Философские сказки, их роль в развитии личности ребенка
статья на тему

Аленевская Светлана Валерьевна

Описание педагогического опыта работы по методической теме "Философские сказки, их роль в развитии личности ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofskie_skazki.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Философские сказки, их роль в развитии личности ребёнка.

      В программе литературного чтения в начальной школе большое внимание уделяется изучению сказок как народных, так и авторских (русских и зарубежных писателей).

     Сказка, передающая опыт поколения – короткая дорожка, помогающая приоткрыть внутренний мир ребёнка. Ребёнок, осознавая себя и исследуя окружающий мир, начинает задавать множество вопросов взрослым, иногда ставя их в тупик. Наблюдая за судьбами героев сказок, воспринимая язык сказочных образов, ребёнок складывает собственную картину Мира, на основании которой и воспринимает различные ситуации и действует определённым образом. Взрослый язык, логика не всегда понятны ребёнку, и поэтому свои маленькие проблемы и вопросы ему легче найти в сказочных ситуациях, предоставляя возможность проиграть и «прожить» их как можно больше, чтобы ребёнок был адаптирован к условиям окружающего мира. Важно научить ребёнка мыслить самостоятельно, учиться вслушиваться  в Слово, его музыку, его тайные смыслы.

     Безусловно, все заложенные в программу сказки учат мудрости. Но их изучение ведётся по традиционным методикам: выявляются положительные и отрицательные герои, зачин и концовка сказки, сказочные элементы. Мы привыкли, что обязательно в конце сказки добро побеждает зло, что в заключительном слове учителя в конце урока всё будет расставлено по местам. Мы приучаем детей мыслить трафаретно.

     Но в настоящее время, я считаю, мы должны развивать в детях творческих личностей, способных мыслить самостоятельно, думать самобытно, уметь аргументированно возразить, если его позиция не совпала со взглядами ровесников или  даже учителя. Я решила выйти из этого традиционного круга подачи и изучения материала и строю уроки так, чтобы раскрепостить мысли ребёнка, создать на уроке атмосферу свободы творчества.

     В традиционной системе роли распределяются между учениками и учениками так: один  - учит, другой – учится. Ну а если по  - другому? На мой взгляд, учитель должен относиться к ученику как к себе равному. Ученики могут  и должны  самостоятельно строить знания методом критического отношения к существующей информации.

     На уроке должны быть многообразные мнения.

     Исходя из всего вышесказанного я работаю над темой «Философские сказки, их роль в развитии личности ребёнка».

     В философских сказках поднимаются вечные темы: Человек, Добро, Свобода, Мораль. Эти сказки учат видеть перед собой не традиционную цель, которую надо достичь, а естественное и обязательное условие жизни. Эти сказки для тех, кто хочет и может научиться любить себя, любить людей. Эти сказки учат не только литературоведческим понятиям, а поднимают на новый уровень развития философского чувствования мира.

     Прежде всего при изучении той или иной сказки «включаю чувства». Цель – создать эмоциональный настрой, подключить подсознание. Это может быть использование музыки (как классической, так и современной), любого предмета, вызывающего ассоциации. Затем «отпускаю» мысль ученика в «свободный полёт», пытаясь опереться на его собственный опыт, на осознание им самим прежних знаний. «Хорошо направленная свобода» - в этих словах, мне думается, огромный потенциал методических находок. Я уверена, что формирование ребёнка будет зависеть от той обстановки, которую мы создаём для него. Стараюсь на уроках обеспечить ребёнку возможность самостоятельно принимать свои решения и действовать.

     Исследования В. Проппа, психотерапевтические сказки и идеи Л. Д. Коротковой и Л. Б. Фесюковой, философские сказки С. Козлова, Леонардо да Винчи, позволяют мне организовать работу со сказкой, уяснить идею и переносный смысл форм малого фольклора, смягчить поведенческий негативизм у ребёнка.

    В своей работе использую  опыт, предложенный французскими коллегами – Французской Группой Нового Образования (ЖФЕН) – движения за новое образование, которое возникло во Франции 70 лет назад по воле психологов, писателей, философов.

     Для меня самая главная задача на уроке заключается в том, чтобы познавательную ситуацию придумал сам ученик. Поэтому я не придумываю за ученика путь, по которому пройдёт к открытию его мысль.

     Считаю, что такой подход к обучению детей социально значим. Моё педагогическое кредо: вера в неповторимость каждого ученика и его талантливость. Все способны, все могут. Эта вера в себя помогает моим ученикам верить даже в те моменты, когда преследуют неудачи, что наконец всё удастся.

