Главные вкладки

    Педагогическая концепция Технология работы над совершенствованием навыка выразительности на уроках литературного чтения и русского языка.
    методическая разработка на тему

    Волкова Наталия Юрьевна

    Педагогическая концепция с презентацией

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskaya_kontseptsiya_uchitelya_mou.docx22.56 КБ
    Файл kontseptsiya.pptx861.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогическая концепция учителя МОУ «Волосовская средняя общеобразовательная школа №2»

    Технология работы над совершенствованием навыка выразительности на уроках литературного чтения и русского языка.

    «Смуглый отрок бродил по аллеям,

    У озерных грустил берегов,

    И столетия мы лелеем

    Еле слышный шелест шагов.»

    А. Ахматова  

    1.  Актуальность.

    Почему проблема выразительного чтения актуальна в настоящее время?

    ХХI век – век информационных технологий. Поток информации так огромен, что ее объем превосходит ограниченные возможности человека.

    Начальная школа является первым и главным пунктом, благодаря которому происходит знакомство с текстом, формирование и дельнейшее развитие навыка чтения, его выразительность.

    2.  Противоречия.

    • Родители хотят как можно лучше научить ребенка читать еще до поступления в школу, а в итоге мы видим ребенка. Не умеющего слушать и слышать получаемую информацию.
    • Родители хотят видеть ребенка успешным и стараются разнообразить жанровый круг чтения на начальном этапе, не считаясь с интересами ребенка. А в итоге полностью исчезает литературный вкус.

    «Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе.» Д. Лихачев.

    • Родители хотят видеть ребенка успешным, хотят видеть в ребенке то, что не смогли развить в себе. В итоге не сопоставляют свои желания с возможностями ребенка, что приводит к снижению мотивации учения. «Я до сих пор люблю то, что что слушал тогда в детстве. «Незаинтересованное», но интересное чтение – во что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.» Д. Лихачев.
    • Индивидуальная и коллективная работа должна строится с учетом особенностей ребенка. В то же время базовый уровень всех одинаковый.
    • Каждый ребенок стремится хорошо учиться, но не все готовы воспринимать предлагаемый материал.

    3. Проблема.

    Выразительно читать, говорить – это значит «действовать словами», то есть воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его  или относится к нему говорящий. Учитывая различия в речевой подготовке ребят, работу над выразительностью необходимо вести на уроках обучения грамоте, чтения и грамматики с первых уроков, с упражнений в произношении учащимися глухих и звонких согласных, шипящих и гласных звуков.

    4. Объект и предмет исследования.

    Объектом исследования в данной работе являлись учащиеся начальных классов с 1 по 4 класс.

    Предмет исследования: мониторинг показателей сформированности навыка выразительного чтения учащихся, обучающихся по УМК «Школа ХХI века».

    5. Основная идея.

    Основная идея данной программы является формирование думающей, творческой, созидающей личности, умеющей преобразовывать окружающую действительность, умеющей корректировать свое поведение в изменяющейся ситуации, адаптироваться в постоянно меняющемся мире.

    Формирование гражданской позиции в гражданском становлении личности. «Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, т перед самим собой» Д. Лихачев.

    6. Цель.

    Целью работы является формирование правильного, осознанного, беглого и выразительного чтения.

    7. Задачи.

    Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

    • Развитие навыка правильного, осознанного, беглого и выразительного чтения учащихся, совершенствование качества чтения, как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста.
    • Ознакомление с основами теории литературы, формирование на этой основе навыка анализа художественных произведений различных жанров и опыта самостоятельной читательской и художественно – творческой деятельности
    • Освоение нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях, развитие нравственных качеств личности.
    • Развитие речи через становление правильного литературного языка и умение выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности.
    • Развитие способности передавать людям информацию, извлекаемую из художественного текста.

    На начальном этапе (1 – 2 классы) используется тематический и жанрово – тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детский фольклор, авторские сказки, стихотворения и прозаическая речь).

    На основном этапе (3 – 4 классы) главным принципом является художественно – эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы.

    Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассматривание нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах.

    Осуществляется принцип эмоционально – эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, чувств, эмоций.

    8. Условия.

    Для успешной реализации задач должны быть созданы следующие условия:

    • Психологического комфорта (комфортное пребывание на уроках, во внеурочное время).
    • Коммуникативного комфорта (свободное общение).
    • Исследовательская деятельность (творческий подход к изучаемому произведению, создание ситуации для развития скрытого потенциала ребенка).

    9. Гипотеза.

    • Если развивать навык выразительного чтения, чувство красоты поэтического слова, то вырастает человек, умеющий сопереживать и оценивающий окружающий мир, то есть формируются нравственные представления и убеждения личности.
    • Если обращаться к жизненному опыту и проблемам ребенка, то осваиваются эстетические и нравственные ценности

    «Литература – это не только слова, это искусство преодоления слова, приобретения словом «особой легкости» от того, в какие сочетания входят слова. Сочетания слов, а только они рождают в тексте ассоциации, выявляют в слове необходимые оттенки смысла, создают эмоциональность текста.» Д. Лихачев.

    10. Методика.

    При работе над выразительностью чтения использую следующие методики:

    • Сочетание работы над собственным чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
    • Работа над текстом как речевой единицей и литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.
    • Одновременная работа над языковой структурой произведения и речью детей.
    • Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
    • Использование знаний о тексте как особой единице речи.

    11. Технологии.

    В своей работе я использую:

    • Технология развивающих игр (дидактическая, деловая, ролевая игры).
    • Технология развивающего обучения (интегрированные, театрализованные уроки, урок – соревнование).
    • Компьтерные технологии.
    • Технология проблемного обучения.

