Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Мастерская слова»
рабочая программа (3 класс) на тему

Хлебникова Оксана Александровна

Программа курса внеурочной деятельности " Мастерская слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_masterskaya_slova.docx92.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов

 

Рабочая программа по дополнительному курсу

«Мастерская слова"

для обучающихся 2 класса        

     

Учитель: Хлебникова

Оксана Александровна

                                   

2015 год

Пояснительная записка

     Рабочая программа «Мастерская слова» по курсу  русскому языку составлена для учащихся 2-4 классов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», Уставом МАОУ Домодедовской СОШ № 4 с УИОП на основе  программы по  «Русскому языку» (1-4классы) автор: М.С. Соловейчик.

       Данный разработанный курс предоставляет обширный дополнительный материал для глубокого изучения предмета, через материал учебника «К тайнам нашего языка». Этот материал и лёг в основу разработки программы расширенного изучения русского языка «Мастерская слова».

       Рамки уроков русского языка и насыщенность школьной программы по данному предмету не всегда позволяют достаточно широко ответить на некоторые вопросы, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны».

      В настоящее время – в период модернизации учебного процесса, в период перехода школ на новые программы, предусматривающие всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальности, - особенно важно и нужно расширять рамки знаний учащимися не только программного материала. Включение элементов занимательности, учебного исследования  является обязательным для занятий с младшими школьниками. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, что имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики учащиеся могут увидеть «волшебство» знакомых слов; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу «Мастерская слова» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь устную и письменную. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Содержание, формы  и методы обучения «Мастерская слова» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. 

Учитель должен знакомить учеников со всеми сторонами русского языка:

  • Фонетической
  • Лексической
  • Грамматической

На помощь приходят дополнительные образовательные услуги по предметам.

Цель  курса «Мастерская слова»:  

  • познакомить учащихся с историей некоторых исконно русских слов;
  •  пробудить у них интерес к этимологии слова;
  • развивать образную речь;
  • сделать родной язык интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка, используя игровые занятия, т.к. игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Она активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату.

Задачи :

  •  Расширение знаний и умений  учащихся по основным темам, выходящим за рамки  Программы;
  • Формирование первоначальных представлений о понятиях, не включенных в Программу;
  • Формирование интереса к русскому языку, как науке;
  • Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности;
  • Развитие мотивации и  познавательного интереса к русскому языку;
  • Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской  работе.

                       

                Общая характеристика курса «Мастерская слова. Русский язык»

 Основными целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

В процессе изучения курса «Мастерская слова»  углубляются и систематизируются общеучебные умения детей: навыки чтения и письма, задачи развития речи, воспитание речевой культуры, способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях. Важнейшей линией курса является развитие оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.

Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний):   фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

           Дополнительный материал, изучаемый за рамками учебника, предусмотрен авторами Федеральной программы по русскому языку  Соловейчик М.С и помещен в разделах «Для любознательных», которые рассчитаны на наиболее подготовленных учащихся, т.е. являются факультативными (см. Программу по русскому языку).

          Также в каждом параграфе учебника «Русский язык» (Соловейчик М.С.) есть дополнительные задания, «которые носят необязательный, факультативный характер. Учитель  использует эти упражнения на дополнительных курсах «Мастерская слова» (см. «Методический комментарий к учебникам «Русский язык» 1-4 класс (Соловейчик М.С)           Кроме упражнений, предусмотренных для факультативных занятий авторами программы в данный курс введены темы из раздела «Лексика» : «Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Работа с толковым словарем», т.к. «задача формирования понятия родственных слов связана с необходимостью их отличия от слов-синонимов и слов-омонимов. Содержательная работа со словами-синонимами, словами-омонимами и многозначными словами также опирается на Учебный словарь (см.Программу по русскому языку с.36); «Использование в речи фразеологических оборотов. Толкование значений фразеологизмов»; «Полногласные и неполногласные сочетания»; «Занимательные упражнения по русскому языку»;

« Олимпиада по русскому языку».

Данная программа курса на 75% соответствует Федеральной образовательной программе Соловейчик М.С и др..

25% занятий,  введенных в курс соответствуют концепции начального образования и уровню требований к занятиям, предъявляемым в гимназии.  

                                Основные принципы учебной деятельности:

  • Принцип поиска: знания не даются в готовом виде
  • Принцип постановки учебной задачи: необходимость поиска способа решения новой задачи не диктуется учителем или учебником; она мотивирована для детей логикой содержания обучения
  • Принцип содержательного обобщения: учитель направляет поисковые действия детей не на внешне и непосредственно наблюдаемые свойства вещей, а на общий принцип их строения
  • Принцип моделирования: в учебной модели фиксируется всеобщее отношение; с моделью можно экспериментировать с целью открытия отдельных свойств этого отношения
  • Принцип движения от общего к частному: выведение на основе учебной задачи системы частных задач для конкретизации общего способа и общего понятия
  •  для «открытия» детьми нового способа действия необходимы особые формы организации совместной учебной деятельности класса и учителя

Место курса «Мастерская слова» в учебном плане

Курс изучается на дополнительных занятиях в течении  6 месяцев учебного года.

Количество недель – 24

Количество часов в неделю – 1 ч.

Общее количество часов – 24 ч.

Ценностные ориентиры содержания курса

«Мастерская слова»

           Неотъемлемой задачей начального обучения родному языку является формирование у детей навыков чтения и письма, составляющих необходимую предпосылку успешности всего последующего обучения.

           Также очень важно создать такие условия, которые будут способствовать развитию речи учащихся, воспитанию их речевой культуры. Ведь именно курс изучения русского языка среди других учебных предметов несет определяющий вклад в решение этой проблемы.

           Кроме того данный курс расширяет и определенные образовательные задачи, заключающиеся в ознакомлении детей с особенностями языка как знаковой системы и важнейшего средства общения.

           Не менее существенны и воспитательные задачи т.к. успешное овладение курсом русского языка готовит учащихся к изучению иностранных языков, прививает желание познавать новое, читать литературу и т.д.

            Дополнительная отработка важнейших элементов учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на занятиях поддерживает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей.

          Поэтому дополнительные занятия «Мастерская слова» выстраиваются педагогами в увлекательной форме на интересном дополнительном материале с элементами игры, конкурса, исследовательской работы.

