Формы и методы контроля и оценивания
статья на тему

Пайкина Айна Михайловна

Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся.

Составила: Пайкина Айна Михайловна.

1. Теоретические основы системы оценивания

Особенности пропедевтического интегрированного курса естествознания для 5-6 классов курса в плане соотношения содержательной и процессуальной сторон обучения сказываются и на системе диагностики учебных достижений учащихся.

Изучение курса призвано оказать существенное влияние на когнитивную, мотивационную и креативную сферы личности ученика. Поэтому система диагностики достижений учащихся должна включать три составляющие:

  • выявление динамики развития когнитивной сферы;
  • выявление динамики развития мотивационной сферы;
  • выявление динамики развития креативной сферы.

В рамках этих трех составляющих целесообразны:

  • проведение различного вида тестирования;
  • организация работы по анализу и оценке (самооценке, взаимооценке, оценке со стороны учителей, родителей, старшеклассников) достижений учащихся.

Выявление сформированности определенных элементов знаний и адекватных им предметных умений не исключается из системы диагностики, а приобретает второстепенный подчиненный характер. Основной упор при оценке учебных достижений школьников должен быть сделан на качество подготовленных ими итоговых материалов по результатам проведенной самостоятельной практической работы. Оценка успешности учащихся в овладении курсом должна быть многоаспектной, должна проводиться в различных формах и преследовать не только цели контроля, но и цели мотивационные и развивающие.

Большое значение приобретает в этих условиях оценка достижений конкретного ученика со стороны товарищей по классу, родителей, учащихся других классов и других образовательных учреждений. Особую роль играет моделирование признания заслуг исследователя членами научного сообщества через апробацию идей и результатов исследования на учебных конференциях и публикацию ученических работ в специальных сборниках, а также через предоставление возможности ознакомиться с ходом и результатами исследований в телекоммуникативной сети.

Пятибальная отметка как внешняя форма оценки учебной успешности ученика может быть лишь одной из многочисленных составляющих в общей системе оценки деятельности учащегося. Неприемлемыми представляются расчет успеваемости, качества знаний и уровня обученности при оценке результатов изучения курса.

Исходя из этих концептуальных положений, строится система оценивания достижений учащихся, изучающих курс «Естествознание 5-6». Под системой оценивания понимаются не только та шкала, которая используется при выставлении отметок, и те «моменты» учебного процесса, в которые отметки принято выставлять, но, прежде всего, в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. Таким образом, оказывается, что система оценивания неразрывно связана с системой самооценивания результативности обучения.

В общем, именуемая в дальнейшем система оценивания (включающая оценку «внешнюю» и «внутреннюю») должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. Другими словами, реализация системы оценивания должна дать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в учебный курс. Система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов). Учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Это означает, что должна быть обеспечена полная прозрачность системы оценивания.

2. Критерии оценивания учебных достижений учащихся

Компоненты диагностики достижений учащихся (когнитивный, мотивационный, креативный) в реальном процессе оказываются взаимосвязанными, переплетаются, взаимопроникают. Предлагается совокупность четырех критериев, характеризующих совместно перечисленные компоненты.

Критерий А отвечает за знание фактического материала и умение правильно и уместно использовать естественнонаучный понятийный аппарат. Пропедевтический характер курса отводит данному критерию скромную роль в общей системе оценивания.

С помощью критерия В оценивается работа, связанная с синтезом фактического и теоретического материала, умением создать, вывести интеллектуальным путем новое для учащегося знание, не данное в готовом виде. Самым простым вариантом такой работы является сопоставление и сравнение двух или нескольких явлений с формулированием конкретных выводов, более сложным – создание системы доказательств какой-либо мысли, идеи.

Наибольшим разнообразием «подотчетных» навыков отличается критерий С, заключающий в себе различного рода практические умения, которые дробятся на две группы: умения анализа, извлечения информации и собственно практические умения (выполнение заданий в рабочей тетради, черчение схем, диаграмм и т.п.).

И, наконец, критерий D посвящен навыкам презентации, словесного и материального оформления и представления какой-либо работы, выполненной самим учащимся.

Отметка, которую получает ученик, выполняя различные виды деятельности на уроке и дома, выступает количественным показателем соответствия достижений ученика критериям оценивания этих достижений. В зависимости от конкретных условий школы или системы работы учителя может быть выбрана традиционная пятибалльная шкала отметок или введена многобалльная шкала.

