Аналитический отчёт за период 2007-2012
материал на тему

Петрова Елена Ивановна

Аналитический отчёт педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uch.goda_analit._otchyot.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:


Введение

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

 Исаак Ньютон

       Федеральный государственный образовательный стандарт требует от выпускника школы не только определённых знаний и умений, но и способность делать осознанный выбор и ставить цели; самостоятельно и творчески решать проблемы, основы этих качеств должны закладываться  и развиваться в начальной школе.

Задачей современной школы становится формирование человека совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них находить пути их реализации, т.е. необходимо становление творческого человека в широком смысле этого слова.

Произошли  перемены в  системе  образования.  Эти  изменения  нашли  отражение  в  федеральных  документах  и  прежде  всего в  Законе  об  образовании:

  • введены  новые  образовательные  стандарты  по  всем  предметам,  в       связи,  с  чем  произошла  корректировка  учебных  и  рабочих  программ  в  соответствии  с  новыми  ФГОС.
  •   особое  внимание  уделяется развивающей  направленности  и  возрастной  адекватности  образования, ориентированного  на  каждого  ребёнка;
  • информатизация  образовательного  процесса  и  использование  современных  информационных  технологий  в  обычном  учебном  процессе,  а  не  только  на  уроках  информатики.

     В  системе  общего  образования  начальному  этапу  обучения  отводится  особая  роль:  именно  на  этой  ступени  закладываются  фундаментальные  знания  об  окружающем  мире,  развивается  учебно-познавательный  интерес, формируются  общеучебные  умения  и  навыки,  которые  впоследствии  становятся  основой  непрерывного  образования  личности.

А  основной  задачей  школы  первой  ступени  - адаптация  ребёнка  к  школе, целостное  развитие,  а  также  развитие  ценностных  ориентаций,  направленных  на   осознание  значимости  знаний,  приобретаемых  в  школе  на  основе  использования  здоровье сберегающих  технологий.

Главная  роль  здесь  принадлежит  учителю.  От  меня, как от   учителя,  требуется,  прежде  всего:  

  • личная  ответственность  за  свою  деятельность,
  • преодоление  в  себе  психологического  барьера,  
  • отказ  от  шаблонных  форм  и  методов  работы,

       Реализуя  принципы  государственной  политики  в  области  образования  и,  решая  проблему  качественного, развивающего обучения, при анализе  своей  работы  , я поставила перед собой следующую  цель:

совершенствование уровня профессионального мастерства, необходимого для развития учебно - познавательного интереса младших школьников.  

        Для реализации этой цели необходимо  было  решить  следующие  задачи:

  1. установить связь между результатом образования  и условиями их получения;
  2. использовать  в  своей  деятельности  наиболее  эффективные  методы  и  приёмы  для  активизации  познавательной  деятельности;
  3. развивать  творческий  потенциал  учащихся.

Работая над задачами, выделила следующие этапы работы:

Диагностический. Анализ учебно - воспитательной работы, диагностика учебной работы, диагностика учебной деятельности, изучение психических и физических особенностей.

Теоретический. Изучение литературы, педагогического опыта и сотрудничества, отбор форм, методов, средств для введения системы заданий и упражнений. Пополнение «методической копилки».

Практический. Использование системы заданий и упражнений для развития мышления детей.

Творческий . Обобщение опыта работы, участие в семинарах, участие в работе методического объединения учителей начальных классов, открытые уроки для коллег и воспитателей ДОУ, сотрудничество с родителями.

Итоговый. Систематизация и накопление материала, корректировка программы педагогической деятельности.

Объектом исследования стало формирование учебно - познавательной деятельности моих учеников.

Цель  моего  аналитического  отчёта  заключается  в  проведении  самоанализа  и  оценке  результатов  собственной  педагогической  деятельности.

        Для  реализации  указанной  цели  необходимо  решить  следующие  

задачи:

  1. дать  оценку  результатам  собственной  деятельности  ;
  2. определить  качество  созданных  условий  в  достижении  результата;
  3. определить  проблемы,  возникшие  в  ходе  педагогической  деятельности,  требующие  решения  в  следующий  аттестационный  период.

        В аналитической части данного отчёта представлены результаты моей работы.