Содержание курса «Мастерская слова»

класс

п/п

Тема

Кол.

часов

Содержание

В программе

    2 класс

                              I. От звука к слову. Орфограммы сильных позиций.

1

Звуки как материал для построения и изменения слов в речи.

1ч.

Чтение звука. Запись слов слева направо и справа налево. Аббревиатура

По Программе изучается, но мало развивающих творческих заданий, которые необходимы для глубокого понимания темы.

2

Систематизация знаний об изученных орфограммах

1ч.

Выбор: запись буквы для обозначения звука или ставить знак вопроса.

Классификация орфограмм на группы: знаю и умею. Не знаю и не умею не составляется.

3

Мягкий знак в середине и в конце слова. «Чужая мягкость»

1ч.

Тренинг по определению «ошибкоопасных» мест в слове.

«Чужая мягкость» не рассматривается глубоко  по Программе.

4

Правописание слов с мягким знаком после шипящих на конце слов.

1ч.

Тренинг по запоминанию данной орфограмму и подмечать ее знаком вопроса.

Мягкий знак после шипящих на конце слов по Программе не изучается , только поверхностно упоминается.

  1. Позиционное чередование звуков. Моделирование и создание инструкции по выделению сильных и слабых  позиций  у  гласных и согласных звуков.

5

Кто командует гласными?

Позиционное чередование гласных звуков.

1ч.

Тренинг по учёту при записи особенности чередования /э/, /о/.

По Программе причины чередования /о/ // /а/, /о ///  /и/, /э/ // /ы/ не изучаются.

6-7

Позиционное чередование согласных звуков.

Моделирование позиций звуков.

Непозиционное чередование согласных звуков.

2ч.

Упражнения на различие между  позиционным и непозиционным чередованием звуков.

Зависимость значения слова от позиционного и непозиционного чередования звуков по Программе не рассматривается.

  1. Словарные слова.

8

Еще один секрет словаря.

(орфоэпический словарь)

1ч.

Упражнения в отработке умения пользоваться орфоэпическим словарем.

Орфоэпия, как наука о языке, не изучается.

9-10

Упрямые иностранцы.

Происхождение слова.

Этимологический словарь.

Откуда пришли слова?

2ч.

Упражнения в отработке умения  пользоваться словарями, использовать в речи слова иностранного происхождения

Вопрос о «поведении» иностранных слов в русской речи не изучается по Программе.

Этимология, как наука, не рассматривается.

  1. Лексическое значение слова.

11

Что умеет делать слово?

1ч.

Уметь использовать в речи слова с несколькими значениями.

По программе, данную тему, предлагается рассмотреть  факультативно. На курсах осуществляется более глубокая работа с толковым словарем, а также способы нахождения лексического значения слов по толковому словарю.

12

 Слова- синонимы.

1ч.

Применять синонимы в речи.

«Тавтология» как стилистический прием по Программе не рассматривается.

13

 Слова – антонимы.

1ч.

Применять антонимы в речи.

По Программе не изучается по программе

14-15

 Крылатые выражения.

2ч.

Применять в речи.

Фразеологизмы, архаизмы, историзмы как закономерность изменения языка выносятся на факультатив.

16

Заимствованные слова.

1ч.

Применять в речи.

Выяснить причины заимствований. НЕ изучается по Программе.

17

Слова- омонимы. Слова- паронимы.

1ч.

Применять паронимы и омонимы в речи.

Не изучается по Программе.

  1. Образование слов.

18-20

Части слова. Корень и окончание.

3

Упражнения по выделению изменяемой части слова.

Слово как пирамидка. Где спрятано лексическое значение? Не изучается по Программе.

21-22

Окончание внутри основы.

2

Упражнения по выделению окончание в слове.

Может ли быть окончание внутри основы?

Постфикс «-ся» как возвратное местоимение себя. По Программе  не рассматривается.

23-24

Корень. Бывшие родственники.

2

Упражнения по выделению части слова,  подбирать родственные слова или выбирать их  из текста.

Почему корень называется корнем? Наличие в языке «бывших» слов- родственников пока. По Программе  не рассматривается.

класс

Тема занятия

Кол часов

Содержание

По программе

3 класс

Состав слов. Словообразование

1ч.

Части слова и их нахождение. Образование слов

По Программе изучается частично, недостаточно развивающих творческих заданий, которые необходимы для глубокого понимания темы.

Команда звуков

1ч.

Ряд позиционно чередование звуков как строительный материал для корней и приставок

Классификация орфограмм на группы: «знаю» и «умею». «Не знаю» и «не умею» по Программе  не составляется.

Записываем диалог

1ч.

Знаки препинания при диалоге. Обращение

Эта тема по Программе изучается, но в курсе «За рамками учебника»  предполагается практическая тренировка на более сложном  и занимательном материале

Эта хитрая приставка

1ч.

Правописание слов с приставкой с-. Слова с буквой з перед согласными в начале слова (здесь, здание, здоровье, здравствуй)

По  Программе не изучается. Но мало развивающих творческих заданий, которые необходимы для глубокого понимания темы.

Буквы-невидимки

1ч.

Непроизносимые согласные

По Программе  изучается, но недостаточно развивающих творческих заданий, которые необходимы для глубокого понимания темы.

Чередование согласных

1ч.

Позиционное чередование согласных перед мягкими согласными (наблюдение)

По Программе выносятся на факультативные занятия

Помощники слов

1ч.

Правописание предлогов со словами. Разнообразие предлогов

Используется дополнительный, олимпиадный материал.

Самая изменяемая часть слова

1ч.

Работа окончаний слов

По Программе изучается, но мало развивающих творческих заданий, которые необходимы для глубокого понимания темы.

Два способа определения падежа

1ч.

Определение падежа с помощью падежных вопросов

Классификация орфограмм на группы: «знаю»  и «умею». «Не знаю» и «не умею» по Программе не составляются.

Наборы окончаний

1ч.

Исследование по определению  набора падежных окончаний у слов, называющих предметы

По Программе не изучается.

Орфограммы в окончаниях

1ч.

Проверка орфограмм в падежных окончаниях

По Программе изучается, но недостаточно  развивающих творческих заданий, которые необходимы для глубокого понимания темы.

Главные члены предложения.

1ч.

Синтаксис и пунктуация

Классификация орфограмм на группы: «знаю» и «умею». «Не знаю» и «не умею» по Программе не составляется.