При пятибалльной шкале примерная характеристика отметок может выглядеть так:

  • 0 баллов – задание не выполнено;
  • 1 балл – содержание задания не осознано, продукт неадекватен заданию;
  • 2 балла – допущены серьезные ошибки логического и фактического характера, выводы отсутствуют;
  • 3 балла – задание выполнено отчасти, допущены ошибки логического или фактического характера, предпринята попытка сформулировать выводы;
  • 4 балла – задание в целом выполнено, но допущены одна-две незначительных ошибки логического или фактического характера, сделаны выводы;
  • 5 баллов – задание выполнено, сделаны в целом корректные выводы.

Для более объективной оценки достижений учащихся можно предложить многобалльную шкалу – в частности десятибалльную. Начинать удобно с нуля, чтобы любая отметка записывалась одной цифрой. Соответствие традиционно (в ряде случаев интуитивно) используемой пятибалльной шкалы с «плюсами и минусами» и предлагаемой десятибалльной шкалы выглядит следующим образом.

Десятибалльная шкала

«Пятибалльная» шкала (расширенная)

0

1

1

2

2

3-

3

3

4

4-

5

4

6

4+

7

5-

8

5

9

5+

Мотивационное и пропедевтическое значение курса приводит к тому, что в реальной практике отметки «3» и ниже по обеим шкалам, фактически, должны отсутствовать. «Отрицательной» отметкой может фиксироваться лишь невыполнение работы. Ученику должна быть предоставлена возможность улучшения своего результата на разных этапах вплоть до момента выставления итоговой отметки за четверть (или при завершении большой темы курса).

3. Виды диагностики достижений учащихся

Виды осуществления диагностики результатов обучения курсу естествознания можно классифицировать по форме предъявления достижений и рассматривать:

  • устные ответы учащихся;
  • письменные работы;
  • практические задания.

Устные ответы учащихся – это:

  • рассказ о выполнении домашних заданий;
  • участие в диалогах-дискуссиях на занятиях;
  • выступление на конференции;
  • рецензирование ответов и работ других учащихся.

Письменные работы – это:

  • записи в лабораторном журнале;
  • отчеты о выполнении домашних заданий;
  • самостоятельные и контрольные работы;
  • тестирование;
  • рецензирование ответов и работ других учащихся.

Практические задания – это:

  • изготовление приборов;
  • подготовка стендовых докладов;
  • подготовка презентаций;
  • подготовка рисунков «от руки»;
  • подготовка рисунков на компьютере;
  • создание фото и видеоматериалов.

Особое место занимает такая форма предъявления достижений учащихся, как проектная работа, сочетающая элементы выполнения письменных и практических заданий и отражающая наиболее системно ученические успехи. Проектная работа – это индивидуальные и групповые проекты.

4. Способы фиксации динамики достижений учащихся

Многокомпонентность системы оценивания определяет целесообразность фиксации и хранения результатов деятельности учащихся в процессе обучения курсу в виде портфолио ученика.

Портфолио – портфель индивидуальных достижений – комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных достижений, исполняющих роль накопительной оценки. Портфолио ученика может выступать средством образовательного рейтинга ученика и позволяет:

1) Проследить индивидуальный прогресс учащегося в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников. 
2) Оценить образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).

Портфолио учащегося это:

  • коллекция работ учащегося, демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
  • выставка учебных достижений учащегося по данному предмету за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
  • форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
  • антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.

С помощью портфолио можно конструировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты учащихся. При этом кроме «накопительной», портфолио выполняет моделирующую функцию, «отражая динамику развития учащегося; его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта; помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы; служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося».

Технология портфолио предполагает освоение учащимися:

  • различных способов деятельности, выводящих их на конкретный продукт;
  • техник рефлексии, позволяющих осознать свое продвижение относительно траектории образовательного успеха и наметить горизонты дальнейшего совершенствования;
  • методов, позволяющих генерировать личные смыслы и отношения, вступать в диалог, работать в команде, предъявлять результаты деятельности социуму, защищать и отстаивать свою позицию.

Портфолио учащегося – это постоянно пополняемый архив учебных и творческих работ ученика в течение учебного года во время всего обучения. Портфолио может состоять из четырех разделов:

  • «Портрет»
  • «Коллектор»
  • «Рабочие материалы»
  • «Достижения».

