Статья «Представление своего опыта» на конкурс «Учитель года»
статья (2 класс) на тему

Данный материал поможет молодому специалисту представить свой опыт на педсоветах, методических объединениях, на конкурсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_na_vystuplenie_5.docx26.9 КБ
Файл gruppovaya_rabota_plan_dlya_uchitelya.docx12.7 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Представление своего опыта» на конкурс «Учитель года»

Слайд1.

  1. Здравствуйте, уважаемая комиссия и коллеги.
  2. Позвольте представиться- Суворова Ольга Сергеевна.
  3.  Работаю  в начальной школе №662 –учителем начальных классов.
  4. Стаж работы 14 лет.

Слайд 2.

На сегодняшний день идеологической основой Федерального Государственного Образовательного Стандарта является

 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России.

Слайд 3

В концепции, отражающей социальный заказ современной школы,

 особое внимание уделено решению следующих задач:

      – социализации современного школьника

– создание условий для становления и развития «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,  гражданина России»

Учитывая особенность нашей школы, в этом учебном году мне выпала роль учителя – предметника в 3б классе.

Я веду уроки русского языка и литературного чтения.

Мне очень важно воспитать у ребят  потребность в книге, желание читать, развивать универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Слайд  4

И конечно же, такой школьный предмет как литературное чтение  особенно благоприятен для  развития УУД:

- даёт возможность быть человеку самим собой;

-  способствует формированию умений принимать самостоятельные решения в самых разных социальных и личностных ситуациях.

Слайд 5.

Такому предмету как «Литературное чтение» я уделяю много внимания:

    Курс «Литературное чтение» представлен: учебник в 2 частях с аудиодиском, рабочая тетрадь, , Контрольно –измерительные материалы, методические рекомендации

Слайд 6.

Изучение литературного чтения в образовательном учреждении  направлено на достижение след.целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением

- Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности

- развитие художественно –творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости.

- обогащение нравственного опыта мл.школьников, формирование представлений о добре и зле.

Слайд7

Приоритетной целью обучения литературного чтения в начальной школе является формирование читательской компетентности.

Это познание себя как грамотного читателя

Способность к использованию читательской деятельности как средство самообразование

Формирование духовной потребности в книге и чтении.

Для меня важно сформировать духовную потребность в книге и чтении.

Когда ребёнок будет нуждаться  в книге, только тогда мы увидим грамотного читателя.

Без души нет чтения.

Слайд 8

Известный режиссёр Станислав Говорухин высказал во такие мысли: « Поколение без души вырастет в России, если не будет читать».

И если мы сейчас не научим наших детей читать, не начнём снимать добрые фильмы для семейного просмотра, мы получим поколение, где , как в пословице – «Человек человеку будет не братом, а волком».

Слайд 9

Таким образом, у меня как у педагога возникает  вопрос:

 «Почему же сегодня наши дети не хотят читать, и уроки литературного чтения становятся для них скучными?»

Слайд 10

Как я думаю, существует  ряд  следующих  причин:

- недостаточно развито образное мышление.

Ведь для многих детей прочитанное остаётся набором событий, имён и названий.

Книги им представляются скучными, так как ребёнок  не способен увидеть характеры, которые стоят за описанием героев и событий.

То ли дело в мультфильмах или компьютерных играх: действие, динамика, острота ощущений.

И самое главное, -готовые, разработанные и нарисованные кем-то образы.

Современным детям не хватает воображения: и с рождения окружает много наглядных образов, поэтому у него нет необходимости представлять, додумывать.

- Телевидение, сотовые телефоны, Интернет , социальные сети              в основном не способствует приобщению подрастающего поколения к книжной культуре, хорошей литературе.

У детей формируется психологическая привязанность к этим средствам информации.

- Современные обучающие интерактивные программы с многочисленными схемами, таблицами , картинками с подписями, безусловно – весьма эффективны.

Они позволяют добиться быстрых результатов…но не приучают к самостоятельной вдумчивой работе с текстом.

Слайд11

Таким образом, найденные причины помогли осознать актуальность темы.

