Самостоятельная работа учащихся с учебником
статья на тему

Основная задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam_rab_s_uchebnikom_vystuplenie_na_mo_-_kopiya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании методического  объединения учителей начальных классов МОУ Дубковской СОШ учителя начальных классов Ярышевой М.В.

(Протокол №2 МО учителей начальных классов от 19.12.2016 г.)

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Основная задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник.

Цель самостоятельной работы с учебной книгой — формирование потребности учащихся к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, обеспечивающее каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности на протяжении всей жизни

Часто школьники не хотят самостоятельно работать с учебником потому, что не умеют, не владеют приемами работы с ним. Поэтому главная задача учителя начальных классов является формирование у детей: 

- положительного отношения к учебнику;

- желания работать с учебником;

- приемов самостоятельной работы с материалами учебника;

Учителю необходимо видеть:

  • все методические возможности учебных заданий и иллюстраций учебника;
  •  не использовать поверхностно материал учебника;
  • не игнорировать учебник; 
  • не заменять его своим рассказом;

Работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

  • чтение текста  с выделением главных мыслей;
  • чтение текста  и составление плана прочитанного;
  • составление ответа по составленному плану;
  • чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;
  • комментированное чтение текста (вопросы при этом могут быть следующими:

«Что из прочитанного вам уже известно?», «Что нового вы узнали?», « Как выделены в тексте новые понятия?» Ответы на эти вопросы помогают научить учеников  ориентироваться в тексте);

  • устные или письменные ответы на вопросы к тексту (эта работа позволяет решать сразу несколько задач: способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально); формирует умение отвечать кратко и четко);
  •  выделение терминов и их определения  (важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять);
  • запись терминологического текста (составленного учителем), вставить пропущенные термины и подчеркнуть их. Данная форма может охватывать практически все новые термины конкретного урока и помогает обнаружить взаимосвязь между ними;
  • заполнение  таблиц;
  • составление схем, (составление схем под  руководством учителя; объяснение учителя по готовой схеме; озвучивание готовых схем учениками, заполнение и озвучивание схем учениками);
  • творческая работа с учебником - составление вопросов  (Например: «Докажите, что... »; «Объясните, почему...»; «Какой вывод можно сделать из... »);
  • составление текстов с пропущенными словами;
  • тесты – наиболее распространенный сейчас вид проверки усвоения материала. В качестве формы творческой работы с учебником ребятам предлагается с помощью учителя разработать тесты применительно к конкретному тексту или разделу.

Прежде всего, необходимо добиться овладения учащимися техникой чтения и понимания смысла прочитанного. Лишь пройдя первый и наиболее трудный этап овладения техникой чтения, ребенок становится неразлучным с книгой. Успех дальнейшего обучения учащихся во многом будет зависеть от того, насколько прочными будут навыки сознательного, вдумчивого, сосредоточенного чтения и воспроизведения прочитанного, осознания текста и лексического разбора его трудных мест, логического разбора текста в связи с заданиями учителя и учебными потребностями детей, уяснение идейного смысла читаемых статей, рассказов. В I классе дети учатся составлять план прочитанного. В III классе они уже умеют составить план большого рассказа или отрывка, формулируя пункты плана в виде назывных предложений. Дальнейшая работа с учебником и книгой, готовит детей к восприятию текста, водружает их умением вдумываться в название статьи, вырабатывает у детей навыки внимательного чтения с выделением основной цели. Не менее важное значение имеет привитие школьникам навыка самостоятельной работы над статьей, тщательный контроль со стороны учителя за правильностью понимания учащимися прочитанного, выяснение отношения детей к событиям, действиям, поступкам героев.

Работа над текстом строится в зависимости от его характера. При изучении делового текста учитель концентрирует внимание учащихся на усвоении его содержания и тех сведений, которые в нем сообщаются.

В работе над художественным текстом учитель главное внимание уделяет восприятию и запечатлению в сознании учащихся ярких образов и картин, нарисованных автором, учит детей пользоваться художественными средствами при запоминании материала, оценивает качество и полноту восприятия художественного образа при проверке знаний. Такой подход к организации занятий будет способствовать развитию эстетического восприятия, образного мышления, обогащению речи школьников. Не менее важное значение имеет подготовка учащихся к усвоению основ теории литературы. В работе над художественным текстом учитель учит детей проводить простейшие теоретико-литературные наблюдения.