Окончание и другие части слова

1ч.

Отличительные особенности окончаний

(в сравнении со значимыми частями основы)

По Программе изучается, но недостаточно развивающих творческих заданий, которые необходимы для глубокого понимания темы.

Крылатые выражения

1ч.

Смысл поговорок и крылатых выражений Работа со словарем

Изучается по программе ознакомительно. Подбор и анализ творческих заданий, которые необходимы для глубокого понимания темы.

Как корень учил Окончания уму разуму

1ч.

Окончания - нарушители

Эта тема по Программе изучается, но в курсе «За рамками учебника» предполагается практическая тренировка на более сложном  и занимательном материале

Поучительная история о мудром решении и об упрямом Исключении

1ч.

Нарушение ЗП (Закона письма)

По Программе не изучается

Проверка орфограмм в падежных окончаниях по правилам, учитывающим тип склонения

1ч.

Три склонения

Изучается по программе ознакомительно. Подбор и анализ творческих заданий, которые необходимы для глубокого понимания темы.

Зачем нужен инфинитив

1ч.

Начальная форма глагола и его роль в языке

По Программе не изучается

Произношение и написание слов –названий действий в 3 лице множественного

числа

1ч.

Алгоритм определения спряжения

Эта тема по Программе изучается, но в курсе «За рамками учебника» предполагается практическая тренировка на более сложном  и занимательном

Разноспрягаемые глаголы

1ч.

Разноспрягаемые глаголы

По Программе выносятся на факультативные занятия

Определение типа спряжения слов с приставками

1ч.

Тип спряжения слов с приставками

По Программе выносятся на факультативные занятия

Варианты спряжения

(свистит-свищет)

1ч.

Изменения слов-синонимов и их спряжение

По Программе выносятся на факультативные занятия

Случаи нарушения правил спряжения

1ч.

Нарушители правописания личных окончаний слов-действий

По Программе выносятся на факультативные занятия

Исторические сведения о корнях гор\гар, зор\зар

Полногласные и неполногласные сочетания

1ч.

Исторические сведения о корнях гор\гар, зор\зар

Полногласные и неполногласные сочетания (оро-ра, оло-ла, ере-ре …)

По Программе выносятся на факультативные занятия

класс

Тема занятия

Кол.

часов

Содержание

По программе

4 класс

1

Необычный нарушитель

1ч.

Особенности написания и употребления в речи слов с корнем кос\кас, лож\лаж

К истокам слов: сентябрь, октябрь, ноябрь

По Программе выносятся на факультативные занятия

2-3

Суффикс А продолжает командовать.

Корни бир\бер, мир\мер и т.п.

2ч.

Особенности написания и употребления в речи слов с корнем бир\бер, мир\мер т.п.

К истокам слов: астра, хризантема, колокольчики, незабудка.

По Программе выносятся на факультативные занятия

4

Прилагательное или существительное

1ч.

Омонимичные прилагательные и существительные.

К истокам слова: «осень»

Говори правильно!(слова понять-понял,сняли-сняла, спали-спала)

Эта тема по Программе изучается, но в курсе «За рамками учебника» предполагается практическая тренировка на более сложном  и занимательном

5

Глагол или существительное

2ч.

Омонимичные глаголы и отглагольные существительные

Говори правильно!(слова: ч.дремота, зевота, ломота)

К истокам слов: портфель, альбом, карандаш

По Программе выносятся на факультативные занятия

6

Почему падеж называют падежом

1ч.

Этимология слова «падеж»

Говори правильно: занять – занял – заняли - заняла

По Программе выносятся на факультативные занятия

7

Собирательные существительные

1ч.

Собирательные существительные.

Говори правильно: квартал

К истокам слова:  лыжи, коньки

По Программе выносятся на факультативные занятия

8

Существительные общего рода

Сколько родов в русском языке?

1ч.

Слова общего рода: неряха, драчун, забияка и т.п.

Говори правильно

К истокам слова: декабрь, январь, февраль.

По Программе выносятся на факультативные занятия

9

Глаголы без лица

1ч.

Безличные глаголы

Говори правильно: баловаться, балованный.

По Программе выносятся на факультативные занятия

10

Почему глагол называется глаголом?

1ч.

Формы наклонения глагола

К истокам слова: перчатка, руковица

Выражение «Спустя рукава»

По Программе выносятся на факультативные занятия

11

Сколько падежей в русском языке?

1ч.

Дополнительные падежи в русском языке

Уместность употребления специальных слов

По Программе выносятся на факультативные занятия

12

Переход существительных в слова общего рода.

1ч.

Переход некоторых существительных, называющих профессии (типа директор, врач, инженер,) , в слова общего рода

Эта тема по Программе изучается, но в курсе «За рамками учебника» предполагается практическая тренировка на более сложном  и занимательном

13

Исторические сведения о форме прошедшего времени глаголов.

1ч.

Исторические сведения о форме прошедшего времени глагола

Говори правильно: принять-принял-приняли приняла, продать продали-продал-продала, создать-создали-создала

По Программе выносятся на факультативные занятия

14

Два и оба.

1ч.

Особенности происхождения счетных слов ОБА и ДВА

Говорите правильно: начать, начаться, ожить

По Программе выносятся на факультативные занятия

15

Числительное  ПОЛ-

1ч.

Написание числительного пол- в составе сложных слов

Правописание сложных и составных числительных

Эмоционально окрашенные слова

К истокам слова: полоз, сани, петух

Значение слова: земля, крапивница и лимонница

По Программе выносятся на факультативные занятия

16-17

Местоименные слова.

Особенности правописания местоимений.

2ч.

Два подхода к классификации местоимений.

Особенности правописания отрицательных и неопределенных местоимений.

Шуточные вопросы-загадки.

Говорите правильно: беспокоиться о ком-нибудь, тревожиться за кого-нибудь

По Программе не изучается.

18

Предлоги, частицы,  союзы.

1ч.

Некоторые особенности  служебных частей речи

Особенности правописания

Частица НЕ

К истокам слова: названия птиц

По Программе выносятся на факультативные занятия

19

Особенности слитно-раздельного написания наречий с приставками.

1ч.

Особенности слитно-раздельного написания наречий с приставками.