Аналитическая  часть

 

В этот  период  мною  проводимое  отслеживание  результатов  собственной  педагогической  деятельности  проходило  по  следующим  направлениям:

  1. Уровень  и  качество  обученности  учащихся.
  2. Уровень  и  качество  образованности  учащихся (деятельностно-коммуникативная  и  ценностно-ориентационная  составляющие).
  3. Результаты  внеклассной  работы.
  4. Уровень  воспитанности  учащихся.
  5. Повышение  собственной  профессиональной  компетентности.

Предлагаю  вашему  вниманию  результаты  моей  деятельности.

В  течение  этого  периода  контингент  учащихся  сохранён  на  100%.  Эта  цифра  свидетельствует о повышении доверия по отношению ко мне как  учителю  педагогической,  ученической  и  родительской  общественности  нашей  школы.  При  этом  жалоб  на  мою  педагогическую  деятельность  не  поступало.

Качество  обученности.

Таблица №1.

годы

класс

успеваемость

% качества

2007 – 2008

4 класс

100 %

81 %

2008 - 2009

1  класс

-

-

2009 - 2010

2 класс

100 %

85 %

2010 - 2011

3  класс

100 %

94 %

2011 - 2012

4  класс

100 %

91 %

Ученики  выступают  чаще  всего  в  роли  исследователей,  поэтому  новые  знания  открываются  ученику  самостоятельно, в  процессе  наблюдений,  именно  наблюдение  формирует  у  учащихся  начальной  школы  

общеучебные  умения  анализировать,  сравнивать,  проявлять  достаточный  уровень  речевой  и  коммуникативной  компетенций,  умение  делать  выводы  и  способствуют  развитию  мышления.  

       Анализируя  свою работу ,  пришла  к  выводу,  что  главной  причиной  низкой  успеваемости  является  низкий  уровень  техники  чтения.  Ребёнок  с  низким  уровнем  техники  чтения  часто  не  запоминает  прочитанное,  что  свидетельствует  о  недостаточном  развитии  памяти,  особенно  оперативной.  Поэтому  задачей  для  себя  поставила  развитие  речи  учащихся,  обогащение  их  словарного  запаса  и  обучение  беглому  и  осознанному  чтению  и  письму.

Результаты  темпа  чтения:

Таблица №2.

Классы

Полугодие

Ниже  нормы

Норма

Выше нормы

2  класс

2009-2010гг.

1 полугодие

2  чел.

3 чел.

13 чел.

2 полугодие

0 чел.

3  чел.

           15 чел.

3  класс

2010-2011гг.

1 полугодие

2  чел.

6 чел.

12 чел.

2 полугодие

7 чел.

3  чел.

10 чел.

4 класс

2011-2012гг.

1 полугодие

3чел.

1 чел.

15чел.

2 полугодие

5 чел.

7чел.

8 чел.

Скорость чтения является одним из важнейших факторов, влияющим на успеваемость. Замедленность процесса чтения, отсутствие к нему интереса приводит к тому, что интеллектуальная деятельность ухудшается.  

Вот почему я стараюсь уделять больше внимания формированию у каждого ребёнка полноценно и обстоятельно усвоенного навыка чтения. Так же я считаю, что приобретение детьми необходимой для успешного обучения техники чтения даёт определённые гарантии в том, что дети не уйдут из учебной деятельности, и это позволяет сохранить в среднем звене качественную успеваемость.

Видно из этой таблицы рост техники чтения, однако есть и результаты, которые показывают и спад.

           Главная цель моей работы с детьми - учить детей учиться, а значит ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы своих одноклассников владеть словом. Я думаю, что владеть словом это неоценимое богатство.

         На  уроках  русского  языка  для  сохранения  и  развития  познавательной  активности  отбираю  и  пробую  в  своей  работе методы и формы,  которые  активизируют  эту  деятельность:  игровые  моменты,  работа  со  словарями, схемами, составляем кластеры,   работаем  в   микрогруппах,  парах.

Уровень  и  качество  образованности  учащихся.

     Целью  основного  общего  образования  является  обеспечение  условий  для  самоопределения  личности,  достижения  учеником  уровня  зрелости,  достаточного  для  самоопределения  и  самореализации  в  сферах  межличностных  и  социальных  отношений.  Для  этого  немаловажную  роль  играет  овладение  деятельностно-коммуникативными  и  ценностно-ориентационными  навыками. Поэтому,  наряду  с  отслеживанием  предметной  составляющей, мною ведётся и мониторинг деятельностно–коммуникативной  и  ценностно–ориентационной  составляющих  через  такие  формы, как:

         - промежуточная  аттестация;

          - годовая  аттестация  в  4  классе.