В начальной школе распространены две формы работы с книгой:

1) под руководством учителя, воспитателя на уроке и во внеурочной работе;

2) самостоятельно дома с целью закрепления, уточнения и расширения полученных на занятиях знаний.

Работа с учебной литературой (печатными источниками) используется на различных этапах урока:

- при изучении нового материала,

 - закреплении,

- на стадии контроля

Со времен В. Ф. Зуева рекомендуется дробная, поэтапная, объяснительная форма работы: прочтение отрывка, остановка с последующим анализом прочитанного. Поскольку у детей младшего школьного возраста еще не сформированы читательские умения, в начале изучения предмета рекомендуется предварительное их ознакомление с устройством учебника, основными элементами его содержания, со следующими приемами работы в процессе изучения учебного материала:

1) ориентирования (нахождение определенного текста, задания, иллюстрации);

2) работы с текстом (объяснительное и выборочное чтение, сопоставление текстовой информации, нахождение понятий, обобщение необходимой информации и формулирование вывода, выделение логических частей и др.);

3) работы с иллюстративным аппаратом (сравнение иллюстраций, их соотнесение с текстовой информацией, чтение плана и карты, составление рассказа-описания по рисунку);

4) с учебными заданиями и вопросами (самостоятельная работа, выборка ответов);

5) комбинированная — с несколькими компонентами (текстом и таблицами, схемами, заданиями, картой).

При работе с учебником необходимо учитывать, что по выполняемым функциям все иллюстрации делятся на 3 группы:

- иллюстрации, раскрывающие содержание и заменяющие текст (сюжетные рисунки, фотосхемы);

-иллюстрации, равнозначные тексту: рисунки сюжетные и предметные, научно-прикладные, чертежи, карты, схемы, диаграммы, фотоиллюстрации;

- иллюстрации, обслуживающие текст.

Существуют следующие приемы для достижения лучшего понимания материала с целью его более прочного запоминания:

1) составление плана, включающее и себя разбивку материала на части, группировку мыслей и выделение смысловых опорных пунктов, содержащих в себе существенное;

2) соотношение содержания текста с имеющимися знаниями, включающее новую систему знаний;

3) соотношение содержания разных частей текста друг с другом;

4) использование образов или наглядных представлений, занимательного материала;

5) изложение содержания текста на своем языке (по А.А. Смирнову). Использование на уроке данного метода нередко влечет за собой ряд проблем:

а) недооценка значения учебника — отсутствие систематической работы с ним;

б) неправильная оценка возможностей детей к самостоятельной работе, как следствие, не владение детьми приемами рационального чтения текста, выделения смысловых единиц и т.п., отсутствие систематического контроля за прочитанным, что снижает роль домашней самостоятельной работы;

в) переоценка роли учебника: сведение уроков к объяснительному чтению, без использования других средств обучения;

г) затруднения учителя в выборе рациональных способов работы с учебником — использование неэффективных приемов: заучить вывод, запомнить текст учебника, все приведенные в нем определения и тщательно его пересказать.

Работа с печатными источниками знаний не ограничивается только прочтением учебника. Обязательно эпизодическое использование и другой литературы: хрестоматий, тетрадей с печатной основой, учебных справочников, детской художественной и научно-популярной литературы.

Технология обучения приемам работы с учебником:

1) введение приема: объяснение его значения, ознакомление с его сутью (составом), основными действиями, показ образца выполнения;

2) усвоение: выполнение ряда заданий на использование приема с постоянным контролем со стороны учителя; задания на воспроизведение последовательности операций приема;

3) закрепление: самостоятельное применение детьми приема при выполнении сначала аналогичных заданий, затем сложных, и новой ситуации;

4) пост-закрепление: самостоятельную работу дома необходимо начинать с воспроизведения полученных на уроке знаний и умении.