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике – авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография и т.п. Раздел «Портрет» должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристики, сертификаты и т.п. В портфолио достижений может быть представлена краткая история образовательных успехов ученика.

Раздел «Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Это могут быть материалы, предложенные ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации), или материалы товарищей по группе.

Раздел «Рабочие материалы» должен включать материалы, которые созданы и систематизированы самим учеником. Рабочая тетрадь, в которой ученик выполняет задания в классе и дома, – важнейший элемент данного раздела портфолио.

В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. К ним относятся не только грамоты, похвальные листы или сертификаты, но и рефлексивные записки педагога, тьютора, родителя, отражающие образовательные достижения ученика или фиксирующие личностный рост воспитанника.

Преобладание процессуальной деятельностной составляющей курса над знаниевой составляющей приводит к тому, что центральным элементом портфолио выступают материальные продукты, изделия, созданные учеником. Оценка изделия проводится по оригинальности конструкции, качеству изделия, соответствию изделия проекту. Продукт достаточного качества ученик не сможет изготовить без наличия у него необходимых знаний и умений. Следовательно, в продукте ученика проявляются его знания и умения, которые формируются при работе на уроке и домашней подготовке к урокам. Поэтому, оценивая продукт ученика, мы оцениваем знания и умения ученика, но не сами по себе, а как необходимые свойства, элементы и инструменты – средства в широком смысле слова, обеспечившие изготовление продукта. Таким образом, продукт ученика является тем предметом, который должен и может быть объективно измерен и оценен.

Возможна разработка web-портфолио учащегося – создание электронного портфолио учащегося, доступного посредством web-протокола.

5. Рефлексия достижений как неотъемлемый компонент обучения курсу

Цели и задачи курса, реализующего в целом компетентностный подход к обучению, приводят к необходимости создания условий для рефлексии (самоанализа и самооценки) учащимся результатов работы по курсу.

Для того чтобы иметь возможность осмысленного изучения тех или иных учебных предметов, а тем более освоения тех умений, которые по своей сути являются надпредметными, у учащегося должны быть развиты рефлексивные навыки. Развитию их должно отводиться специальное пристальное внимание. Рефлексия как содержательного, так и эмоционального порядка является обязательным завершающим этапом любой более или менее крупной работы. Это вполне естественно, если учесть, что рефлексия помогает учащемуся осмыслить проведенную работу, дает возможность и, более того, побуждает к высказыванию своей оценки прошедшей работы, а, кроме того, служит, при должной организации, замечательным средством обратной связи для учителя, позволяя более уверенно, опираясь не только на свои ощущения и мнение коллег, но и на реакцию детей, выделить слабые и, наоборот, сильные места проведенной работы.

Реализация рефлексии представляет собой организацию на итоговых этапах практически каждого занятия и в обязательном порядке на итоговых занятиях обсуждения следующих вопросов:

  • «самое удачное в работе», «самое неудачное в работе»;
  • «пожелания учителю-организатору и консультантам» (если работа была большая, и в ней участвовало несколько учителей);
  • «пожелания себе»;
  • «пожелания товарищам по классу»;
  • «самое трудное в работе»;
  • «самое интересное»;
  • «чему я научился в процессе работы»;
  • «что понравилось», «что не понравилось».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ПО ПРЕДМЕТУ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

Сегодня в арсенале педагогов существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющей реализовать все требования к оцениванию в соответствии с ФГОС....

Современные формы и методы контроля и учета знаний учащихся

Учет и контроль в образовательной деятельности занимают такое же место, как соответствующие процедуры в управлении. Иными словами, поскольку педагогический и управленческий цикл построены аналогично, ...

Формы и методы контроля

Формы контроля и учета достижений обучающихся...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И УЧЁТА ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В педагогической литературе широко используются такие выражения и термины, как проверка, учет, контроль успеваемости, контроль учебного процесса, оценка знаний и отметка. К сожалению, установившегося ...

Разнообразие форм и методов контроля учебного труда первоклассников.

Вашему вниманию предлагается сообщение,в котором подробно расписаны формы и методы контроля первоклассников....

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе. Формы и методы оценивания.

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе.Формы и методы оценивания....