К истокам слов: март, апрель, май

Говорите правильно: фарфор,статуя

Эта тема по Программе изучается, но в курсе «За рамками учебника» предполагается практическая тренировка на более сложном  и занимательном

20

Междометия.

1ч.

Этикетные слова, звукоподражательные слова, переход других частей речи в междометия

К истокам слова: фиалка, фиолетовый

Говорите правильно: атлас-атлас

По Программе не изучается

21

Высказывания и предложения? Предложение и высказывание.

Предложение и высказывание: члены предложения и смысловые части высказывания, логическое ударение как средство выделения основного смысла высказывания.

Значение слова: сирень, ландыш, ирис

К истокам слова: тюльпан

Говорите правильтно: надеть-надевать, одеть-одевать

Фразеологизмы

По Программе выносятся на факультативные занятия.

22

Ненастоящие словосочетания.

Свободные и несвободные словосочетания (фразеологизмы).

1ч.

Свободные и несвободные словосочетания (фразеологизмы)

Значение слова: золото

 Эта тема по Программе изучается, но в курсе «За рамками учебника» предполагается практическая тренировка на более сложном  и занимательном

23

Сказуемое или нет? Сказуемые и глаголы.

1ч.

Выражение сказуемого наречием

Фразеологизмы Выражение сказуемого другими частями речи

Глагол – это не всегда сказуемое

К истокам слова : львиный зев, ноготок или календула

Говорите правильно: запер, заперли, заперла

Эта тема по Программе частично изучается, но в курсе «За рамками учебника» предполагается практическая тренировка на более сложном  и занимательном

24

Бывают ли предложения без сказуемых? Носария , или правила пользования выражениями о носе.

1ч.

Предложения без подлежащего.

Нулевое сказуемое

Говорите правильно:

запыхаться, запыхаюсь
запыхаешься
запыхавшись .

Устойчивые выражения.

Работа с фразеологическим словарем.

К истокам слова: июнь, июль, август

Говоритеправильно: килограммы-килограммов, очки-очков, места-мест и т.п.

По Программе выносятся на факультативные занятия

Формы организации познавательной деятельности

Одной из задач курса стоит развитие познавательного интереса учащихся и формирование интереса к  русскому языку как к науке, поэтому занятия строятся в увлекательной форме с использованием элементов игры, конкурса и т.д. На занятиях используется наглядный и раздаточный материал, используется интернет, ИКТ.

Непосредственными формами работы являются: фронтальная, индивидуальная,  групповая работа учащихся, выдвижение гипотез, проблемный диалог, учебный диалог,

взаимопроверка и самопроверка, работа с источником информации, прогнозирование результата.

Основные виды работы учащихся

   Работа с источниками информации: работа со справочниками, работа со словарями, учебниками, интернетом.

Коммуникативные виды деятельности: участие в учебной беседе, проблемном диалоге, умение слушать, говорить четко и обоснованно, спорить вежливо, опираясь на факты и доказательства, задавать вопросы, отвечать на вопросы, игровые задания,  и т.д.

Исследовательские виды деятельности: выдвижение гипотез, разгадывание загадок и кроссвордов, разгадывание шарад постановка целей и задач, прогнозирование результатов, составление памяток и т.д., выводы, умозаключения и т.д.

Учебные виды деятельности: чтение заданий, выборочные диктанты, подбор родственных слов, составление высказываний, упражнения на развитие памяти и внимания.

Планируемые результаты изучения курса

«Мастерская слова» 2-4 класс.

                                                Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к  предмету русский язык;
  • понимание роли познаний русского языка в жизни человека;
  • интерес к видам учебной деятельности, включая элементы: наблюдение и учебное исследование;
  • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
  • понимание причин успеха в учебе;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей
  • первоначальной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
  • самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимания чувств одноклассников, учителей

Регулятивные УУД.  

  • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
  • планировать действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
  • видеть возможные грамматические ошибки на основе знания орфографии, предотвращать их («ошибкоопасные» места при проверке);
  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы;
  • в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов выполнения предложенных заданий;
  •  осуществлять пошаговый контроль в доступных видах учебно-познавательной деятельности
  • понимать смысл инструкции учителя, заданий в учебнике; выполнять действия по образцу;
  • воспринимать мнения и предложения сверстников о способе выполнения заданий;
  • на основе выполнения заданий под руководством учителя делать выводы;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
  • самостоятельно оценивать правила выполнения действия вносить коррективы

Познавательные УУД.  до

  • осуществлять поиск информации, используя материал учебника и сведения взрослых;
  • использовать графические модели записи  полученных выводов;
  • проводить сравнение, выделять существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
  • строить простые индуктивные и дедуктивные суждения;
  • строить небольшие монологические сообщения в устной форме;
  • под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
  • устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения и обобщения;
  • строить рассуждения о грамматических, орфографических и др. нормах языка;
  • пользоваться эвристическими приемами для решения поставленных задач;

Коммуникативные УУД.  

  • принимать активное участие в работе парами, группами; используя речевые коммуникативные средства;
  • допускать существование различных точек зрения;
  • стремиться к координации мнений о выводах, полученных при исследовании в сотрудничестве, договариваясь;
  • использовать правила вежливости в общении;
  • понимать задаваемые вопросы; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, воспроизводить вопросы;
  • контролировать свои действия в коллективной работе;
  • строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
  • использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
  • развитие навыков сотрудничества при постановке и решении учебных, конкретно-практических и проектных  задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • задавать вопросы, указывая на недостаточность информации или ее непонимание;
  • организовывать свою деятельность внутри группы, распределяя между собой роли.

