Диагностика УУД младшего школьника.
материал (2 класс) на тему

Петренко Галина Александровна

В данной статье помещена справка о диагностике универсальных учебных действий учеников 2 класса с предложенными методиками обследования по каждой группе УУД. Затем дан сравнительный анализ с результатами прошлого учебного года. Даны рекомендации по повышению уровня УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика сформированности у обучающихся 2б класса универсальных учебных действий 2015-2016 учебный год. Классный руководитель – ПетренкоГ.А.

По плану социально-психолого-педагогической службы школы с обучающимися 2б класса были проведены методики на определение уровня сформированности УУД.

Цель: определение уровня сформированности:

  1. Личностных результатов.
  2. Метапредметных результатов:
  3. Регулятивных;
  4.   Познавательных;
  5. Коммуникативных учебных действий.

Инструментарий: Анкета «Учебная мотивация» Н.Г.Лусканова. Методика выявления характера атрибуции успеха\неуспеха. Корректурная проба (тест Тулуз-Пьерона). «Кодирование» (11-й субтест Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка). Методика  «Кто прав?»  (Г.А. Цукерман).  

Сроки  проведения: декабрь  2015 год.

Процедура проведения: групповая и индивидуальная диагностика.

Всего было обследовано 30  человек.

  1. Определение уровня сформированности личностных результатов

Методики «Учебная мотивация» и характер атрибуции успеха\неуспеха.

  1. Методики «Учебная мотивация» - выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Результаты представлены в таблице:

Как видно из таблицы,  мотивация у обучающихся следующая:

Уровни мотивации

1класс

2класс

Динамика

Высокий

 7  чел. –24%

9 чел. –30%

6%

Средний

21 чел. –73%

  9 чел. –30%

43%

Игровая мотивация

0 чел. –0%

9 чел. –30%

30%

Низкий

1 чел. –3%

  2 чел. –7%

4%

Негативное отношение к школе

0 чел. –0%

1 чел. –3%

3%

Как видно из выше изложенных результатов, высокий уровень мотивации  повысился на 30% , средний уровень снизился на 43%  , игровая мотивация повысилась на 30%, низкий уровень повысился на 4%, негативное отношение к школе повысилось на 3%.

  1. Характер атрибуции успеха\неуспеха. Цель:  выявление адекватности понимания обучающимися причин успеха/неуспеха в деятельности, выбор сложности задания.

Результаты представлены в таблице:

Как видно из таблицы, адекватность понимания обучающимися причин успеха/неуспеха в деятельности следующая:

Понимания обучающимися причин успеха/неуспеха в деятельности

1  класс

2  класс

Динамика

Адекватность понимания неуспеха  

21 чел. –  73%

23 чел. –  77%

4%

Неадекватность понимания неуспеха  

1 чел. –3%

  3 чел. –  10%

7%

Некритичная самооценка

 7  чел. - 24%

 4 чел. –  13%

11%

Как видно из выше изложенных результатов, адекватность понимания неуспеха  повысилась на 4% , неадекватность понимания неуспеха  повысилась на 7%,  некритичная самооценка снизилась  на 11%.

Выбор сложности задания у обучающихся следующий:

Как видно из таблицы выбор сложности задания следующая:

Выбор сложности задания

1  класс

2  класс

Динамика

Трудные задания  

20 чел. –  69%

22 чел. –  73%

4%

Лёгкие задания

    9 чел. –  31%

 8 чел. –  27%

4%

Как видно из выше изложенных результатов, выбор в пользу трудных заданий   повысился  на  4% , выбор лёгких заданий понизился  на 4%.  

Определение уровня сформированности метапредметных результатов.

  1. Определение уровня сформированности регулятивных учебных действий.

Корректурная проба (тест Тулуз-Пьерона)

Цель:  выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Результаты представлены в таблице:

Как видно из таблицы,  уровень сформированности внимания следующий:

Уровни

1 класс

2 класс

Динамика

Высокий

18 чел. -  62%

25 чел. -  83%

21%

Средний

6 чел. -  21%

  5 чел. -  17%

4%

Низкий

5 чел. -  17%

0 чел. -  0%

17%

Также видно из таблицы,  уровень скорости  переработки информации следующий:

Уровни

1  класс

2  класс

Динамика

Высокий

4 чел. -  14%

17 чел. -  57%

43%

Средний

16 чел. -  55%

8 чел. -  27%

28%

Низкий

9  чел. -  31%

5 чел. -  16%

15%

Как видно из выше изложенных результатов высокий уровень внимания   повысился  на 21% , средний уровень  снизился на 4%, низкий уровень снизился на 17%. Также повысился высокий уровень  скорости  переработки информации на 43%, средний уровень снизился на 28%, низкий уровень снизился на 15%.