Анализ  показывает, что  по  данным  результатам  видна  положительная  динамика,  а  это  значит:

- 98%  учащихся  дают  адекватные  заданию  ответы, умеют  высказывать  собственную  точку  зрения, аргументируют  собственные  мысли  найденными  в  источниках  фактами;

- около  67% детей  умеют  адекватно  оценивать  свои  достижения.

  Это также свидетельствует о продуктивности моей педагогической  деятельности,  о  верно  выбранных  мною  педагогических  технологий.

Формирование общеучебных умений и навыков

Большое  внимание уделяла формированию общеучебных умений и навыков. Специфика этих умений заключается в том, что они являются средствами овладения знаний, могут формироваться и развиваться в процессе обучения любого предмета, находя применение в дальнейшем во всех предметных областях. Достигнув определенной стадии своего развития, общеучебные умения и навыки во взаимосвязи с другими компонентами становятся основой такого новообразования, как умение учиться. С первых дней начинаю формировать учебно-организационные умения, учу:

  • - определять смысл задачи учебной работы;
  • - планировать предстоящую работу;
  • - находить рациональный способ выполнения задачи;
  • - самоконтролю;
  • - формам взаимооценки и самооценки выполняемых работ.

Также развиваю учебно-коммуникативные навыки, учу детей:

  • - высказывать свое мнение,
  • - управлять вниманием;
  • - слушать одноклассников;
  • - задавать вопросы.

Особое внимание уделяю учебно-информационным умениям. Они включают в себя:

  • - умение работать с письменным и устным текстом;
  • - умение работать с реальными объектами, как источниками информации.

Результаты внеурочной деятельности.

Выявление одарённых детей начинается уже в начальной школе. Оно осуществляется не только на основе  наблюдения, изучения психологических особенностей речи, но и в результате участия детей в олимпиадах и конкурсах.

Своих учеников я познакомила с материалами  международного тестирования "Кенгуру" и" Русский медвежонок" ещё в 2006 году, ребятам очень понравилось. А начиная с 2008 года учащиеся нашей школы стали принимать активное участие в международном тестировании по математике "Кенгуру", по языкознанию "Русский медвежонок", по окружающему миру "Человек и Природа" и по истории "Золотое руно".

Очень важно, что эти тестирования доступны, поскольку проводятся в школе и занимают 1 час 15 минут, относятся к тестовому типу , т.е. записывать решение не надо- достаточно выбрать один из предложенных вариантов. С заданиями этих конкурсов справляются все участники. Среди них нет ни одного, кто набрал бы 0 баллов. Задания ориентированы не столько на знание, сколько на логику, общую культуру, а порой и на чувство юмора.

Второй год мои дети принимают активное участие в международном тестировании по истории "Золотое руно". Здесь предполагается умение детей работать с информацией, умение подключить к поиску нужных ответов своих родителей, знакомых.

В апреле 2009 года в нашей школе впервые была проведена научно-практическая конференция для 2-8 классов "Умный бобр". Так как мои ученики учились в первом классе, то они только наблюдали за выступлениями других участников.

В 2010 году мой ученик Майоров Илья представил работу на тему «Военная техника».

В 2011 году на школьной конференции было представлено уже 8 проектов, 1 место заняли Майоров Илья с работой «Танки Великой Отечественной войны» и Ильина Наталья с работой на тему «Собаки». В 2012 году Меньшенина Софья  стала участником X городского конкурса "Хочу стать академиком-2012".

Мощным  механизмом  для  повышения  качества образования  учащихся  является  внеклассная  работа  по  предметам,  которая  прежде  всего  организовывается  мною   в  рамках  областного  фестивального  движения  «Юные  интеллектуалы  Среднего  Урала».  Традиционными  формами  такой  работы  для  меня  и  моих  учеников  стали:

-конкурсы  чтецов;

-предметные  олимпиады.

Мои  воспитанники  занимают  призовые  места  на  школьных  и  муниципальных  олимпиадах. Это  указывает  на  сложившуюся  систему  работы  со  способными  детьми через  урочную  и  внеурочную  формы,  которая  даёт  хорошие  результаты.  Эти  учащиеся  посещают  кружки, участвуют  во  внеклассных  мероприятиях  по  предметам.