Предметные результаты изучения курса

2 класс

  • знать изученные орфограммы;
  • знать толкование некоторых фразеологизмов;
  • знать прямое и переносное значения слова;
  • знать сущность и назначение олицетворений;
  • знать основное правило сравнения;
  • знать речевые ошибки ,  их тип;
  • знать устаревшие, заимствованные;
  • уметь приводить примеры слов с указанной орфограммой;
  • уметь применять фразеологизмы в повседневной речи согласно ситуации;
  • уметь определять окончание;
  • уметь выделять олицетворение в тексте, составлять предложения и текст повествовательного характера с использованием олицетворений;
  • уметь сочинять сказку по данному началу, коллективно составленному плану, опорным словам, использовать олицетворения в речи;
  • уметь применять основное правило сравнения;
  • уметь находить речевые ошибки , определять их тип и исправлять;
  • уметь составлять картинный, цитатный, мимический пл

3 класс

  • знать и уметь определять сильные и слабые позиции согласных звуков по твердости-мягкости;
  • знать и уметь определять какие слова являются многозначными, а какие омонимами;
  • знать и уметь определять что у падежных окончаний и предлогов одна работа- связывать слова;
  • знать и уметь определять на что указывают окончания в названиях предметов и признаков, роль работы окончаний в этих словах для их связи с другими словами;
  • знать и уметь определять 2 способа определения падежа,  шесть пар падежных вопросов;
  • знать, как придумывать загадку;
  • знать и уметь определять, в чем заключается главная работа окончаний, почему у слова не может быть одного окончания, сколько работ выполняет окончание;
  • знать и уметь определять какие окончания являются окончаниями-синонимами, окончаниями с разными фонемными вариантами;
  • знать и уметь определять морфемы, участвующие в словообразовании;
  • знать и уметь определять, что является фразеологизмом;
  • знать и уметь определять склонения;
  • знать и уметь определять разноспрягаемые слова;
  • знать что такое синтаксис, для чего служит;
  • знать, что предложение- главная единица синтаксиса и строительный материал для текста ;
  • знать и уметь определять главные члены предложения, их название, работу, на какие вопросы отвечают, чем выражаются;
  • знать и уметь определять второстепенные члены предложения, их название, что обозначают, условный знак.

        4 класс

  • иметь представление об омонимичности некоторых частей речи;
  • знать и уметь определять однозначные и многозначные слова; омонимы, синонимы антонимы;
  • иметь представление о некоторых исторических сведениях по изученным темам
  • знать и уметь определять фразеологические обороты;
  • знать и уметь применять правила написания слов с историческими чередованиями в корне;
  • иметь понятие о переходе слов из одной части речи в другую;
  • иметь понятие о безличных глаголах;
  • иметь понятие о собирательных существительных и существительных общего рода;
  • знать особенности правописания приставок пре- при-;
  • уметь пользоваться толковым словарём; этимологическим и орфоэпическим словарями;
  • уметь использовать фразеологические обороты;
  • уметь писать слова с историческими чередованиями в корне;
  • уметь потреблять их в речи слова общего рода;
  • уметь определять дополнительный падеж;
  • уметь выбирать фонему в приставках пре- при-;
  • уметь заменять словосочетания собирательными существительными;
  • уметь различать омонимичные глаголы и отглагольные существительные различать омонимов.

Список литературы и интернет ресурсов

  1. Соловейчик М.С.11 Русский язык: Программа для четырехлетней начальной школы//Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы). — М.: Ассоциация 21 век, 2013
  2.  Русский язык.2 класс. Учебник: В 2-х частях. Соловейчик М.С., Ассоциация 21 век, 2013
  3. Русский язык. 3 класс. Учебник: В 2-х частях. . Соловейчик М.С., Ассоциация 21 век, 2013
  4. Русский язык. 4 класс. Учебник: В 2-х частях. . Соловейчик М.С., Ассоциация 21 век, 2013
  5. Н.Н.Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе»  Москва, Просвещение, 2012г
  6. А.В.Полякова «Превращения слов» Москва. Просвещение. 2012г.
  7. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая «Секреты орфографии»  Москва. Просвещение. 2012г.
  8. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/11/03/poyasnitelnaya-zapiska-k-rabochey-programme-po-russkomu
  9. http://www.proshkolu.ru/user/Gor154/file/4965440/
  10. http://venera-taranova.ucoz.ru/load/rabochaja_programma_kruzhka_uchim_russkij_s_uvlecheniem/1-1-0-6
  11. http://prezentacya.ru/publ/zanimatelnyj_russkij_jazyk/34-1-0-97
  12. http://si-sv.com/publ/15-1-0-264
  13. http://www.za-partoi.ru/article.473.html
  14. http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/zanimatelnye_zadanija_po_russkomu_jazyku/241-1-0-7862

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Литература

Пособие

Количество экземпляров

Соловейчик М.С. 11 Русский язык: Программа для четырехлетней начальной школы//Сборник программ для начальной общеобразовательной школы (Система  Б. Эльконина— В. В. Давыдова). — М.: Вита-Пресс, 2012.- С.17—62.

д

Русский язык.2 класс. Учебник: В 2-х частях. Соловейчик М.С —М.: Вита -Пресс, 2012.

к

Русский язык. 3 класс. Учебник: В 2-х частях. Соловейчик М.С —М.: Вита -Пресс, 2012.

к

Русский язык. 4 класс. Учебник: В 2-х частях. Соловейчик М.С —М.: Вита -Пресс, 2012.

к

Соловейчик М.С Методический комментарий к учебнику русского языка для 2 класса. Пособие для учителя. М.: Вита -Пресс, 2008.

д

Соловейчик М.С. Методический комментарий к учебнику русского языка для 3 класса. Пособие для учителя. М.: Вита -Пресс, 2008.

д

Соловейчик М.С Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса. Пособие для учителя. М.: Вита -Пресс, 2008.

д

Соловейчик М.С .Русская орфография. 3—4 классы (1—4). Рабочая тетрадь. — Томск: Пеленг, 1997; М.: Вита - Пресс, 2006.

к

     2. Тестовые задания

Тема

Кол-во

Словарные слова

К

Части речи

К

Изученные орфограммы

К

Главные и второстепенные члены предложений

К

Итоговый контроль

по 2 вар-та К

   

  3.Таблицы. Иллюстративные материалы

Название

Кол-во

Алфавит.

                    Д

Лента звуков.

Д

Таблицы орфограмм

Д

Словарные слова.

Д

Сюжетные картинки.

Д

4.Дидактические пособия

Наименование

Кол-во

1

Комплект  магнитных букв.

Д

3

Набор чертежных принадлежностей (метр, линейки)

Д

4

«Веер» букв

К

5.ТСО, мебель, другое оснащение кабинетов.

Компьютерные презентации

Д

Столы стулья

Шкафы для хранения учебной литературы

К

Д

Доска

Интерактивная доска

Мультимидийный проектор

Магнитная доска

Затемнение на окнах

Жалюзи

Д

Д

Д
Д
Д

Д

К- комплект для раздачи каждому учащемуся

Д – демонстрационный материал ( малое количество: один или несколько)

Календарно-тематическое планирование

2 класс

Дата

Тема занятия

Содержание

Предметные результаты

Цели и задачи занятия

1

Звуки как материал  для построения и изменения слов в речи.