Этапы организации работы с учебником:

а) прогнозирования: прочитать название темы и попытаться по нему представить, о чем пойдет речь;

б) установления связи с предыдущим материалом: вспомнить (бегло просмотреть) ранее изученный материал, вспомнить его содержание и попытаться определить связь с изучаемой темой;

в) работы с данным текстом: прочесть внимательно текст, параллельно выписывая непонятные слова и рассматривая иллюстрации; выделить главное, основные тематические блоки и составить по ним план текста;

г) лингвистического анализа: попытка объяснить новые, непонятные слова самостоятельно, с помощью словаря

д) вторичного прочтения: чтение текста с параллельным его соотнесением с пунктами плана;

с) закрепления: воспроизведение смысла текста но плану, затем без него вслух, про себя (для этого рекомендуется составлять план — алгоритм ответа, используя опорные образные схемы);

ж) вторичного закрепления: ответ на вопросы после текста, приведение своих примеров к прочитанному;

з) сопоставление прочитанной информации с имеющейся ранее и полученной на уроке.

Варианты работы с дополнительной учебной литературой:

I) чтение учащимися или учителем отрывков, статей на этапе изучения нового материала или обобщения;

2) устное сообщение детей о прочитанных фактах и явлениях, и том числе устное «реферирование» — подготовка детьми сообщения - «выжимки» по прочитанному;

3) краткая запись содержания книги (конспектирование);

4) составление справки по персонажу на основании прочитанного;

5) подготовка докладов — сообщений по заданной теме по нескольким первоисточникам;

6) фиксирование определений основных понятий в словаре;

7) зарисовка из первоисточников в тетрадях схем, иллюстрирующих изучаемые явления.

Технология работы с детской научно-популярной литературой:

а) определение темы литературного источника и связи ее с содержанием урока;

б) характеристика содержания литературного произведения, определение возможностей его использования;

в) учет объема текстового материала, времени его использования в учебном процессе;

г) четкое определение цели применения произведения и соответствующего этапа урока;

д) формулировка заданий детям до прослушивания произведения;

е) чтение учителем или школьниками (параллельно возможна драматизация, использование кукол и др. атрибутики);

ж) беседа после работы с текстом с целью проверки усвоения;

з) обобщение и выводы.

Специальная технология реализуется в традиционном ключе — от простых заданий к постепенному включению всего арсенала и предполагает выполнение следующих операций:

1) коротко рассказать, о чем этот текст;

2) ответить по нему на 1 — 2 вопроса по содержанию;

3) придумать и записать название;

4) выделить маркером главные слова;

5) разбить текст на смысловые части;

6) для каждой обозначенной части текста нарисовать значок или картинку, которая потом поможет вспомнить ее смысл;

7) вспомнить и рассказать текст соседу по парте или классу по нарисованным значкам, картинкам или ключевым словам;

8) выделить маркером непонятные и незнакомые слова, попытаться понять их значение по контексту (дети не обязаны понять весь материал до конца: важно научить их замечать свое непонимание и формулировать его в виде вопросов);

9) составить свой текст по подсказкам (по заданному плану);

10) составить свой текст, предварительно написав подсказки;

11) разбить готовый текст на абзацы, переставить их местами, обсудить изменения смысла и выразительности текста.

В методике важно отвечать на все вопросы сразу, не оставляя их «подвешенными» на длительный срок. Сложные тексты предназначены для прочтения и последующего рассказа дома или в классе (хорошо читающим детям). Если работа с ними происходит на уроке, то в I —II классах первым читает учитель методом медленного комментированного чтения (с осмотром класса после каждого предложения) с последующим выявлением степени понимания материала детьми и вторичным самостоятельным чтением самими учащимися.

За время обучения в школе ученики должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником:

  • уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице;
  • устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;
  • сравнивать изучаемые явления;
  • делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам;
  • составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника;
  • делать анализ содержания рисунков;
  • составлять словарь по теме;
  • самостоятельно изучать отдельную тему учебника;
  • составлять план по тексту учебника;
  • уметь составлять задачи, используя текст учебника;
  • писать конспекты, сочинения;
  • выполнять опыты, описанные в учебнике.

Важнейшие приемы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником на уроках

Очень важным этапом в работе с рисунком учебника является внимательное рассматривание рисунка. Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Задача учителя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внимание учащихся на то, что является главным в данном рисунке. Иногда работа по рассмотрению рисунка проходит так, что учитель излагает содержание рисунка, включая его в свой рассказ. Такая работа с рисунком в процессе сообщения нового материала ценна тем, что учитель дал образец того, как нужно рассказывать, и показал что рисунок помогает понять и усвоить новый материал. Работа с рисунками учебника может заключаться в сравнении рисунков. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника – единое целое. В практике учителей данный вид работы с рисунком учебника проводится двояко. В одних случаях содержание рисунка разбирается по вопросам, после чего учитель предлагает найти текст к рисунку и прочитать его. В других случаях учащиеся рассматривают рисунок, а затем находят текст к рисунку и читают его.

