное отношение к школе. Такой результат характерен для детей с низкой мотивационной, психологической, физиологической готовностью к школе. Для них свойственен отказ выполнять рисунки на школьную тему. Они не справляются с выполнением школьных требований, постоянно придумывая причины для объяснения своего поведения. В школе они чувствую себя крайне дискомфортно, проявляют агрессию по отношению к одноклассникам.

Кроме всего выше перечисленного хочу отметить следующее. Учителю стоит обратить внимание на цветовую гамму рисунка. Преобладание синих, красных тонов может свидетельствовать о тревожности ребенка. Анкетирование и рисование лучше проводить с детьми по группам так, чтобы они сидели отдельно за партами (дабы не было соблазна сделать так же, как и сосед). Идеальный вариант, когда проводится индивидуальное обследование.

Анализ детских рисунков на тему: “Что тебе нравится в школе”

      Рисуночные методики с успехом используются для диагностики проблем, возникающих у детей с приходом в школу. Эти методики, как никакие другие, позволяют выявить тревожность, негативное отношение к школе. Вот некоторые аспекты оценки рисунков на тему “Что тебе нравится в школе?”:

       Несоответствие теме указывает на:

      Отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. На таких рисунках ребята изображают свои игрушки, дом, домашних любимцев, узоры. Это свидетельствует о мотивационной неготовности ребенка к школьному обучению.

      Детский негативизм. Если ребенок категорически отказывается рисовать на заданную тему и рисует то, что он хорошо умеет рисовать, то это может свидетельствовать как о завышенных притязаниях, так и о возможных трудностях, которые могут возникнуть у него при выполнении школьных требований.

      Неверное понимание и толкование поставленной задачи. В этом случае ребенок вообще ничего не рисует или пытается “подсмотреть” у соседа. Такое поведение, по мнению психологов, свойственно ребятам с задержкой психического развития

         При несоответствии рисунка заданной теме при подведении итогов за рисунок проставляется 0 баллов.

         Соответствие заданной теме свидетельствует в целом о том, что ребенок испытывает положительное отношение к школе. Но здесь есть несколько нюансов, которые связаны с сюжетами, выбранными ребятами для своих рисунков.

          Учебная ситуация. На таких рисунках ребята изображают фрагменты урока, учеников за партами, себя у доски и т.д. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации. При количественной оценке таким рисункам проставляется 30 баллов.

          Ситуация неучебного характера, но, так или иначе, связана со школой. Дети рисуют школьный двор, школьное здание, школьный автобус, школьный музей и т.д. Такие рисунки характерны для детей с положительным отношением к школе, но на первый план у них выступает внешняя атрибутика. Для них очень важен статус ученика,  т.е. пока на первый план выступают социальные мотивы, которые при умелом воздействии со стороны учителя и родителей вполне могут перерасти в познавательные. Количественная оценка – 20 баллов.

          Игровые ситуации, связанные со школой. На таких рисунках изображены  игры на переменах, игрушки и другие предметы, непосредственно не относящиеся к учебе, находящиеся в классе. Такие рисунки характерны для детей с положительным отношением к школе, но преобладающей игровой мотивацией. Количественная оценка – 10 баллов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование мотивации у детей к обучению и познанию Выполнила : учитель МКОУ « Долматовская ООШ» Сошникова Наталья Александровна

Слайд 2

Одним из результатов освоения основной образовательной программы начальной школы должен стать высокий уровень сформированности у детей мотивации к обучению и познанию.

Слайд 3

Формировать мотивацию - это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.

Слайд 4

Формированию мотивации к обучению и познанию способствует правильная организация учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов интерес к деятельности умело подобранный материал к уроку задачи, которые ставятся в ходе учебной деятельности должны приобрести значимость для учащегося

Слайд 5

Организация учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов Этапы формирования мотивации к обучению и познанию на уроке: Этап вызывания исходной мотивации Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации Рефлексивно-оценочный этап

Слайд 6

Прием актуализации мотива предыдущих достижений : «Мы хорошо поработали над предыдущей темой». Прием вызывания мотива относительной неудовлетворенности : «но не усвоили еще одну важную сторону этой темы». Прием усиления мотива ориентации на предстоящую работу : «а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях…» Методика «Прерывание и незавершённость учебной деятельности» , через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности. Этап вызывания исходной мотивации

Слайд 7

Тема: «Приемы вычислений для случаев вида 30-7» (фрагмент урока по математике) У: Ребята, Мальвина приготовила для нас задание. Она хочет, чтоб мы решили для нее примеры: 8 + 5 78 - 8 12 - 5 36 - 30 30 - 7 40 + 6 У: Все ли примеры мы можем решить? Д: Нет, мы не можем решить пример 30 – 7. (Если кто-то из учеников решил пример, то: У: Почему у ребят возникли затруднения? Д: Потому, что мы не умеем вычитать из круглых десятков единицы). Сообщение темы и цели урока . У: Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Д: Сегодня на уроке мы будем учиться вычитать из круглых десятков единицы. Методика «Прерывание и незавершённость учебной деятельности» через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности

Слайд 8

8 + 5 12 – 5 30 – 7 78 – 8 36 – 30 40 + 6 Решите примеры!