Звуковая запись.

Аббревиатура слов

Уметь читать звук. Записи слов слева направо и справа налево.

Понимать аббревиатуру звуковой записи.

2

Систематизация знаний об изученных орфограммах

Орфографический анализ высказываний

Знать и понимать орфограммы сильных позиций.

Принимать решение в выборе буквы для обозначения звука или ставить знак вопроса.

3

Мягкий знак в середине и в конце слова. «Чужая мягкость»»

Наблюдение за словами с «Чужой мягкостью»

Уметь видеть способ проверки «чужой мягкости» в простейших случаях.

Подмечать «ошибкоопасные» места в слове.

4

Правописание слов с мягким знаком после шипящих на конце слов.

Упражнения на отработку данной орфограммы

Обратить внимание на «другую» работу мягкого знака.

Запомнить данную орфограмму и подмечать ее знаком вопроса.

5

Кто командует гласными?

Позиционное чередование гласных звуков.

Наблюдение за словами

Познакомить с позиционным чередованием звуков

Учитывать при записи особенности чередования /э/, /о/.

6-7

Позиционное чередование согласных звуков. Моделирование позиций звуков. Непозиционное чередование  согласных в слове.

Наблюдение за словами.

Составление памятки

Выявить новый вид чередования звуков.

Понимать различие между  позиционным и непозиционным чередованием звуков.

8

Еще один секрет словаря.

(орфоэпический словарь)

Поиск необходимой информации. Работа со словарем.

Уметь пользоваться орфоэпическим словарем.

Знать о подвижности ударения в русских словах

9-10

Упрямые иностранцы.

Происхождение слова.

Этимологический словарь.

Откуда пришли слова?

Поиск необходимой информации. Работа со словарем.

Уметь пользоваться словарями, использовать в речи слова иностранного происхождения.

Понимать принцип рождения слова,

Историю их возникновения.

11

Что умеет делать слово?

Наблюдение. Сравнительный анализ текстов

Уметь использовать в речи слова с несколькими значениями.

Понимать номинативную функцию слова,

Знать о наличии  нескольких значений у многих слов .

12

Слова- синонимы

Работа с текстом

Уметь определять в речи слова- синонимы, понимать способ подбора к слову пары.

Применять синонимы в речи.

13

Слова- антонимы.

Работа с текстом

Определение слов-антонимов

Применять антонимы в речи.

14-15

Крылатые выражения.

Работа со словарем.

Работа с текстом.

Понимать закономерность появления в речи той или иной группы слов.

Применять в речи.

16

Заимствованные слова

Работа со словарем.

Работа с текстом.

Знать о необходимости пополнения слов в состав языка.

Применять в речи.

17

Слова- омонимы, слова- паронимы.

Работа со словарем.

Работа с текстом.

Уметь различать омонимы и паронимы. Определять их.

Применять паронимы и омонимы в речи.

Части слова. Корень и окончание.

Наблюдение и сравнительный анализ

Знать способ определения родственных слов.

Учиться выделять изменяемую часть слова.

Окончание внутри основы.

Наблюдение и сравнительный анализ

Знать особенности места окончания и их причины.

Учиться выделять окончание в слове.

Корень. Бывшие родственники.

Наблюдение и сравнительный анализ

Уметь определять родственные слова , знать понятие «гнездо» родственных слов.

учиться выделять части слова,  подбирать родственные слова или выбирать их  из текста.

3 класс

Дата

    Тема занятия

Содержание

Цели и задачи занятия

Предметные результаты

1

Состав слов.

словообразование

Части слова и их нахождение.

Образование слов

Расширение знаний о морфемах и словообразовании.

Формирование интереса к русскому, как науке.

Развитие логического мышления.

Развитие познавательного интереса.

Определение частей слова

2

Команда звуков

Ряд позиционно чередование звуков как строительный материал для корней и приставок

Наблюдение за рядами позиционно чередующихся звуков как строительного материала  для корней и приставок

Звуковой анализ слов

3

Записываем диалог

Знаки препинания при диалоге.

Обращение

Упражняться в записи диалогов .

Познакомить со знаками препинания при прямой речи

Знать и уметь применять знаки препинания при диалоге.

Обращение

4

Эта хитрая приставка

Правописание слов с приставкой с-. Слова с буквой з перед согласными в начале слова (здесь, здание, здоровье,здравствуй

Познакомить с наиболее употребляемыми словами с буквой з перед согласными в начале слова.

Знать правописание слов с приставкой с-. Слова с буквой з перед согласными в начале слова (здесь, здание, здоровье,здравствуй

5

Буквы-невидимки

Непроизносимые согласные

Закрепление умения проверять орфограмм слабой позиции всеми известными способами

Непроизносимые согласные

6

Чередование согласных

Позиционное чередование согласных перед мягкими согласными (наблюдение)

Более детально пронаблюдать за позиционным чередованием согласных перед мягкими согласными

Формирование интереса к русскому, как науке.

Развитие логического мышления.

Развитие познавательного интереса.

Позиционное чередование согласных перед мягкими согласными (наблюдение)

7

Играем в слова

Игровые задания

Викторина

Развитие логического мышления.

Развитие познавательного интереса.

Держать правила  игры, действовать соответственно инструкции.

8

Помощники слов

Правописание предлогов со словами

Разнообразие предлогов

Формирование умения писать предлогов со словами

Знакомство с различными предлогами и их употреблением

Правописание предлогов со словами

Разнообразие предлогов

9

Самая изменяемая часть слова

Работа окончаний слов

Расширение знаний о работе  окончаний слов, обозначающих предметы

Работа окончаний слов

10

Два способа определения падежа

Определение падежа с помощью падежных вопросов

Освоение двух способов определения подежа

Определение падежа с помощью падежных вопросов

11

Наборы окончаний

Определение набора падежных окончаний у слов, называющих предметы

Составить таблицу наборов  падежных окончаний.

Учить применять ее для проверки.

Определение набора падежных окончаний у слов, называющих предметы

12

Орфограммы в окончаниях

Проверка орфограмм в падежных окончаниях

Отработка умения проверять орфограммы падежных окончаний

Формирование интереса к русскому, как науке.

