Технологическая карта урока как новый вид методической продукции.
материал на тему

Бардышева Марина Вадимовна

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на МО36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 как новый вид методической продукции.

Цели: выявить и сопоставить существующие точки зрения учителей на технологизацию педагогической деятельности; обогатить профессиональные знания педагогов.

 Проблемные вопросы:

1 Зависит ли продуктивность деятельности на уроке от способов её планирования и организации?

2 Необходимо ли при подготовке к уроку тщательно планировать каждый этап деятельности?

3 С какими трудностями при подготовке к урокам сталкиваетесь Вы?

Актуализация представлений о процессе технологизации педагогической деятельности.

Термин «технология» сегодня очень модное слово во всех сферах жизни человека. Где только не услышишь его. Мы то и дело узнаём о внедрении различных технологий (порой не успеваем за ними). Все технологии сегодня инновационные и передовые. Дошли разнообразные технологии и до образования. И  лексикон учителя пополнился понятием «технологическая карта».

Политехнический энциклопедический словарь даёт такое определение этому понятию: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (составляются технологические карты технологами, а не рабочими).

Для успешной работы в условиях внедрения образовательных стандартов учителю требуется ряд особых профессионально-педагогических умений. Чтобы провести урок, отвечающий требованиям системно- деятельностного подхода и ФГОС, учитель должен уметь:

  • грамотно трактовать ключевые понятия современного урока;
  • проектировать уроки, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода и достижение результатов ФГОС;
  • организовывать деятельность учащихся на уроке, ведущую к достижению результатов обучения;
  • анализировать проведённый урок в соответствии с современными требованиями к нему.

Для этого, по мнению института РАН, необходима технологическая карта урока.

Технологическая карта в дидактическом контексте рассматривается как проект учебного процесса, в котором содержится его описание от цели до результата. Унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.

Технологическая карта  урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности учащихся. Обязательным свойством технологической карты является отражение взаимодействия деятельности учителя и учащихся.

При конструировании технологической карты урока необходимо опираться на следующие методологические критерии:

  1. технологическая карта имеет статус документа;
  2. в ней записан весь процесс;
  3. указаны операции, их составные части;
  4. названы материалы;
  5. перечислено оборудование;
  6. указаны инструменты;
  7. обозначены технологические режимы;
  8. рассчитано время;
  9. определён квалификационный статус исполнителей.

Форма записи урока в виде технологической карты даёт возможность учителю максимально детализировать его ещё на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Конструируя технологическую карту урока, мы мысленно пройдём все ступени деятельности, которая приведёт к намеченному результату.

1. Тема урока.

Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. Из объекта, лежащего вне сферы знания ученика, этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику ученика. Этот материал является тем, что определяет тему урока.

2. Цель урока.

Любая человеческая деятельность начинается с определения цели. В нашем случае цель урока определяется:

  • планируемым результатом урока;
  • путями реализации этого плана.

Формулируя цель, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока. Для того, чтобы в тени не остался главный компонент цели, вносим в технологическую карту урока …

3. Планируемый результат:

ЗНАНИЯ      УМЕНИЯ    НАВЫКИ

Говоря о технологизации образовательного процесса, нельзя оставить в стороне заботу о восхождении к личности. Знания, умения, навыки, наполнив душу, но не возвысив её до осознания того, во имя чего они нужны человеку, приведут к неудовлетворённости. Поэтому неотъемлемым является следующий компонент:

 

4. Личностноформирующая направленность урока.

Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения – всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует.

Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка

5. Задачи урока

Достижение цели урока осуществляется целым рядом действий, выполняемых на уроке. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель или с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.

Необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: «Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?» Соответственно, начало выглядит следующим образом:

– проверить…

– объяснить…

– повторить…

– научить…

– продемонстрировать…и т.п.

Практически задачи урока есть та основа, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности.

6. Тип урока.

Лекция, семинар, контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная, классический академический урок, нетрадиционный урок, комбинированный урок, урок – диспут, олимпиада, тестирование, экскурсия и т.д. Тип урока должен определяться его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности.

Итак, тема известна, цель сформулирована, задачи выстроены, форма урока избрана. Встаёт вопрос об инструментальном обеспечении урока – учебно-методическом комплексе.

7. Учебно-методический комплекс.

  1. Источники информации
  2. Оборудование.
  3. Дидактическое сопровождение.
  4. Материалы для познавательной деятельности ученика.

8. План урока.

Таблица-схема урока позволяет скоординировать работу учителя и учеников на уроке. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока. Ход урока определяется его типом. На каждом этапе урока – свои организационные формы. Каждый этап предполагает специфические действия и операции учителя и учеников.

Структура таблицы-схемы урока детализирована до действий учителя и учеников и операций, выполняемых ими. В каком виде и каким образом представлена ученику новая информация, как будет организовано обучающее взаимодействие учителя с учеником, чтобы ученик обрёл знание, какие действия нужно выполнить ученику, чтобы знания стали почвой для умений, как тренироваться в закреплении умений, чтобы, деятельностно преобразившись в операции, они стали навыками? Каждый шаг урока, обозначенный в таблице-схеме, даёт ответ на эти вопросы.

