Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
статья на тему

Свистунова Татьяна Георгиевна

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является на современном этапе приоритетным направлением модернизации начального образования.

В нашей школе сложилась определенная система работы по данному направлению.

Цель: создание условий, позволяющих воспитать потребность в принятии здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Задачи:

- внедрять здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья школьника;

- сформировать у учащихся необходимый уровень грамотности по вопросам ЗОЖ;

- повысить интерес к спортивным мероприятиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svistunova_t.g.statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе

Свистунова Т.Г.,

заместитель директора МОУ

«Каслинская СОШ №27»

        

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является на современном этапе приоритетным направлением модернизации начального образования.

По данным мониторинга состояния здоровья первоклассников в 2009-2010 учебном году, из 100 детей нашей школы имеют:

  • Первую группу здоровья – 40 человек (40%)
  • Вторую группу здоровья – 46 человек (46%)
  • Третью группу здоровья – 9 человек (9%)
  • Четвертую группу здоровья – 2 человека (2%)
  • Основную группу физической подготовки – 86 человек (86%)

Из приведенных данных видно, что относительно здоровых детей значительно меньше и проблема здоровьесбережения остается актуальной.

В нашей школе сложилась определенная система работы по данному направлению.

Цель: создание условий, позволяющих воспитать потребность в принятии здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Задачи:

- внедрять здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья школьника;

- сформировать у учащихся необходимый уровень грамотности по вопросам ЗОЖ;

- повысить интерес к спортивным мероприятиям.

Основные направления деятельности начальной школы по здоровьесбережению

1.Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД

Задачи:

- снять утомляемость;

- обучить жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.

Формы:        

- здоровьесберегающие технологии;

- планы мероприятий по здоровьесбережению (см. планы воспитательной работы классных руководителей);

- уроки физической культуры и ритмики;

- спортивные часы;

- раздел «Человек и его здоровье», «Организм человека» курса «Окружающий мир»;

-ежедневная утренняя зарядка;

- физминутки на уроках;

- упражнения для улучшения мозгового кровообращения, мобилизации внимания, физминутки для снятия утомления с плечевого пояса, рук, мышц туловища, рекомендованные Сан ПиН.

- гимнастика для глаз;

- подвижные игры на переменах;

- динамические паузы;

- прогулки и экскурсии;

- проветривание кабинета;

- соблюдение теплового и светового режима;

- питьевой режим;

- инструктажи по технике безопасности, ОБЖ, ПДД;

- контроль за соблюдением правил личной гигиены;

- беседы по профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни;

- ведение курса «Разговор о правильном питании»;

- ежегодная витаминизация,  прививки и медосмотры;

- проведение походов, веселых стартов, прогулок совместно с родителями;

- постоянный самоконтроль учащихся «Мое настроение» (психическое здоровье – положительные эмоции)

2. Внеурочные спортивные мероприятия

Задачи:

- развивать силу, ловкость, выносливость;

- формировать навыки работы в команде   

Формы: 

- спортивные праздники;

- эстафеты, спартакиады, «Веселые старты»;

- подвижные игры на свежем воздухе и спортивном зале;

- занятия  в спортивных секциях

3. Внеклассная воспитательная работа

Задачи:

- формировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;

- развивать творческую активность учащихся

Формы:

- тематические классные часы;

- конкурсы;

- участие детей и педагогов в районном и областном конкурсе «Разговор о правильном питании»;

- проектная деятельность;

- «Дни здоровья»;

- походы и прогулки

- работа летнего оздоровительного лагеря «Лукоморье»

4. Работа с родителями

Задачи:

- повысить образовательный уровень родителей в вопросах гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;

- воспитывать активную позицию в отношении здорового образа жизни

Формы:

- круглые столы;

- спортивные праздники и «Веселые старты»;

- походы и поездки;

- индивидуальные беседы и консультации;

- тематические собрания:

«Трудности адаптации первоклассников к школе», «Детские страхи», «Режим дня в жизни школьника», «Детская агрессия», «Эмоциональное общение», «Родителям о физиологии младшего школьника» и др.;

психологические тренинги

5. Работа службы сопровождения (психолог, логопед, дефектолог) и ПМПК

Задачи:

- сохранить психическое здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- коррекция речевых нарушений и нарушений в познавательной сфере;

- рекомендации для педагогов и родителей

Формы:

- беседы;

- коррекционно-развивающие занятия;

- индивидуальные занятия;

- групповые занятия;

- беседы;

- тренинги;

- консультации;

- обследование ПМПК с последующими рекомендациями.

Деятельность начальной школы

в области здоровьесбережения

Сильные стороны

Созданные условия

Созданы условия для поддержания и укрепления психического и физического здоровья детей

- расписание и режим дня составляются с учетом требований и не допускают перегрузки детей;

- организован адаптационный период для первоклассников;

- уроки носят здоровьесберегающий характер;

- перед уроками проводится зарядка;

- после урока проходят подвижные перемены;

- прививки и медицинские осмотры проводятся регулярно силами врачей поликлиники;

- контроль за качеством школьного питания;

- организации каникулярного отдыха учащихся;

- ежегодная работа летнего оздоровительного лагеря «Лукоморье» (120-150 детей);

- работа групп продленного дня на базе 2-х классов

- планирование воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни;

- учет рекомендаций «Листа здоровья» в классных журналах на каждого учащегося

Слабые стороны

Необходимые условия

Не все дети, нуждающиеся в лечебной физкультуре, охвачены занятиями

Отсутствие специалистов (только в поликлинике)

Недостаточно одного спортивного зала, недостаточно оборудована пришкольная спортивная площадка, требуется дооснащение (спортинвентарь)

Улучшение материально-технической базы школы

Не все педагоги владеют способами, техниками саморегуляции и здоровьесбережения

Обучение педагогических кадров, родителей, формирование стиля жизни школы

Проблема

Ценностной ориентации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, технологическая готовность к ее реализации

Осознавая значимость данной проблемы, каждый учитель стремиться  так планировать свою деятельность и организовывать образовательный процесс, чтобы качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не  наносило ущерба из здоровью. Реализация задач здорового образа жизни и всей системы учебно-воспитательной работы в школе невозможна без тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов. От этого во многом зависит полноценное, направленное на сохранение и улучшение здоровья ребенка пребывание детей в образовательном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Данный материал позволит учителю разнообразить методы и приёмы здоровьесбережения в рамках урочной и внеурочной деятельности...

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Доклад по теме самообразования "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"....

Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....

Условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Исследовательская работа, посвященная изучению педагогический условий реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....

Статья.Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"

Аромотерапия – это одно из средств в воспитании и развитии детей, расширяя их потенциальные возможности  она позволяет поддерживать их здоровье, предупреждать болезни, оказывать регулирующи...