Развитие логического мышления.

Развитие познавательного интереса.

Проверка орфограмм в падежных окончаниях

13

Главные члены предложения.

Синтаксис и пунктуация

Расширить первоначальное представление о главных членах предложения, в т.ч. об однородных.

Развивать  познавательный интерес.

Развивать речь учащихся

Синтаксис и пунктуация

14

Окончание и другие части слова

Отличительные особенности окончаний ( в сравнении со значимыми частями основы)

Обобщить знания об окончании

Углубить знания об отличительных особенностях окончаний

Отличительные особенности окончаний ( в сравнении со значимыми частями основы)

15

Крылатые выражения

Смысл поговорок и крылатых выражений

Работа со словарем

Познакомить с наиболее известными выражениями ,их этимологией , смыслом и применением

Формирование интереса к русскому, как науке.

Развитие логического мышления.

Развитие познавательного интереса.

Смысл поговорок и крылатых выражений

Работа со словарем

16

Как корень учил Окончания уму разуму

Окончания - нарушители

Отработка навыка написания окончаний - нарушителей

Окончания - нарушители

17

Поучительная история о мудром решении и об упрямом Исключении

нарушение ЗП

Выяснить в каких словах происходит нарушение ЗП

нарушение ЗП

18

Проверка орфограмм в падежных окончаниях по правилам, учитывающим тип склонения

Три склонения

Познакомить с тремя склонениями и способом проверки орфограмм в падежных окончаниях по правилам , основанным на типах склонения

Три склонения

19

Зачем нужен инфинитив

Начальная форма глагола и его роль в языке

Познакомить с ролью инфинитива в речи

Начальная форма глагола и его роль в языке

20

Произношение и написание слов –названий действий в 3л. Мн.ч.

Алгоритм определения спряжения

Отработка алгоритма определения спряжения по 3 лицу мн.ч.

Алгоритм определения спряжения

21

Разноспрягаемые глаголы

Разноспрягаемые глаголы

Познакомить с изменениями разноспрягаемых глаголов бежать, чтить

Разноспрягаемые глаголы

22

Определение типа спряжения слов с приставками

Тип спряжения слов с приставками

Выяснить, что глаголы , отличающиеся только приставками, относятся к одному спряжению

Тип спряжения слов с приставками

23

Варианты спряжения

(свистит-свищет)

Изменения слов-синонимов и их спряжение

Выяснить, какие изменения существуют в языке у слов-синонимов и их спряжение

Изменения слов-синонимов и их спряжение

24

Случаи нарушения правил спряжения

Нарушители правописания личных окончаний

Выяснить, что глаголы некоторые глаголы являются нарушителями правила правописания личных окончаний.

Нарушители правописания личных окончаний

        4 класс

Дата

Тема занятия

Содержание

Цели и задачи занятия

Предметные результаты

1

Необычный нарушитель

Особенности написания и употребления в речи слов с корнем кос\кас, лож\лаж

К истокам слов сентябрь, октябрь, ноябрь

Познакомить с особенностями написания корней кос\кас, лож\лаж

Развитие умения правильно употреблять в речи слова с этими корнями

Слово класть

Познакомить с происхождением слов:  сентябрь, октябрь, ноябрь

Умение видеть орфограмму и применять её на письме

2-3

Суффикс А продолжает командовать.

Корни бир\бер, мир\мер и т.п.

Особенности написания и употребления в речи слов с корнем бир\бер, мир\мер т.п.

К истокам слов астра, хризантема, колокольчики, незабудка.

Познакомить с особенностями написания корней бир\бер\, мир\мер и т.п.

Развитие умения правильно употреблять в речи слова с этими корнями

Познакомить с этимологией слов: астра, хризантема, колокольчики, незабудка.

Умение видеть орфограмму и применять её на письме

4

Прилагательное или существительное

Омонимичные прилагательные и существительные.

К истокам слова «осень»

Говори правильно!(слова понять-понял,сняли-сняла, спали-спала

Познакомить с переходом слов из одной части речи в другую Познакомить с этимологией слова

« осень»

Научить правильному произношению и употреблению слов понять-понял,сняли-сняла, спали-спала

Культура и правильность речи

5

Глагол или существительное

Омонимичные глаголы и отглагольные существительные

Говори правильно!(слова: дремота, зевота, ломота)

К истокам слов: портфель, альбом, карандаш

Познакомить с переходом слов из одной части речи в другую

Научить правильному произношению и употреблению слов дремота, зевота, ломота

Познакомить с этимологией слов портфель, альбом, карандаш

Культура и правильность речи

6

Почему падеж называют падежом

Этимология слова «падеж»

Говори правильно: занять – занял – заняли - заняла

Познакомить с этимологией слова «падеж»

Научить правильному произношению и употреблению слов: занять – занял – заняли - заняла

Культура и правильность речи

7

Собирательные существительные

Собирательные существительные.

Говори правильно: квартал

К истокам слова:  лыжи, коньки

Дать представление о собирательных существительных

Научить правильному произношению и употреблению слова «квартал»

Познакомить с этимологией слов лыжи,коньки

Знать что  такое собирательные существительныеКультура и правильность речи

8

Существительные общего рода

Сколько родов в русском языке?

Слова общего рода: неряха, драчун, забияка и т.п.

Говори правильно

К истокам слова: декабрь, январь, февраль.

Формировать представление о существительных общего рода

Научить правильному произношению и употреблению слов с особенностью чтении и произношения гласной Е

Познакомить с этимологией слов декабрь, январь, февраль.

Знать о существительных общего рода

Сколько родов в русском языке?

9

Глаголы без лица

Безличные глаголы

Говори правильно: баловаться, балованный.

Дать представление о безличных глаголах и употреблении  их в речи. Научить правильному произношению и употреблению слов

Знать безличные глаголы

10

Почему глагол называется глаголом?

Формы наклонения глагола

К истокам слова: перчатка, руковица

Выражение «Спустя рукова»

Познакомить с формами наклонения глаголов

Развивать умение точно употреблять в речи крылатые выражения

Познакомить с этимологией слов

Культура и правильность речи

11

Сколько падежей в русском языке?

Дополнительные падежи в русском языке

Уместность употребления специальных слов

 Познакомить с дополнительными падежами

Развивать умение точно употреблять в речи слова

Уметь определять падежи.