     Очень интересным, на мой взгляд, является на уроке «обнародование» мыслей. Цель – обсудить все мнения, рассмотреть все гипотезы, услышать всех. Этому способствует предварительный этап на уроке, когда каждый должен принять индивидуальное решение, опираясь на свой собственный опыт осознать прежние знания.

     Как правило, на уроке при  работе над философской сказкой возникает «разрыв» - внутренний эмоциональный конфликт, когда ребёнок проживает ощущение, внутреннее осознание неполноты своих знаний. Вот в этот – то момент и начинается кропотливая работа над текстом философской сказки. В этих сказках нет явного деления на положительных и отрицательных героев, и ученику необходимо самому выбрать позицию по отношению к герою, проблеме. Так как нельзя учиться в одиночку, то естественно знание одного ученика обогащается знаниями других.

     При традиционной системе учитель выступает в роли всё знающего мастера, он владеет информацией. А при новом подходе последовательность заданий стимулирует мысль ученика и осуществляется поиск со своими открытиями индивидуально и в коллективе.

     Является ли такой подход трудоёмким? На мой взгляд, не более трудоёмок, чем другие методики, хотя, конечно, от учителя он требует разносторонних знаний и интересов. Порой дети ставят такие проблемы, на которые сразу затрудняешься ответить, но все вместе мы находим ответы на неразрешимые, казалось бы, вопросы. Считаю, что освоить методику могут все желающие. Эрудированность учителя, желание творить и сотрудничать со своими учениками, принимать многообразие мнений – главные аспекты успешности.

     На мой взгляд, результативность этого педагогического опыта очевидна.

     Считаю, что на уроке обязательно должна быть рефлексия – самоанализ. Цель – проанализировать движение собственной мысли, чувств, знаний, мироощущений. И поэтому на уроках при изучении философских сказок такая рефлексия должна быть. Ученики в своих ответах – размышлениях подводят итоги, делятся мнениями о своих чувствах, а это помогает им заглянуть в их собственный внутренний мир и задуматься над добрым и вечным.

     На своих уроках я даю возможность ребёнку высказать всё, что он думает. Ребёнок чётко должен знать, это моё глубокое убеждение, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.

     И ещё я считаю, что результативность работы учителя будет находиться в прямой зависимости от отношения к детям. Основой для общения с детьми должна стать естественность, искренность, уважение точки зрения другого и принятие их как личностей. Под них не нужно подстраиваться – необходимо просто быть самим собой.

Список литературы.

  1. Брокет З., Шрейбер Г. «Целительная сила сказок». ФГУИППВ, 2003.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.  СПб, 1997.
  3. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста // Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. М., 2003.
  4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.  М.: Педагогика, 1981.
  5. Лук А. Н. Психология творчества.  М., 1978.
  6.  Львов М. Р. Школа творческого мышления. М., 1993.
  7. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. ЛГУ, 1986.
  8. Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969.
  9. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой», М., 2000.
  10. Уварина Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников.  Челябинск, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские позиции и их роль в формировании личности ребенка

В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка. Многие авторы выделяют в качестве ведущего фактора, влияющего на развитие личност...

Мастер - класс "Роль сказок в развитии личности ребенка"

Раскрывается роль сказок в развитии личности младшего школьника. Применение теневого театра на уроках литературного чтения...

Доклад:"Роль внеурочной деятельности в формировании творческого развития личности ребенка"

Локлад:"РОЛЬ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ФОРМИРОВАНИи ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"...

ДОКЛАД «Роль образовательной организации в развитии личности ребенка с ОВЗ для успешной социализации и адаптации в современном обществе».

В современном мире даже здоровому человеку непросто найти свое место под солнцем, а если человек серьезно болен, то часто адаптация в обществе становится для него большой проблемой. Люди с ограниченны...

Лекторий для родителей 2-х классов на тему: Роль семьи в развитии личности ребенка

Роль семьи в развитии личности ребенкаКак нет в этом мире двух одинаковых людей, так и никогда вам не встретятся две одинаковых семьи. У каждого свои устои, понятия о правильн...

Роль семьи и школы в духовно – нравственном развитии личности ребенка

Освещение принципов взаимодействия родителей и педагогов при формированпии личности ребенка....

Роль художественной литературы в развитии личности ребенка младшего школьного возраста

Книга – это открытие мира”. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово в...