Практическая работа

Изучите предлагаемые технологические карты. Выполните задания в группах.

1 кл – убедите коллег в ненужности использования технологической карты

2 кл – убедите коллег в необходимости использования   технологической карты

3 кл  - найдите сходства технологической карты с традиционной подготовкой к уроку

4 кл -  найдите различия технологической карты с традиционной подготовкой к уроку

Несколько комментариев от одного из авторов этих технологических карт Елены Владимировны Белиной (С-Петербург):

Технологическая карта для меня – это одновременно и планирование, и конспект урока с исчерпывающей системой всех этапов учебного процесса, включая различные учебные задания, с выверенным целеполаганием и с чётко прописанными планируемыми результатами, как для учащихся, так и для учителя - ВСЁ «в одном флаконе».

На что стоит обратить внимание учителю, начиная работу с технологической картой? Внутри содержательных блоков ТК нет чёткой границы конца урока, нет указаний для учителя, сколько часов идёт на каждый блок учебно-познавательной деятельности. Это сделано намеренно, чтобы каждый учитель мог самостоятельно определять количество часов и количество заданий в зависимости от уровня подготовленности класса или степени сложности учебной задачи.

Работая по ТК важно помнить: учитель проектирует учебную деятельность учащихся так, чтобы каждый урок заканчивался небольшой диагностикой (под диагностикой понимается не только учебное задание, но и публичное или индивидуальное представление промежуточных результатов: у кого и что получилось без ошибок, кто справился сам, кому потребовалась помощь, кто не справился, насколько доволен результатом деятельности, и т.д.).

После нескольких содержательных блоков идёт отдельный самостоятельный блок контроля и диагностики. В нём чётко прописаны цели и обозначены планируемые результаты, что помогает отслеживать реально достигнутые умения школьников.

И, наконец, самый интересный, самый творческий и поэтому, самый сложный этап – интеллектуально-преобразовательная деятельность. На него можно отводить урок или более, по усмотрению учителя. Данное задание предполагает индивидуальную работу, но допускает и деятельность в паре или группе с последующим устным представлением результата деятельности либо одним учеником, либо группой школьников. Понятно, что в 1 классе учитель помогает учащимся разобраться в особенностях каждого варианта ИПД. Во втором классе учащиеся в основном сами выбирают не только форму работы, но и уровень сложности задания для его выполнения.

После представления учащимися результата интеллектуально-преобразовательной деятельности (сразу на этом же уроке, а может и на следующем) идёт рефлексивная деятельность школьников. Это самоанализ (для ученика это подведение итогов) и самооценка, где школьникам предоставлена возможности оценить свои успехи по освоению темы.

Вовлечение учащихся в деятельность с первой минуты изучения темы позволяет сохранить мотивацию и потребность в ее освоении до конца изучения, осознать каждому ученику реальный результат от использования приобретенных им знаний и умений в конкретной практической деятельности.

Организация обучения в такой логике на каждом этапе позволяет формировать не только предметные умения, но личностные и метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные), соответствующие требованиям ФГОС к результатам образования. В технологической карте предусмотрен самоанализ и самооценка учителя, поэтому есть возможность педагогу убедиться в эффективности организации учебного процесса.

Вывод

Использование в учебном процессе Технологических карт позволяет учителю:

  • перейти от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам;
  • осознать алгоритм работы по теме от введения материала до конечного результата;
  • организовать целостное и системное изучение учебного содержания темы;
  • увидеть уровень раскрытия понятий в данном классе и соотнести его с изучаемым материалом;
  • определить возможности реализации межпредметных связей;
  • определить воспитательные возможности темы;
  • организовать условия для самостоятельной деятельности школьников;
  • определить виды умений (личностные, метапредметные, предметные) и обеспечить условия для их формирования у школьников в рамках освоения учебной темы;
  • организовать условия для использования учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности;
  • организовать оперативное и объективное оценивание степени освоения темы учащимися;
  • соотнести полученный результат с поставленной целью изучения темы и, при необходимости, вовремя внести коррективы.

В заключение – лирическое отступление

В теме сегодняшнего разговора технологическая карта названа новым видом методической продукции. Позволю себе напомнить старые виды этой продукции: план урока, конспект урока, методическая разработка урока, сценарий урока, проект урока, рецепт урока

Рецепт урока.

  Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый рабочий день. Добавьте в каждый урок по одной порции: мудрости, терпения, храбрости, работоспособности, оптимизма, свободомыслия,  доброты, такта, веры в каждого ученика и двойную порцию юмора.

  Чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку вольнодумства. А теперь долейте любви к детям и взбейте всё энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом.

 Приятного аппетита, товарищи! Аппетита к учительскому труду и творчеству.

Согласитесь, школу делает школой учитель. Качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. А для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства. Желаю себе и Вам радости творчества!

Рефлексия

1 Получили ли Вы новую для себя информацию об организации урока и подготовке к нему?

2 Удовлетворены ли Вы формой подачи материала?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его ц...

Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога

Технологическая карта урока это способ графического проектирования урока....

Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы ...

Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы у...

Технологическая карта урока как новый вид методической продукции педагога.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.Структура технологической карты включает:1)...