Слайд 9

Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации Дидактические игры Игра «Иду в гости» Игра «Фирма» Проблемные вопросы и задания Прием «Удивляй» Прием «Лови ошибку»

Слайд 10

Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый ученик почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса, понял, что этот процесс организован для него, что цели и задачи этого процесса – его личные цели, что, наконец, он играет в этом процессе не подчиненную, а достаточно активную роль. Этому может способствовать личностно-ролевая форма организации учебного процесса, где каждый ученик выполняет определенную роль в процессе обучения. Учитель выступает главным организатором и руководителем всей этой сложной системы, но он старается быть в тени, не подчеркивать свои права, с тем, чтобы не подавлять активность и инициативу учащихся. Такая форма коллективной учебной деятельности способствует становлению мотивации этой деятельности, которая приобретает для школьников признаваемую ценность, становится необходимой и постоянной потребностью (игра «Фирма»).

Слайд 11

Игра «Фирма» Цель: обеспечить дифференцированный подход при работе в подвижных группах. I этап («мозговой штурм»). Учитель объявляет тему и цели урока, проводит инструктаж начальников отделов. Научный отдел будет заниматься выдвижением гипотез; проектный – построением алгоритма; художественный – представлением проблемы в виде схемы; информационный – сбором информации (подбором конкретных примеров по теме); независимые эксперты будут заниматься индивидуальной работой по разным направлениям. II этап (проектирование конкретной деятельности). Ученики работают в группах . III этап (обмен информацией; тренинг). Ученики создают группы, в которые входят по одному человеку из каждого отдела. Группы работают по следующему алгоритму: 1) формулировка понятия (члены научного отдела); 2) алгоритм действия (члены проектного отдела); 3) схема-формула (члены художественного отдела); 4) тренинг (члены информационного отдела). IV этап (подведение итогов). На этом этапе проходит защита, систематизация, оценка и отбор лучших проектов.

Слайд 12

Игра может использоваться на уроках математики, русского языка. Тема: «Парные согласные на конце слова» Научный Мы знаем 10 парных согласных звуков, 5 звонких и 5 глухих: [б/ п ], [в/ ф ], [ д /т], [ з /с ],[ ж/ ш ]. На конце слова происходит оглушение, следовательно, опасное место (орфограмма) требует проверки правописания. Проектный 1. Найди орфограмму. 2. Выдели корень. 3. Подбери однокоренные слова. 4. Сравни написание корней. 5. Напиши правильно. Художественный Голубь – голуби Информационный Прут – пруд, лук – луг, кот – код , сноб – сноп , лез – лес, мак – маг.

Слайд 13

Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Прием «Лови ошибку» развивает активность учащихся, способствует формированию у них познавательного интереса. Ученик, например, получает текст решенной задачи (примеры, слова на изученное правило) со специально допущенной ошибкой. Задание: «Поработайте учителем, найдите ошибку».

Слайд 14

При закреплении и проверке знаний на уроке русского языка и математики можно использовать игру «Иду в гости» как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. Например: Ф.И. «гостя» Ф.И. «хозяина» Вставь пропущенную букву и напиши проверочное слово 1. по… зда - 2. г…лубок - 3. м… сной - « Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя».

Слайд 15

Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности помогает приём «Удивляй ». Например: В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа . Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

Слайд 16

Рефлексивно-оценочный этап Методика прерывания процесса решения задач Методика «Свободные задания» Методика «Составление задач и вопросов» Цветовая методика

Слайд 17

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Цветовая методика : по окончании уроков каждый ученик оценивает свои достижения за день и наклеивает листок символ на свое дерево. Зеленый листок обозначает «знаю, умею, уверен, получилось», желтый – «получилось, но не все, что задумал», красный – «пока многое не получается, нужна помощь». Методика прерывания процесса решения задач . Учитель рассчитывает время урока таким образом, чтобы учащиеся успели лишь разобрать предложенную задачу, но не завершить ее решение.

Слайд 18

Методика «Составления задач и вопросов». Перед завершением очередной темы учитель обращается к классу: «Мы заканчиваем изучение темы... Для того, чтобы обобщить пройденный учебный материал и установить уровень его усвоения каждым из вас, выявить те вопросы, которые остались недостаточно усвоенными, мы проведем обобщающий урок. Для этого прошу составить набор вопросов, по которым мы проведем обобщение темы. Ваши вопросы мы обсудим на следующем уроке». Методика «Свободные задания». В конце урока учитель предлагает учащимся какие-то необязательные задания, предупредив, что их выполнение лишь желательно, но полезно, например, для более глубокого освоения учебного материала. Он должен предупредить, что никаких оценок за выполнение этого задания не будет выставляться.

Слайд 19

На всех этапах урока используются приемы создания ситуации успеха : Авансирование Персональная исключительность Усиление мотивации Высокая оценка детали Скрытая инструкция «Ты же помнишь, что...» «У тебя получится...» «Только у тебя может получиться...» «Нам это нужно для..» «Вот эта часть у тебя замечательна…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.

Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника

Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения....

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника

Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения....

Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения

В данной статье изложены материалы по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения...

Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться

В статье раскрываются сущность и принципы системно-деятельностного подхода в обучении. Рассматривается использование различных способов организации учебного процесса при реализации системно- деятельно...