Результаты деятельности учителя в качестве

классного руководителя

Мною проводится большая работа по созданию благоприятного психологического климата в классе и сплоченности детского коллектива. В моём классе присутствует атмосфера толерантности, доверия и уважения друг к другу, доброжелательности, взаимопомощи. Дети активны, уверены в себе, свободны в выражениях собственного мнения, общительны, не боятся проявить себя, чувствуют себя уверенно. Родители учащихся класса довольны моей деятельностью в качестве, как учителя, так и классного руководителя. Я использую в классе демократический стиль управления, осуществляя гуманно - личностный подход. Дети идут в школу с большим желанием. Родители прислушиваются к моему мнению касательно обучения и воспитания детей.

Организация воспитательной работы по предмету в рамках  предметных недель.

Творчески подхожу к организации и проведению предметных недель начальной школы. Интересны и разнообразны их формы проведения: конкурсы стихов, викторины, олимпиады, интеллектуальные марафоны, выпуск стенгазет.

Все мероприятия оказывают большое влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, отличаются высоким уровнем методической организации, использованием различных методов и приемов воздействия на внутренний мир детей. Вовлекаю учащихся в различные виды деятельности, раскрывая их творческий потенциал, развиваю познавательный интерес детей.

       Для  развития  интеллекта учащихся и привития им эстетического вкуса   всем  классом    бываем  в  театрах  города  Екатеринбурга.

Традиционными  стали  праздники: «Новый  год», «День  матери»,  «День  семьи», «День именинника», «Туристический слёт», «Кросс Нации», «Комический футбол с родителями».

Это  наши  коллективные  творческие  дела,  в  которых  принимают  активное  участие  родители,  бабушки  и  дедушки.  Они  не  только  принимают  участие  в  самих  мероприятиях,  но  с  удовольствием  помогают  готовить  их.

    Родители – это  моя опора  во  всех  начинаниях.  Я  с  гордостью  могу  сказать,  что  к  концу  четвёртого  класса  это  -  «большая  семья»,  где  родители  и  дети – единомышленники,  живущие  общими  интересами,  помогая  друг  другу. Родители  моего  класса  активно  участвуют  не  только  в  классных, но и школьных мероприятиях.

Анализ результатов воспитанности показал хороший уровень активности учащихся, а так же сформированность нравственных качеств и ценностных отношений. Этому способствует систематичная и направленная работа по воспитанию учащихся, которая осуществляется через использование воспитательных возможностей учебного процесса, через организацию внеклассных мероприятий.

Все  результаты  мною,  как  классного руководителя,  достигнуты, благодаря:

-использованию  элементов  личностно-ориентированной  технологии;

-организации  системной  работы  с  учащимися  в  классе;

-умению  устанавливать  взаимодействие  с  родителями  учащихся, с  учителями-предметниками.

Важным  в  работе  с  классом  считаю  и  здоровье сберегающие  технологии.  Результаты  медицинского  осмотра  показали,  что  в  первый  класс  поступило  здоровых 15 учеников, у остальных наблюдались  отклонения  в  здоровье.  Моей  задачей  было  сохранение  здоровья  детей  хотя  бы  на  этом  уровне.  Для  этого  проводила  родительские  собрания  с  приглашением  школьного  врача; психолога.  Проводила  разъяснительную  работу  среди  учащихся  и  их  родителей  о  необходимости  профилактических  прививок,  о  здоровье  во  время  простудных  заболеваний,  о  своевременном  лечении.  Вела  пропаганду  занятий  в  спортивных  секциях.  Походы выходного  дня  на  природу,  катание  на  коньках,  на  лыжах -  это  одни  из  любимых  занятий  детей  нашего  класса.  Проветривание  классной  комнаты,  физминутки  на  уроках  также  дают  положительный  эффект.  На  сегодняшний  момент  в  классе  дети  редко  пропускают  занятия  по  болезни.

Повышение  собственной  профессиональной  компетентности.

При работе с детьми нельзя  не  совершенствовать свое профессиональное мастерство с учетом требований времени. Поэтому для  достижения  поставленной  мной  цели  я  уделяла  огромное  внимание  повышению  уровня  профессиональной  компетентности.  Эта  деятельность  осуществлялась  мной  через  следующие  направления:

  1. Курсовую  переподготовку.

