Доклад "Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках в начальной школе"
учебно-методический материал на тему

Лагутина Юлия Сергеевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему ”Использование ИКТ на уроках в начальной школе”

 «Научиться играть на флейте, можно только играя самому»

Сократ

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в  быстро меняющемся информационном обществе. В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.  Наша задача - создать такие условия обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Следовательно, меняется и роль учителя. Он должен стать координатором информационного потока. А для этого учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю, побуждая осваивать новые  неизведанные ранее просторы.

Одной из компетенций, которыми обязан владеть учитель  - «Компетентность  в области обеспечения информационной основы деятельности»       

Компетентность в методах преподавания:

  • обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии.

             Компетентность в предмете преподавания:

  • при подготовке к урокам использует дополнительный материал по предмету (медиапособия, современные цифровые образовательные ресурсы)

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя. 

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

       Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

  • Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
  • Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
  • Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
  • Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
  • Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса.

Процесс обучения НОО уже два года ведется в соответствии с ФГОС нового поколения. Для достижения метапредметных результатов освоения  ООП НОО в числе требований прописано:

- активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

- умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;  соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
           Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную.  Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими,  позволяет сделать этот процесс более плавным;

  • высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
  • в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью.
  • у младших школьников наиболее развито наглядно-образное и наглядно- действенное мышление. Поэтому наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. прежде всего, влияют на начальный этап процесса усвоения знаний – этап ощущения и восприятия.

В этой связи К.Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету». Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

Например, использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Или ЦОРы, в содержание которых входят демонстрационные материалы (плакаты, интерактивные схемы, рисунки, таблицы, презентации, видеоролики), учебные модули, материалы для практических занятий (интерактивные модели, вопросы, задания,) и материалы для контроля и аттестации.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

  1. Во время актуализации знаний:  демонстрация правильного решения заданий на слайде, тестовый опрос, словарная работа на уроках русского языка.
  2. На этапе постановки учебной задачи, создавая проблемную ситуацию. Мотивирующие вопросы и задания на компьютере, подводящие к осознанию необходимости изучения темы; интерактивная схема или  слайды с анимацией
  3. На этапе освоения новых знаний, как сопровождение объяснения учителя: презентации, иллюстрации, фотографии, ведь часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, народные костюмы, шедевры русского искусства, портреты великих людей на уроках литературного чтения и ИЗО (готовые презентации «Как рисовать деревья» и т.п.), видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии на уроках окружающего мира, готовые видеоуроки (выйти в интернет видеоурок http://interneturok.ru/ru), формулы, интерактивные таблицы и схемы, виртуальные экскурсии на уроках ИЗО, воспроизведение эталонной  художественной речи на уроках литературного чтения (фонохрестоматия http://www.staroeradio.ru) Фотогалерея (ландшафты), видеогалерея (голоса живой природы (соловей), аудиокниги http://gallery.new-ecopsychology.org/ru/gallery.htm)
  4. При закреплении материала: интерактивный тест , интерактивный плакат  на уроках математики, тесты, тренажеры
  5. Для контроля учащихся (задания-конструкторы, тренажеры, тесты, контрольные работы)

Электронные адреса и названия, полезных для учителей сайтов в

Если нет доступа в интернет, можно использовать скаченные файлы из интернета и различные обучающие программы на дисках.

Но при всем при этом обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. Учителю необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»).

Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

Комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

 Вариант 1.

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.
  4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

    Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет - 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ - не более 3-4 уроков в неделю.

Заключение

      Мы с вами каждый день убеждаемся, что без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу, современный  урок. Да, ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным,  способствуют творческому развитию учащихся. Но информационная компетентность будет сформирована у педагогов тогда, когда они будут иметь возможности систематически использовать компьютер, т.е. проектор, компьютер и другое мультимедийное оборудование будет в каждом классе. И также мы прекрасно понимаем, что  простое использование компьютерной техники на уроках не влечет за собой автоматически повышение  уровня профессионального мастерства учителя и рост качества образования. Определяющую роль играет, прежде всего, личность педагога и его мотивация. Поэтому в школах необходимо создать такие условия работы, при которых учитель хотел бы постоянно применять имеющиеся у него знания в области использования ИКТ, пополнять их и осознанно заниматься самообразованием в этой области.  И тогда, хочется верить, большинство наших учителей будут чувствовать себя с компьютером так же уверенно, как с классной доской и мелом.