На мой взгляд, в  последнее время процесс чтения воспринимается как получение информации.

А именно книги дают пищу духовную, воспитывают чувства человека.

На сегодняшний день вопрос о том, чему и как учить ребёнка, совсем не новый. Но в наше время он звучит особенно остро.

 

     В наше время возбудить аппетит  ребёнка к получению знаний в школе значительно сложнее, чем это было раньше.

Совершенно очевидно, что современному учителю нужен широкий репертуар психолого-педагогических приёмов и методик обучения младших школьников, чтобы решать задачи, поставленные перед школой во ФГОС.

Слайд 12

В своей работе я использую личностно-ориентированные технологии.

Модель личностного образования реализует принцип гуманистичности и индивидуального подхода.

На сегодняшний день ученик активен, у него появляется интерес к деятельности.

Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

 В учебной деятельности используют методы исследовательского характера, проблемно-поискового форм обучения.

Применение проблемно – исследовательского метода позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя, познающего мир.

Важно и  то, что проблемно-поисковый метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой поиск неизвестного учащимися.

                 Возвращаясь  вопросу – почему уроки чтения становятся скучными для детей, мне бы хотелось рассказать поподробнее,

как я организую работу в группах  на уроках литературного чтения, что б детям некогда было скучать

  Занятие в такой форме  предполагает разнообразие видов деятельности для учащихся, эмоциональные разрядки на уроке( шутка, улыбка, юмористическая картинка), использование ИКТ (интерактивные викторины).

Всё это снимает вопрос о перегрузке и переутомлении, а урок отвечает требованиям здоровье сберегающих  технологий.

Слайд 13

При всей значимости групповой формы работы и всё возрастающей её популярности среди педагогов, в повседневной практике школьного обучения по –прежнему преобладают (и с огромным перевесом) фронтальные и индивидуальные формы работы с учащимися.

 Я думаю, недостаточное использование этого мощного ресурса в обучении детей обусловлено несколькими причинами:

-недооценка возможностей обучения детей в малых группах

-(Работают не все учащиеся) беспокойство о том, при такой организации на уроке работают не все учащиеся, а лишь некоторые, так как в группе легко спрятаться за чью-то спину

- к этому следует добавить и потерю «должной дисциплины» и шум, возникающий при совместной работе учащихся.

- при такой форме организации у  учителя возникает вопрос об оценивании результатов работы в группе каждого её участника, так как результатом совместной деятельности  является какой-то групповой продукт (доклад, схема, модель).

Оценить продукт не так сложно, однако оценить индивидуальную работу каждого участника группы весьма затруднительно.

Для того чтобы совместная работа в группе действительно состоялась и группа выполнила свою задачу, затем представила свою работу классу, учителю необходимо решить ряд важных вопросов.

Слайд 14

Хочу поделится опытом, как я готовлюсь к уроку, если планирую групповую работу..

1 этап:

  1. Определить количество групп и количество учеников в каждой группе.

Пожалуй, этот шаг самый простой. Но он и предполагает знание некоторых условий, которые необходимы для обеспечения эффективной работы в малых группах.

По моему опыту 4 -5 человек.

 - Я Учитываю особенности изучаемого материала ( предметное содержание, объём, сложность ,как можно представить работу),

- необходимость учесть реальные временные границы  урока и психологические возможности учащихся.

Сайд 14,15

2 этап . определить состав каждой группы.

  1. Я думаю, что состав группы не должен быть раз и навсегда заданным, даже если сформированная команда прекрасно работает.
  2. Я сама делю детей на группы, учитывая их индивидуально –психологические особенности учащихся, их межличностные отношения.

   Так же существует много способов деления на группы, которые учитель может подобрать,  учитывая тему урока.

Слайд 17

3 этап

  1. Спланировать организацию работы каждой группы.

Этот шаг, представляется самым трудным.

Моя задача я спланировать  включенность каждого ребёнка в работу группы.

На этапе ииследования в малых группах дети учатся пользоваться разнообразными источниками информации.

При работе с текстом на уроке лит.чтения они учатся выбирать необходимые факты, проводить сравнение, устанавливать последовательность, читать выразительно..

Я использую  спец.рабочие листы, которые составляю к уроку.

Они  помогают детям собирать необходимую информацию и структурировать её в соответствии с той задачей, которую решает группа.

Привести пример?

Работа в группах у меня в кассе проходит в системе, и

на первых этапах обучения, когда только дети осваивали  новую форму работы, мне необходимо было обеспечить включение каждого ребёнка в процесс групповой работы.

Для этого мы обсуждали план работы .

Я думаю по мере взросления ребят, необходимо давать им  возможность самостоятельно распределять работу между участниками группы.

Слайд 18

4 этап.

  1. Спланировать представление результатов каждой группы.

Дети представляют свою работу в разнообразной форме:

 устного отчёта, рисунка, схемы, инсценировки, выразительного чтения по ролям, пересказа по плану.

Моя задача  помочь  детям выстроить последовательность представления отчёта группы и подготовится к нему так, чтобы каждый член команды принял участи в презентации.

Хорошим средством для этого является «Помощник представления» -конверт, в котором находятся несколько пронумерованных полосок бумаги (равных количеству учеников в команде), содержащих незавершённые предложения.

  1. Мы прочитали…
  2. Мы выяснили, что действующие лица в этом отрывке…
  3. На схеме мы представили…
  4. Мы решили, что эту часть текста можно озаглавить ….потому  что….

Дети распределяют между собой полоски, рассказывают друг другу, выходят к доске, выстраиваясь в определённом порядке.

Слайд 19,20

Необходимость в привлечении такого помощника отпадает по мере формирования у детей универсальных учебных действий

Слайд 21

5 этап.

  1. Оценивание.

Оценка, способствующая обучению, направлена на перспективу.

Я строю её на эмоциональных комментариях, так как отметки у многих учеников способны снизить мотивацию.

Так же стараюсь вводить систему оценивания так, чтоб ученик приобретал навык и привычку к самооценке.

Если же мне нужны отметки за урок, то продумываю индивидуальные работы в зависимости от темы урока.

Если это урок обобщения – то можно использовать тесты КИМ.

Слайд 22

  1. Этап.
  2. Спланировать домашнее задание

Учитывая тему урока я могу  предложить задания по выбору учащихся. Но так как чаще всего уроки у гас проходят в групповой форме, то мои

ученики придумывают задания себе самостоятельно

слайд 23,24

 написать письмо герою произведения,

 написать мин-сочинение о своих друзьях

слайд25

В заключении отмечу важную роль , которую выполняет учитель.

Ведь он в данном случае выполняет функции, не свойственные ему при традиционном построении урока.

Пока идёт работа в группах, я должна  подойти к каждой группе.

Какие же функции выполняет учитель?

- прежде всего надо убедится, что команды распределили роли, поняли содержание рабочего листа.

Таким образом ,у учителя остаются функции контроля, управления и передачи знаний.

Другое дело, что я выполняю эти функции в соответствии с запросами конкретной команды, это обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию обучения.

 Оказываю  эмоциональную поддержку команд: одобрить работу учащихся, другим задать проблемный вопрос, у других поддержать уверенность в своих силах.

В любом случае от учителя потребуется высокая трудоспособность и гибкость в работе с учениками.

Слайд 26

Результативность   такой работы – развитие  учебной  мотивации, универсальных учебных действий: коммуникативных, интеллектуальных, регулятивных, познавательных.

Всё это обеспечивает учителю поддержку его творческих усилий и подлинное удовлетворение от педагогич.деятельности.

Слайд 27

Мною разработана карта «Последовательные шаги подготовки к проведению на уроке этапа исследования в группах»

Вижу каждый этап работы,

знаю, что важно и планирую урок по определённой теме по литературному чтению (чаще всего).

Удобно планировать работу и по другим предметам (таким как ом, русский язык)

Конечно, карта в процессе работы меняется.

Но возвращаясь к проблемному вопросу  - думаю, что я ответила на 1 часть –как сделать уроки литературного чтения не скучными.

А как же решить проблему- не желания читать книги.