2012 год - краткосрочное обучение по образовательной программе «Содержание и технологии  реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Посещала  уроки  коллег  в  своей  школе.  Посещение  уроков  даёт  мне  богатую  почву  для  размышлений,  у  своих  коллег  я   учусь  разнообразным  методам  работы  с  учащимися (так  я  увидела  на  практике  организацию  исследовательского  подхода  в  обучении).

  • Помимо посещения уроков коллег, в межаттестационный  период  я  выступала  на  педагогических  чтениях  по  теме «Воспитание  и обучение: традиции, инновации, результативность» (март 2010 года)
  •   проводила уроки для коллег, для родителей и для воспитателей ДОУ "Жаворонок"
  • принимаю участие в заседаниях методического объединения учителей начальных классов, выступаю с сообщениями
  • также принимала участие в семинаре "Особенности организации школьной системы самоуправления. Эффективное решение конфликтных ситуаций"
  • ежегодно являюсь участником рабочей группы по составлению заданий к школьным олимпиадам.

Заключение.

Если ты не можешь быть широкой дорогой,

будь узенькой тропинкой.

Если ты не можешь быть солнцем,

будь звездой на небе.

Только найди свое дело и старайся стать

самым лучшим. 

Дуглас Мэллох

Результат  моей  работы  и  работы  моих  учеников  дают  стимул   для  дальнейшей  творческой  деятельности  меня  как  учителя.

 Надеюсь, что  и  дальнейшая моя работа  будет проходить  не  менее  успешно,  так  как  только  у  успешного  учителя  могут  быть  успешные  ученики.

Я помогаю детям расти здоровыми, так как здоровье – бесценное достояние не только одного человека, но и всего общества. Веселые и добрые мои выпускники – это награда за мой труд. Если бы снова мне пришлось стоять перед выбором жизненного пути, я обязательно выбрала бы профессию - учитель.

    Анализируя опыт и результаты педагогической деятельности за 9 лет,

невозможно и не нужно ставить  точку на достигнутом.  

Продолжу работу над формированием познавательной деятельности учащихся и общеучебных интеллектуальных  умений и навыков.

Дети продвигаются в своём развитии, изменяются сами. Эти умения необходимы ученику для успешного овладения школьной программы по любому предмету во всех классах, что позволит формировать активность и самостоятельность в учебном процессе научить детей учиться.

Для достижения этой цели я ставлю следующие задачи:

1.Создать условия для развития у детей познавательной активности через формирование высокой школьной мотивации.

2.Воспитание активной, творческой, гуманной личности - способной к самообразованию самосовершенствованию

3.Повышать уровень педагогической компетентности через посещение курсов и семинаров.

Список  использованных  источников  и  литературы.

Источники:

  1. Закон Российской  Федерации «Об образовании».
  2. Журналы «Начальная школа» 2007-2012 год.

Литература:

  1. Калинина Н.В.,   Методика  оценки  учебных  достижений  в  начальной  школе:  Практическое  пособие. – М.:АРКТИ, 2006г.
  2. Полякова А.В.  усвоение  знаний  и  развитие  младших  школьников,-М., Педогогика,2003г.
  3. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации, М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.- 320 с.
  4. Селевко Г.К. Педагогические  технологии  на  основе  активизации,  интенсификации   и  эффективного  управления УВП.-М.:НИИ  школьных  технологий, 2006 год
  5. Стратегия  модернизации  содержания  общего  образования:  Материалы  для  разработки  документов  по  обновлению  общего  образования-2001 год.
  6. Талызина Н.Ф. Формирование  познавательной  деятельности  младших  школьников.  Книга  для  учителя .-М., Просвещение, 2000 год.

Петрова Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт учителя начальных классов

«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Но...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ за межаттестационный период 2007-2012 Г.Г.

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.Г. ГегельСтремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более разв...

Аналитический отчёт учителя.

Мной представлен анализ работы за прошедший учебный год...

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт...

Аналитический отчёт "Развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников"

В аналитическом отчёте даны теоретические основания аналитической деятельности, описан  опыт работы по формированию интеллектуальных и творческих способностей,условия формирования интеллект...

Аналитический отчёт

В материале представлен аналитический отчёт учителя...

Аналитический отчёт учителя за период работы 2017 - 2020годы.

Описание проделанной работы учителем за период работы в МКОУ "ТООШ" с 2017 по 20202 годы....