 В процессе сообщения новых знаний проводится работа с текстом учебника. Она помогает ученикам в освоении нового материала, способствует формированию у учащихся навыков работы с ученой литературой. Учителю нужно ставить перед учащимися конкретные задания, которые стимулируют их к серьезной работе над текстом учебника. При изучении текста учебника учителя используют такие приемы, как чтение статьи по частям с последующим разбором каждой части по вопросам, чтение всей статьи с предварительным или последующим разбором и чтение статьи по частям или всей статьи с проведением опытов и разбором.

Самостоятельная работа учащихся с учебником может проводиться в течение всего урока или занять всего несколько минут на уроке. Вполне возможно применение различных форм самостоятельной работы на одном уроке по одной и той же теме, но каждая работа должна быть тщательно продумана, правильно организована, хорошо оборудована.

Самостоятельную работу учитель может предложить ребятам и во время, отводимое на проведение проверки знаний учащихся. При всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся успех обусловлен определенными дидактическими условиями:

1. Наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения.

2. Присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения.

3. Необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах.

4. Работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке.

Вывод:

Учебник является необходимым условием для того, чтобы у учащихся образовались новые устойчивые временные связи, чтобы учащиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем. Учебник создает для ребят возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части.

Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий

Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе.

Эту работу можно предлагать с различной дидактической целью и на различных этапах урока: при изучении нового материала, при повторении и изучении некоторых теоретических вопроса, при изучении принципа действия и устройств приборов, при подготовке к лабораторным работам, закреплении, обобщении и систематизации знаний учащихся.

Формирование умений и навыков работы с учебником в школе VIII вида

Формирование умений и навыков работы с учебником в школе VIII вида должно проводиться систематически.

Важно, чтобы выработался алгоритм такой деятельности.

Структуры учебников в коррекционных классах различны. В начальной школе учащиеся из учебника используют только задания, а в пятом классе нужно научить их читать текст учебника.

Начинается работа с ознакомления с учебником: кто автор учебника, год издания, форзац учебника, оглавление, обозначение.

Именно в коррекционном классе важно продумать систему уроков над общей темой “Обучение работе над учебным текстом”. Эта работа проходит по такому плану, где предусмотрен переход от простых навыков и умений к более сложному:

работа с учебником после объяснения нового материала;

чтение текста учителем с выделением главных мыслей;

чтение текста учителем и составление плана прочитанного;

составление учителем образца ответа по составленному плану;

ответ учащихся по составленному плану;

чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;

чтение учащимися текста и самостоятельное или с помощью учителя составление плана прочитанного.

Систематическая работа по этому плану в I полугодии дают хорошие результаты. Целесообразно применить и такой прием: разделение труда между учителем и учащимися коррекционной школы. Учитель излагает некоторую часть материала, а остальную часть учащиеся осваивают по учебнику совместно с учителем или родителями. Для того чтобы ученик привык работать с учебником, домашние работы в I полугодии задаются аналогичные тем, которые разобрали в тексте пункта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

В данной статье освещены вопросы  правильной  организации  самостоятельной работы учащихся на уроках,  т. к. она  служит  эффективным  средством  формиров...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМ объёма и оценки знаний умений и навыков учащихся при проверке письменных контрольных и самостоятельных работ учащихся первой ступени образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМобъёма и оценки знаний умений и навыков учащихсяпри проверке письменных контрольных исамостоятельных работ учащихсяпервой ступени образования...

Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся

Самостоятельная работа  учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся...

Самостоятельная работа учащихся с учебником (презентация)

Основная задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самосто...

Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся

Проблема использования самостоятельной работы на уроках давно находится в центре внимания ученых....

Приемы самостоятельной работы с текстом учебника

В данной статье рассматриваются   разнообразные приемы  самостоятельной  работы с текстом учебника. Ведь учебник-это главный и самый первый источник научной информации в деятельнос...