исследовательская деятельность школьника
статья на тему

Сидорова Ольга Михайловна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.vstuplenie.doc25 КБ
Microsoft Office document icon 2.etapy_.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon 3.zaklyuchenie.doc22.5 КБ
Microsoft Office document icon 4prilozheniya.doc40 КБ
Microsoft Office document icon predlagayu_zadaniya_i_uprazhneniya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и самообразования личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность. Значит задача школы, учителя организовать такую деятельность, которая поможет вооружить ученика методами познания, сформирует у него познавательную самостоятельность, умения реализовывать свои способности и личностные качества. Важное место в реализации этих задач занимает исследовательская деятельность школьников.

Именно исследовательская деятельность способствует раннему выявлению и развитию профессиональных склонностей школьников, формированию лидерских качеств, умений работать в команде, умению самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, аргументировано доказывать свою точку зрения, приобщению к научному труду.

В своей работе классного руководителя я вижу возможность  осуществления взаимосвязи между учебным и воспитательным процессом, посредствам организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Так как классно-урочная система в значительной степени ограничивает возможность индивидуальной и групповой исследовательской работы учащихся, ее организация возможна в рамках внеклассной деятельности. 



Предварительный просмотр:

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

  • поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  • развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

  • на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  • на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  • на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников .

Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение

исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление

представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах,

осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По

сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности

заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в

переориентации процесса образования на постановку и решение самими

школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и

осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей

данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности

школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное

выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование,

эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается

обогащение исследовательского опыта школьников на основе

индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской

деятельности необходимо активно использовать и возможности

внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные

внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования

школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они

выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы

результаты работы детей были обязательно представлены и

прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При

этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как

проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к

выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым

обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности

ребенка



Предварительный просмотр:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизненный успех  в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Задачи по формированию этих качеств возлагаются и на образование. На мой взгляд, именно исследовательская деятельность школьников помогает закладывать основы развития мыслящей, самостоятельной и  креативной личности.



Предварительный просмотр:

Приложение1

Задания и упражнения на формирование исследовательских умений

Умение видеть проблему

Умение видеть гипотезу

«Посмотри на мир чужими глазами»

«Продолжи неоконченный рассказ»

«Составь рассказ от имени другого персонажа»

«Составь рассказ, используя данную концовку»

Методика шести думательных шляп (Эд. Де Боно)

«Сколько значений у предмета»

«Тема одна – сюжетов много» (В.Н. Волков, В.С. Кузин)

«Увидеть в другом свете»

«Давайте вместе подумаем»

«Найди возможную причину события»

«Что произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле» (Дж. Фримен)

«Логично- нелогично»

Задания: обсуждение наиболее известных гипотез, ответы на проблемные вопросы и другие

Умение задавать вопросы

Развитие умений давать определения понятиям

«Узнай новое о предмете на столе»

«Вопрос – ответ»

«Найди загаданное слово»

«Угадай о чем спросили»

«Определи причину с помощью вопросов»

«Задай как можно больше вопросов филину (ворбью, зайцу и т.д.)

«Вопросы машине времени»

«Вопросы незнакомца»

«Просвети инопланетянина»

«Сравни описания»

«Дай характеристику герою мультфильма»

«Операция – обобщение»

«Загадки – описания»

«Кроссворды наоборот»

Игра «Трудные слова»

«Выявление причин и следствий»

Развитие умений классифицировать

Развитие умения наблюдать

«Подбери противоположное понятие»

«Продолжи ряд»

«Объединение»

«Найди ошибки»

«Четвертый лишний»

«Золотая середина»

«Парные картинки»

«Посмотри – воспроизведи»

«Найди ошибки художника»

«Что на что похоже»

«Учимся наблюдать»

«Рабочие руки»

«Посмотри и назови»

Развитие умений делать умозаключения

Развитие умений оценивать идеи

«Проверь правильность утверждений»

«Пять карточек»

«Назови больше предметов по критериям»

«Мозговой штурм»

Работа с матрицей для оценки идей

Приложение 2

Уровни сформированности исследовательских умений младших школьников

Таблица №1

          Критерии

Уровни

Практическая готовность в реализации учебного исследования

Мотивированность исследовательской деятельности

Проявление креативности в исследовательской деятельности

Самостоятельность в осуществлении исследовательской работы

Исходный уровень

Нет знаний и конкретных умений исследовательской деятельности

Низкая мотивация

Действия по аналогии

Только под руководством учителя

Начальный

уровень

Первоначальные знания и элементарные умения осуществления коллективного учебного исследования

Преобладают внешние мотивы

Коллективное творчество: новые идеи генерируются в коллективном поиске

Коллективный поиск по аналогии может осуществятся без непосредственного участия педагога, затруднения в индивидуальной самостоятельной работе

Продуктивный

уровень

Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного исследования.

Внешние и внутренние мотивы к исследованию

Способность выбрать оригинальную тему, интересно представить результат работы

Некоторые

этапы исследования может осуществлять самостоятельно другие- с помощью родителей и педагога

Креативный уровень

Умения самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач

Устойчивые внутренние мотивы к исследованию

умение оригинально представить результат деятельности

высокая  степень самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования



Предварительный просмотр:

Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяли на практике. Задание «Посмотрите на мир чужими глазами». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняли следующие упражнения:

  • продолжи неоконченный рассказ;
  • составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге;
  • опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
  • определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
  • назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т.е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.

"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:

  • давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;

Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?

Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»).

Мы готовим детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.

Также необходимо научить давать определения понятиям. Для того чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение.

Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания видового понятия его видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему.

Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.

Также с детьми мы учимся классифицировать.

Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления.

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятел...

Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС

lt;«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в ...

Учебно – исследовательская деятельность школьников в сфере здоровья и экологии

Данный материал содержит рекомендации по организации учебно - исследовательской работы с детьми в сфере здоровья и экологии, размещена одна из работ по экологии, проведенная с учащимися....

Организация проектно-исследовательской деятельности школьников

В эпоху, когда развитие личности стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, ч...

" Организация проектно-исследовательской деятельности школьников."

" Организация проектно-исследовательской деятельности школьников."...

Работа над проектно-исследовательской деятельностью школьников, как одно из направлений поддержки и развития одарённости детей младшего школьного возраста

Проектная деятельность в начальной школе Подготовила: Голяева Людмила Николаевна, учитель начальных классов 1.Актуальность проектаОдной из приоритетных задач современной школы является...

Исследовательская деятельность школьников в международном образовательном проекте «Глобальная школьная лаборатория»

Международный образовательный проект «Глобальная школьная лаборатория» позволяет организовать и поддержать проектно-исследовательскую деятельность школьников, в т.ч. и младших,  путем активного п...