Как же я привлекаю детей к желанию читать книги

Сайд 28

  1. Личная позиция учителя

Нет наслаждения книгой – нет чтение, нет читателя.

       Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге- это не чтение.

Этому я учу детей, что важно наслаждаться чтением

Слайд 29

Изучая тему по лит.чтению – мы обязательно создаём с ребятами выставку книг –раньше это делала я, теперь это делают дети. Изучая новую тему, они дома или в библиотеке подбирают книгу..и приносят на школьную выставку..даже тематику выставок придумывают уже самостоятельно

На перемене берут книги, рассматривают, читают, могут взять домой.

Слайд30

На сегодн.день у день недостаточно развито воображение – много наглядных образов окружает детей.

Поэтому я учу детей вживаться в книгу, используя след.советы:

Слайд 31

Развиваю образное мышление

Разыгрываем  сценки из прочитанного

Рисуем  иллюстраций к худож.текстам

Ищем  в жизни аналогичные сюжеты из прочитанных книг

Сравниваем  произведения по снятым по ним мультфильмам.

Родитель и учитель в идеале должны быть единомышленниками и доверять друг другу.

Развивающий совет оставляет родителям место для самостоятельной творческой деятельности.

Убеждаю родителей и словом и делом: «Я хочу, что б Вашему ребёнку было хорошо, интересно учится!» А родители должны в это просто поверить. Это и называется Гармония общения.

Слайд 32

Я создала   информационный буклет для родителей «Чтение с увлечением», благодаря рекомендациям родители знают, как помочь своему ребёнку полюбить чтение, нуждаться в нём.

Сайд 33

Работая в такой Гармонии Общения - самым ценным для нас  было желания детей   -Это подарок от Деда Мороза –книгу!

Ради этого стоит учить.

Сайд 34

Спасибо за внимание

Задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за

 возрождение культуры и интеллектуальной мощи России

помочь ребёнку осознать необходимость чтения,

пробудить интерес к чтению лучших книг

и талантливо прочесть с наслаждением .



Предварительный просмотр:

Шаги

Что нужно учесть учителю

Важно

Виды заданий

1.

Определить количество групп и количество учеников в группе

4-5 человек;

Временные границы урока;

Возрастные психологические особенности возможностей учащихся

2.

Определить состав каждой группы

Заранее продумывает состав, зная своих учеников;

Использует различные задания по теме урока

Состав групп должен меняться

- собери пословицу;

- найди автора строчек;

3.

Спланировать организацию работы каждой группы

Включение каждого ребёнка в работу группы

Составление плана работы для учащихся

Приготовить инструкционную карту

(по   мере необходимости)

4.

Спланировать представление результатов каждой группы

Использовать разные формы представления результатов работы.

Включенность каждого ребёнка в представление.

Приготовить «Помощник представления»

-инсценировка

- рисунок, коллаж;

- письмо герою

- рассказ о писателе по плану

- анализ произведений

5.

Оценивание/

Самооценивание

Индивидуальную работу

Продумать критерии самооценивания

 КИМ

Последовательные шаги подготовки к проведению на уроке этапа исследования в группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья к сборнику материалов победителей конкурса "Учитель Года Москвы" за все

В 2010 году вышел сборник с материалами победителей конкурса "Учитель года Москвы" за все время проведения, начиная с 1991 года. Это не мемуары, это заметка для тех, кто еще только планирует при...

Представление на участие в краевом конкурсе "Учитель года Кубани".

Представление на участие в краевом конкурсе "Учитель года Кубани"....

Проект проведения Недели кубановедения , представленный на муниципальном этапе конкурса Учитель года Кубани в Крымске в 2012 году

Проект содержит описание каждого дня по определённой теме, с подобранными иллюстрирующими материалами,итогами проведения - из собственного опыта реализации в МБОУ СОШ № 56 ст. Варениковской...

Представление педагогического опыта на конкурсе "Учитель года 2011"

Ключевые позиции на которые я опираюсь в своей работе....

Представление педагогического опыта в рамках конкурса "Учитель года 2018"

Представление педагогического опыта в рамках конкурса "Учитель года 2018"...