Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»

    МАСТЕР-КЛАСС  «ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОДУКТИВНОГО  ЧТЕНИЯ.  ЧТЕНИЕ  С  УВЛЕЧЕНИЕМ»

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МАСТЕР-КЛАСС  «ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОДУКТИВНОГО  ЧТЕНИЯ.  ЧТЕНИЕ  С  УВЛЕЧЕНИЕМ»

    Тарарыкова Т.В.

    МКОУ «Рамонский лицей»

    Слайд с эпиграфом

    «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать    прочитанное – вот в чем главное. К.Д.Ушинский»              

    Тема моего мастер–класса - «Чтение с увлечением».

     Как учитель начальных классов, с первых уроков я учу своих детей читать правильно, быстро, выразительно. А еще я учу их читать продуктивно, потому что в современном мире трудно достичь успеха без  умения извлекать из текста нужную информацию и преобразовывать ее.     

                                             - Как вы думаете, что такое продуктивное чтение?

                                             - Что может быть продуктом чтения?

     Главный продукт моей деятельности – полноценное восприятие и понимание текста детьми.  

    Восприятие – это включение человека в чтение. Читаем – и представляем картины.  Читаем – участвуем в действии, ставим себя на место героя, смеемся или грустим.          

                            Попробуйте  и вы  продолжить фразу.    Читаем - и …

               Я строю свои  уроки с применением технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н. Светловской.

     Данная технология имеет 3 этапа работы с текстом – до чтения, во время чтения и после чтения  с вычитыванием 3 видов текстовой информации – фактуальной ( о чем в тексте сообщается в явном виде), подтекстовой ( то, о чем в тексте говорится в неявном виде, читается «между строк») и  концептуальной, которая содержит основной смысл текста.

              Цель моего мастер-класса – заинтересовать вас этой технологией, показать ее применение на практике и рассказать, какие универсальные учебные действия она формирует у детей.

    Слайд со страницами журналов.

    Сейчас прошу обратить ваше внимание на экран.

                                 -Какие ассоциации вызывают у вас эти иллюстрации? Что это?

                  - Журналы о чем?

                                         - Журналы для кого?

                                         - Какую информацию вы сможете получить из этих журналов?

                                         - Нужна ли эта информация?

                                         - Где она сможет пригодиться?

                                         -Поднимите руки, кому захотелось полистать эти журналы. 

    Уважаемые коллеги, вы увидели на практике прием антиципации, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заголовкам текста и иллюстрациям. Это 1 этап работы с текстом до чтения.

                                                    Слайд «1 этап – работа с текстом до чтения»

    (цель – прогнозирование содержания текста, задача учителя – вызвать интерес у детей и желание прочитать, создать мотивацию)

                                                Слайд со страницами журналов.

    На какие две группы можно разделить эти журналы?      ( мода и кухня)

    Я прошу  сейчас определить, какая из этих  тем вам ближе и занять место за  нужным столом.

     Я предлагаю вам продуктивно поработать : познакомиться с содержанием журналов  и заполнить кластеры.                        

    2  слайда  с кластерами

    1 кластер – запишите, что нужно современной женщине  всегда иметь под рукой, чтобы быстро приготовить обед и быть щедрой хозяйкой при минимуме затрат.

     2 кластер – запишите, что должно быть в гардеробе современной женщины,  чтобы она всегда выглядела модной и красивой.

    Уважаемые коллеги, участники фокус-группы приступили к работе.  Это 2 этап технологии продуктивного чтения -  работа с текстом во время чтения.

                                             Слайд «2 этап – работа с текстом во время чтения»

    (цель – понимание текста, создание читательской оценки;  задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста)

    На этом этапе участники фокус-группы вычитывают  фактуальную информацию

     (о чем в тексте сообщается в явном виде).  В нашем случае у одной группы  это рецепты и  ингредиенты блюд. У второй группы это модные фасоны, ткани, аксессуары и их примерная цена.

    Группы  работают с подтекстовой  информацией ( то, о чем в тексте говорится в неявном виде, читается «между строк») - каждая модница оценит свои финансовые возможности и определит для себя, купит ли готовую вещь или подберет модную ткань и сошьет ее сама по прилагаемым выкройкам). Каждая хозяйка составит свое меню в зависимости от предпочтений  и финансов.

      На  уроке  при  чтении  литературных текстов  с детьми в решении задачи данного этапа помогает прием «диалог с автором».  Мы ищем с детьми скрытые вопросы, задаем их автору, сами прогнозируем ответы и  сверяем их  по ходу чтения  со своими предположениями.

    3 этап – работа с текстом после чтения. 3 этап - это этап  творческих заданий. И скоро наши коллеги представят нам продукт своей работы .

    Слайд «3 этап – работа с текстом после чтения»

    (цель –корректировка читательской интерпретации,  задача учителя –обеспечить глубокое  восприятие и понимание текста) 

    При использовании на уроках технологии продуктивного чтения у детей формируются УУД: владение разными видами смыслового чтения (ПРЕДМ);

    умение вычитывать фактуальную,  подтекстовую, концептуальную информацию; находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника; анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов(ПОЗН) ;

    работать по плану, сверяясь с целью(РЕГ);

    создавать устные и письменные тексты(КОМ);

     развитие  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения  оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (ЛИЧН).

    Сейчас мы увидим заполненные кластеры.  Приглашаю представителей групп презентовать полученный продукт.

    слайд   «Современная женщина -это …»  ( продолжите фразу)

                                                   

    Обобщить ваши ответы хотела бы строками  Р. Рождественского.

    Современная женщина, современная женщина!

    Суетою замотана, но, как прежде божественна!

    Пусть немного усталая, но, как прежде, прекрасная!

    До конца непонятная, никому не подвластная!

    Современная женщина, современная женщина!

    То грустна и задумчива, то светла и торжественна!

    Доказать ее слабости, побороть ее в дерзости,

    Зря мужчины стараются, понапрасну надеются!

    Не бахвалится силою, но на ней, тем не менее,

    И заботы служебные, и заботы семейные!

    Все на свете познавшая, все невзгоды прошедшая,

    Остается загадкою современная  женщина!

    На примере мастер-класса я показала, что продуктивное чтение интересно в любом возрасте, данная технология применима на уроках любого цикла и любой ступени обучения.

                  Благодарю за помощь и внимание.



     

    Комментарии

    Валентина Александровна Климова

    Полезный мастер-класс, обязательно воспользуюсь.