12

Переход существительных в слова общего рода

Переход некоторых существительных, называющих профессии (типа директор, врач, инженер,) , в слова общего рода

Рассмотреть процесс перехода некоторых существительных, называющих профессии (типа директор, врач, инженер,) , в слова общего рода и употребление их в речи.

Знать о переходе некоторых существительных,

в слова общего рода.

13

Исторические сведения о форме прошедшего времени глаголов

Исторические сведения о форме прошедшего времени глагола

Говори правильно: принять-принял-приняли приняла, продать продали-продал-продала, создать-создали-создала

Сообщить исторические сведения о форме прошедшего времени глагола

Развивать умение  правильно произносить и точно употреблять в речи слова

Культура и правильность речи

14

Два и оба

Особенности происхождения счетных слов ОБА и ДВА

Говорите правильно: начать, начаться, ожить

Познакомить с этимологией счетных слов два и оба

Учить правильно употреблять данные слова Научить правильному произношению и употреблению слов

Культура и правильность речи

15

Числительное  ПОЛ

Написание числительного пол- в составе сложных слов

Правописание сложных и составных числительных

Эмоционально окрашенные слова

К истокам слова: полоз, сани, петух

Значение слова: земля, крапивница и лимонница

Познакомить с написанием числительного пол- в составе сложных слов

Познакомить с правилами правописания

Развивать умение точно употреблять в речи крылатые выражения

Познакомить с этимологией слов

Умение видеть орфограмму и применять её на письме

16-17

Местоименные слова

Особенности правописания

Два подхода к классификации местоимений

Особенности правописания отрицательных и неопределенных местоимений

Шуточные вопросы-загадки

Говорите правильно: беспокоиться о ком-нибудь, тревожиться за кого-нибудь

Познакомить с различным подходом к классификации.

Познакомить с особенностями правописания отрицательных и неопределенных местоимений отрицательных и неопределенных местоимений Научить правильному произношению и употреблению слов

Умение видеть орфограмму и применять её на письме

18

Предлоги, частицы,  союзы

Некоторыве особенности  служебных частей речи

Особенности правописания

Частица НЕ

К истокам слова: названия птиц

Познакомить с особенностями изученных служебных частей речи, особенностями правописания.

Рассмотреть написание частицы НЕ с различными частями речи

Развивать умение точно употреблять в речи крылатые выражения

Познакомить с этимологией слов

Умение видеть орфограмму и применять её на письме

19

Особенности слитно-раздельного написания наречий с приставками.

Особенности слитно-раздельного написания наречий с приставками.

К истокам слов: март, апрель, май

Говорите правильно: фарфор,статуя

Познакомить с особенностями слитно-раздельного написания наречий с приставками

Научить правильному произношению и употреблению слов

Познакомить с этимологией слов

Умение видеть орфограмму и применять её на письме

20

Междометия

Этикетные слова, звукоподражательные слова, переход других частей речи в междометия

К истокам слова: фиалка, фиолетовый

Говорите правильно: атлас-атлас

Познакомить с различными словами, являющимися междометиями

Особенностью записи высказываний с междометиями

Научить правильному произношению и употреблению слов

Познакомить с этимологией слов

Культура и правильность речи

21

Высказывания и предложения? Предложение и высказывание

Предложение и высказывание: члены предложения и смысловые части высказывания, логическое ударение как средство выделения основного смысла высказывания.

Значение слова: сирень, ландыш, ирис

К истокам слова: тюльпан

Говорите правильтно: надеть-надевать, одеть-одевать

Фразеологизмы

Рассмотреть  отличительные характеристики предложения и высказывания

Рассмотреть смысловые части высказывания и логическое ударение

Научить правильному произношению и употреблению слов Познакомить с этимологией слов

Знать и уметь определять

члены предложения и смысловые части высказывания, логическое ударение.

22

Ненастоящие словосочетания

Свободные и несвободные словосочетания (фразеологизмы)

Свободные и несвободные словосочетания (фразеологизмы)

Значение слова: золото

Рассмотреть словосочетания, в которых употребляется одно и то же слово, но с разным значением Развивать умение точно употреблять в речи крылатые выражения

Иметь представления о

свободных и несвободных словосочетания

23

Сказуемое или нет? Сказуемые и глаголы

Выражение сказуемого наречием

Фразеологизмы Выражение сказуемого другими частями речи

Глагол – это не всегда сказуемое

К истокам слова : львиный зев, ноготок или календула

Говорите правильно: запер, заперли, заперла

Рассмотреть высказывания, в которых сказуемое выражено наречием Развивать умение точно употреблять в речи крылатые выражения

Рассмотреть случаи, когда сказуемое выражается различными частями речи

Познакомить с тем, сто в высказывании глагол не всегда является сказуемым

Научить правильному произношению и употреблению слов

Понимать, что не всегда глагол –сказуемое.

24

Бывают ли предложения без сказуемых?

Носария , или правила пользования выражениями о носе

Предложения без подлежащего

Нулевое сказуемое

Гоаорите правильно:

запыхаться, запыхаюсь
запыхаешься
запыхавшись Устойчивые выражения.

Работа с фразеологическим словарем

К истокам слова: июнь, июль, август

Говоритеправильно: килограммы-килограммов, очки-очков, места-мест и т.п.

Познакомить с предложениями без подлежащего.

Рассмотреть предложения с нулевым сказуемым.

Рассмотреть устойчивые выражения со словом нос

Познакомить со значениями данных выражений

Научить правильному произношению и употреблению слов

Познакомить с этимологией слов

Понимать, что не в предложениях не всегда бывает подлежащее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Литературная мастерская" для 3 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Литературная мастерская" для 3 класса. Расчитана  1 год, 1 час в неделю, с тематическим планом....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Загадки слов»

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Однако строгие рамки уроков и насыщенно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел" для 1 и 2 классов. Содержит планируемые результаты, тематическое и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живое слово"

Программа курса внеурочной деятельности "Живое слово" предназначена для обучающихся 3 и 4 классов. В ней содержатся планируемые результаты, разработано тематическое планирование, содержание ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в 1 классе. ФГОС.

Представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в первом классе средней обшеобразовательной школы. Программа составлена и опробирована с требованиями ФГОС в начал...