  1. Определение уровня сформированности познавательных учебных действий.

Методика: «Кодирование» (11-й субтест Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка).

Цель: выявление умения осуществлять кодирование с помощью символов.

Результаты представлены в таблице:

Как видно из таблицы, уровни умения осуществлять кодирование с помощью символов следующие:

Уровни

1  класс

2  класс

Динамика

Высокий

17  чел. -  59%

14 чел. -  47%

12%

Средний

 12 чел. -  41%

13 чел. -  43%

2%

Низкий

   0  чел. -  0%

3 чел. - 10%

10%

Как видно из выше изложенных результатов, высокий уровень умения осуществлять кодирование с помощью символов   понизился  на 12% , средний уровень  повысился на 2%, низкий уровень повысился  на 10%.

  1. Определение уровня сформированности коммуникативных учебных действий.

Методика: «Кто прав?»  (Г.А. Цукерман).  

Цель: выявления уровня сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника (партнёра).

Результаты представлены в таблице:

Как видно из таблицы, у большинства обучающихся удовлетворительный уровень сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника – 28 человек – 93%.

Из выше изложенных результатов можно сделать вывод, что:

- сформированность личностных учебных действий заключается в том, что у большинства учащихся   оптимальная школьная мотивация (высокий и средний уровень) – 18 человек – 60%.  Большинство детей в классе при неуспехе в деятельности ссылаются на объективную трудность (адекватные причину) – 23 человека – 77%. Большинству обучающихся нравится выбирать трудные задания – 22 человек – 73%,  что свидетельствует о высокой самооценке и (или) высоком уровне притязаний. Также отслеживалась динамика развития личностных учебных действий: высокий уровень мотивации повысился на 6%, адекватность понимания причин повысился на 4%, выбор трудных заданий повысился  на 4%.

- сформированность регулятивных учебные действия заключается в том, что у всех учащихся сформировано  внимание на оптимальном уровне  (высокий и средний уровень) – 30 человек – 100%. У большинства детей в классе уровень переработки информации оптимальный (высокий и средний уровень) – 25 человек – 83%. Также отслеживалась динамика развития регулятивных учебных  действий: оптимальный уровень внимания повысился на 21%, низкий уровень скорости переработки информации снизился на  15%.

- сформированность познавательных учебных действий заключается в том, что почти у всех учащихся – 27 человек – 90%  развиты умения кодировать с помощью символов. Также отслеживалась динамика развития познавательных учебных действий: низкий уровень умения осуществлять кодирование с помощью символов  повысился на 10%.

         - сформированность коммуникативных учебных действий заключается в том, что у большинства                обучающихся – 28 человека – 93% удовлетворительный уровень сформированности действий,     направленных на учёт позиции собеседника.

Рекомендации:

- Развивать школьную мотивацию.

- Учить понимать истинные причины неуспеха в какой-либо деятельности.

- Поощрять обучающихся в выборе трудных заданий.

- Формировать адекватную позитивную осознанную самооценку и самопринятие детей.

- Продолжать развивать внимание и скорость переработки информации.

- Продолжать развивать познавательные учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Диагностика УУД младших школьников

Подборка различным  методик  по  диагностике   УУД   младших  школьников. ...

Методики диагностики одаренности младших школьников

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей...

Тест по диагностике одаренности младших школьников

В методическом пособии раскрыта практическая диагностика одаренности детей. Указан  метод измерения интеллекта для выявления одаренных детей.Материал будет ценным для учителей и психологов общеоб...

«Материал для логопедической диагностики у младших школьников»

Данный материал служит для логопедической диагности младших школьников. На основе уже имеющихся материалов созданы таблицы, которые облегчают отчет логопеда в конце года.С помощью  данных таблиц ...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Формирование познавательной деятельности – не самоцель. Цель учителя – воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.    Провести диагност...

Диагностика одаренности младших школьников для родителей

Диагностика одаренности младших школьников - актуальная и сложная проблема для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие...