Главные вкладки

    Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"
    методическая разработка на тему

    Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_shmo.docx23.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Технология  проблемно-диалогического обучения  в начальной школе»

    (выступление на ШМО)

    Учитель: Сусоева Е.В.

    Слайд 1

           Перед современной школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

         В связи с переходом на новые стандарты внимание учителей активизируется на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников.

         Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

    Слайд 2

         Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

          В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

           Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнять учащиеся в специально организованном учителем диалоге.

    Слайд 3

      Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

    • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
    • подводящий к теме диалог;
    • сообщение темы с мотивирующим приемом.

    Слайд 4

    Побуждающий от проблемной ситуации диалог

    Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

    1) создания проблемной ситуации;

    2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

    3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

    4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

    Рассмотрим эти действия.

    Слайд 5

    Приемы создания проблемной ситуации. 

    Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение,  которое вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.

    В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.

    Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.

    Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учащихся, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

    Прием 3 в сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

    В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания.

    Прием 4 наиболее простой: учащимся  дается задание, не выполнимое вообще.

    Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

    Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.        

    Слайд 6

    Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.

    • Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
    • Вопрос был один? А мнений сколько?
    • Что вас удивило? Что интересного заметили?
    • Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?

    Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

    Слайд 7

    Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учащимися. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для детей. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет  сформулировать тему урока.

     Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".

    В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

    Слайд 8

    Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учащимися, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность школьников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

    Слайд 9

    Основные выводы

          Технология проблемно-диалогического обучения является:

    - результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;                                                          - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.  

    - носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс по теме: "Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках О.С."Школа 2100"

    В данной статье представлены материалы из опыта работы по технологии  проблемно - диалогического обучения на уроках....

    Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

    Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

    Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"

    Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

    Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...