    12. Ожидаемые результаты.

    К концу 4 класса ожидаются следующие результаты:

    • Полноценное приобщение ребенка к книге.
    • Умение интуитивно чувствовать красоту поэтического слова.
    • Потребность в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
    • Активное установление связей между другими видами искусства.
    • Слово становится объектом внимания и осмысливания учащимися как средство создания словесно – художественного образа, через который автор выражает свои мысли, идеи, чувства.
    • Опыт творческой деятельности.

    13. Критерии оценки ожидаемых результатов.

    • 100% успеваемость по предмету.
    • Активное включение учащихся во внеурочную деятельность по предмету (конкурсы, театрализованные уроки, литературные гостиные, посещение библиотеки, возрождение традиции семейного чтения, создание совместно с родителями памятки по чтению и т.д.)
    • Благоприятная психологическая обстановка в учебной деятельности.

    14. Результативность.

    Подводя итоги вышесказанному, надо добавить, что работа над выразительностью, проводимая на уроке чтения, должна находить подкрепление в различных формах внеклассной работы, а также привлечением родителей: вечера рассказывания сказок, конкурсы на лучшее чтение стихотворений, инсценирование и т.д.

    Все это вместе взятое открывает большие возможности повышения культуры речи, выработки художественного вкуса и воспитания потребности овладевать искусством художественного слова.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Технология работы над совершенствованием навыка выразительности на уроках литературного чтения и русского языка. Педагогическая концепция учителя МОУ « Волосовская средняя общеобразовательная школа №2 » Волковой Наталии Юрьевны

    Слайд 2

    Актуальность. Начальная школа является первым и главным пунктом, благодаря которому происходит знакомство с текстом, формирование и дельнейшее развитие навыка чтения, его выразительность.

    Слайд 3

    Противоречия. Родители хотят как можно лучше научить ребенка читать еще до поступления в школу Родители хотят видеть ребенка успешным и стараются разнообразить жанровый круг чтения на начальном этапе, не считаясь с интересами ребенка. «Чтение не должно быть случайным.» Д. Лихачев.

    Слайд 4

    Противоречия. Родители хотят видеть ребенка успешным, хотят видеть в ребенке то, что не смогли развить в себе. Индивидуальная и коллективная работа должна строится с учетом особенностей ребенка. Каждый ребенок стремится хорошо учиться, но не все готовы воспринимать предлагаемый материал.

    Слайд 5

    Проблема. Выразительно читать, говорить – это значит «действовать словами», то есть воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий.

    Слайд 6

    Объект и предмет исследования. Объектом исследования в данной работе являлись учащиеся начальных классов с 1 по 4 класс . Предмет исследования: мониторинг показателей сформированности навыка выразительного чтения учащихся

    Слайд 7

    Основная идея . Формирование думающей, творческой, созидающей личности, умеющей преобразовывать окружающую действительность, умеющей корректировать свое поведение в изменяющейся ситуации, адаптироваться в постоянно меняющемся мире . Формирование гражданской позиции в гражданском становлении личности.

    Слайд 8

    Цель. Формирование правильного, осознанного, беглого и выразительного чтения.

    Слайд 9

    Задачи. Развитие навыка правильного, осознанного, беглого и выразительного чтения учащихся. Ознакомление с основами теории литературы. Освоение нравственных ценностей. Развитие речи. Развитие способности передавать людям информацию, извлекаемую из художественного текста.

    Слайд 10

    Условия. Психологического комфорта. Коммуникативного комфорта. Исследовательская деятельность.

    Слайд 11

    Гипотеза. Если развивать навык выразительного чтения, чувство красоты поэтического слова, то вырастает человек, умеющий сопереживать и оценивающий окружающий мир. Если обращаться к жизненному опыту и проблемам ребенка, то осваиваются эстетические и нравственные ценности

    Слайд 12

    Методика. Сочетание работы над собственным чтением, техническими навыками и читательскими умениями. Работа над текстом как речевой единицей и литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей. Одновременная работа над языковой структурой произведения и речью детей. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения. Использование знаний о тексте как особой единице речи.

    Слайд 13

    Технологии. Технология развивающих игр. Технология развивающего обучения. Компьтерные технологии. Технология проблемного обучения.

    Слайд 14

    Ожидаемые результаты. Полноценное приобщение ребенка к книге. Умение интуитивно чувствовать красоту поэтического слова. Потребность в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Активное установление связей между другими видами искусства. Слово становится объектом внимания и осмысливания учащимися как средство создания словесно – художественного образа, через который автор выражает свои мысли, идеи, чувства. Опыт творческой деятельности.

    Слайд 15

    Критерии оценки 100% успеваемость по предмету. Активное включение учащихся во внеурочную деятельность по предмету. Благоприятная психологическая обстановка в учебной деятельности.

    Слайд 16

    Результативность. Работа над выразительностью, проводимая на уроке чтения, должна находить подкрепление в различных формах внеклассной работы, а также привлечением родителей.

    Слайд 17

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование беглого осознанного чтения на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

    В представленном материале можно ознакомиться с системой работы по формированию беглого осознанного чтения, пополнить свою методическую копилку упражнениями, способствующими достижению поставленной це...

    интегрированный урок литературного чтения и русского языка в 1 классе

    Этот урок разработан УМК "Школа России"Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности...

    Презентация к урокам литературного чтения и русского языка "Увлечение чтением"

    Этот учебно-методический материал для учителей и младших школьников направлен на разработку системы общего развития детей, развития и формирования в них отдельных качеств....

    Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

    Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...

    «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»

    Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...

    статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе"

    Статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС№62...

    статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе"

    Статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС№62...